Осуществлениепреемственности дошкольного и начального образования.
Современная действительность вызываетнеобходимость замены формулы «образование на всю жизнь» формулой « образованиечерез всю жизнь». Непрерывность образования в школе осуществляется путемреализации преемственности различных ступеней образовательной системы. Работа вэтом направлении ведется через « Комплексную программу развития личностиребенка с 3 до 17 лет», которая учитывает возрастные особенности детей. Работа образовательного комплекса направлена на сохранение здоровья, развитияличности каждого ребенка, обеспечение его эмоционального благополучия. Главныйпринцип работы- не навреди! Основная цель- создание условий и оказание помощиученику в учении в соответствии с его природосообразными способностями ивозможностями». В работе по обеспечению преемственности программ обучения детейв детском саду и начальной школе мы апробировали несколько подходов.
На первоначальном этапе преемственность былаоснована на традиционной последовательности жизни ребенка. В детском садуребенка готовили к школе, к освоению программы 1 класса. Воспитателиорганизовывали свою работу на основе знаний о содержании школьного образования,его средствах, требованиях и т.д. Дошкольное образование, особенности егосодержания, были направлены на подготовку к обучению в начальной школе. Притаком подходе обучение дошкольников определялось необъективными законамиразвития ребенка, а образовательной системой последующего звена.
Соответственно и психологи детского садаопределяли традиционные показатели готовности ребенка к школе по параметрам,диктуемым требованиям начальной школы. Работая в этом направлении, мы напрактике убедились в неверности такой позиции: в конце первого класса у ребенкападал интерес к учебе, снижалась успеваемость. По сути, в детском садупроисходило «натаскивание» малыша, что вызывало у него стрессовое состояние, аэто, в свою очередь, приводило к ухудшению здоровья детей и качестваобразования. Коллектив педагогов детского сада и начальной школы стали искатьдругие подходы. В частности, они пробовали связать преемственность с идеямисамооценки дошкольного детства. Специфика жизни детей первых семи лет сталаопределяющей в отборе содержания и средств учебной деятельности в детском саду.
Ребенок-дошкольник многое может сделать спомощью взрослых. Но кто знает, каковы границы этой «зоны ближайшего развития»? В настоящее время педагогический коллектив школы в работе по преемственностиопирается на «самоопределение личности ребенка по отношению к существующимкультурным образцам и реализацию человеком своего образа в подлинно позитивнойсвободной деятельности». При таком подходе самыми важными становятся процессысамоактуализации личности – саморазвитие, проявление способности избирательноотноситься к учебному материалу, умение учиться, овладение способамитворчества, преобразования, самоорганизации, самоконтроля, приобретение техникпроектирования, средств анализа и рефлексии. Главное в этой позиции- научитьребенка учиться самому. Задача учителя – обеспечить условия для проявления всехспособов познания окружающего мира, людей, природы и самого себя. Создатьразвивающую среду в условиях доверительного, основанного на любви, терпении,понимании общения с ребенком. Такой подход позволяет реализовать принцип преемственности и непрерывности на разных ступенях образовательного процесса.
Дошкольное учреждение- это особый мир,требующий чуткого подхода к детям со стороны воспитателей. Педагоги детскогосада и школы – единомышленники. Первоклассники успешно адаптируются к условиямшколы, что проявляется в их готовности к полноценному личностному, физическому,интеллектуальному развитию в новой для них среде. Особое место в этой работезанимают медико-психолого-педагогические консилиумы (МППК), объединяющиепедагогов, психологов, социального педагога, медиков. Они дают рекомендации поустранению причин затруднений ребенка в обучении и воспитании. Эта службаанализирует данные диагностики и микроисследований. Вся информация по школепоступает в информационно- аналитический и коррекционно- диагностический центр.Каждую четверть эти материалы пополняются, обобщаются, анализируются, затемвносятся коррективы в план. Эта информация используется при анализе работы загод и при составлении плана на следующий год.
В достижении преемственности помогает «Система контроля и организации работы школы по преемственности «Детскийсад-начальная школа- средняя школа». Цель ее- осуществление непрерывностиобразования ребенка с 3 до 17 лет при сохранении самооценки каждого возрастногопериода». Реализация системы включает три этапа. Первый этап – работа нанулевой ступени, включающей детский сад и школу будущих первоклассников. Здесьопределяется уровень соматического и психического развития ребенка,прогнозируются возможные школьные трудности, проводится эффективная коррекция. Второй этап- работа на первой ступени- в начальной школе. На этих этапахсоздаются благоприятные условия для психолого-педагогической и социальнойадаптации детей к школе, ведется подготовка к успешному обучению их наследующей ступени. Третий этап- работа на второй ступени с 5-9,11 классами.
На первом из этих этапов у дошкольниковвыявляются затруднения в обучении чтению, письму, математике, выделяются слабыезвенья в их развитии, требующие коррекции. Эти особенности учитываются привыборе программы обучения, степени интенсивности учебного процесса,индивидуализации обучения. Раннее прогнозирование школьных затруднений – одноиз основных направлений в достижении преемственности.
Ежегодно в апреле психологи,воспитатели иучителя обсуждают результаты диагностики, итоги работы за последний год повыявлению уровня готовности детей к школе. Согласовывают содержание программ.Одновременно намечается коррекция возможных школьных затруднений каждогоребенка. В 1 классе , в период адаптации, организуются консультации дляродителей и учителей по согласованию требований к первоклассникам с учетом ихвозрастных особенностей, коррекционных методик, проводится углубленныймедицинский осмотр. В 4 классе осуществляется работа, аналогичная той, чтопроделана в детском саду: в мае учителя начальной школы передают картыразвития ребенка классному руководителю и учителям среднего звена; подводятитоги совместной деятельности воспитателей детского сада и педагогов начальнойшколы.
В 5 классе вновь наступает период адаптации. Иопять организуются консультации для родителей, учителей, углубленныймедицинский осмотр, подводятся итоги деятельности. Таким образом мы стараемсяотрегулировать взаимоотношения воспитателей и учителей по подготовке ребенка кобучению не только в начальной школе, но и на следующей ступени , разработатьтехнологические карты индивидуального « маршрута» ребенка.