|
Сообщение на МО учителей начальных классов учителя музыкальной ритмики |
Тереховой Натальи Демьяновны |
|
|
|
Луганск 2020 |
|
Организация проектно- исследовательской деятельности учащихся в форме творческой мастерской |
Начиная с самых древнейших времен, школа была призванавоспитывать человека, так чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым ивостребованным в нем.
Что сегодня важно в начальной школе кроме простейшихзнаний по математике и правописанию? Что нужно и можно вложить в сознаниемладшего школьника?
Актуальным в педагогическом процессе сегодня становитсяиспользование методов и методических приемов, которые сформируют у школьниковнавыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации,умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задачаобразования — помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутсянеобходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно,то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы исклонности.
Все вышеупомянутое легло в основу моей работыОрганизация проектно- исследовательской деятельности учащихся в форметворческой мастерской. Эта модель — одна из перспективных организационныхформ, содействующих развитию проектно- исследовательской деятельностишкольников.
Находясь в постоянном поиске новых методов, приемов иформ организации обучения, выходящих за рамки классно-урочной системы вначальной школе, мною была создана исследовательская творческая мастерская.Научно-исследовательская деятельность младших школьников востребована,поскольку она способствует развитию познавательной активности личности иформированию положительной мотивации к получению знаний. Данная формараспространена, в основном, в старших классах, но я на практике убедились, чтоцелесообразно и возможно вводить её в начальной школе.
Исследовательская работа учащихся младших классов имеетсвои особенности. Деятельность, которой необходимо научить малышей, должнабыть для них увлекательна, понятна, ярка, занимательна и на первоначальномэтапе, что немаловажно, организована в игровой форме. Именно для этого и былозадумано создание творческой мастерской.
Девиз творческой мастерской : Свой ум — царь в голове(народная мудрость).
В современном мире все большее значение приобретаетвладение детьми коммуникативными умениями и навыками, а также их способность ксамореализации через определенные виды деятельности. Значительная часть учащихсяначальной школы испытывают проблемы в развитии творческого мышления,формировании информационных компетентностей. Данные трудности смогут помешатьдетям успешно продолжать обучение в средней и старшей школе.
Цель проекта. Развитие творческого мышления,исследовательских умений и навыков младших школьников через участие вдеятельности творческой мастерской.
Задачи:
· повышать мотивацию учащихся начальных классов кисследовательской деятельности;
· формировать исследовательские, оценочные,информационные, презентационные компетенции;
· развивать коммуникативные умения детей;
Тип проекта:
· По доминирующему виду деятельности -исследовательский, творческий;
· По предметному содержанию — межпредметный;
· Форма организации детей и родителей — индивидуальнаяи групповая работа;
· Используемые технологии: проектная, ИКТ;
· Режим работы (организационная форма) — внеурочный.
Форма презентации проекта: научнаяконференция, творческие выставки .
Продуктдеятельности педагога — организация и функционирование клуба, передача опытаколлегам.
Продукт деятельности учащихся:
· идеальный — развивающаяся личность с навыкамиисследовательской деятельности;
· практический — творческие исследовательские работы,банк медиапрезентаций, печатная газета по материалам конференций, творческиевыставки.
Практическая значимость проекта.
Результаты реализации проекта способствуют формированиюкоммуникативной и информационной компетентностей, развитию целенаправленныхпоисковых способностей в работе с информацией, формируют презентационные умениядетей, развивают речь малышей. Кроме того, будут решены задачи формирования уучащихся положительного отношения к себе, уверенности в своих силах. Ноглавное — развивается способность работать творчески.
Схема—Ученик- родитель— учитель
По результатам научных конференций и творческих выставокпланирую издавать печатную газету, которая будет служить знаком памяти о первыхусилиях детей заявить о себе, их первых успехах и трудностях.
При успешной реализации проекта возможна передача полезногоопыта коллегам.
Этапыреализации проекта
Этапы |
Деятельность педагога |
Срок |
I. Планирование |
Разработка плана деятельности. Изучение методической и педагогической литературы. Презентация творческой мастерской. Вовлечение учащихся и родителей в деятельность мастерской. |
сентябрь |
II. Практический |
Выбор темы исследовательского проекта. Подбор материалов для создания проекта. Проведение конференции по выбранным темам. Практическая работа над проектом. |
октябрь -декабрь Представленная информация была полезной? ДА 59.47% НЕТ 40.53% Проголосовало: 1204
|
III.Аналитический, контрольно-коррекционный |
Представление проектов в форме научной конференции, творческой выставки. Сравнительный анализ прогнозируемого и реально полученных результатов. Корректировка деятельности по устранению недостатков в ходе работы над проектом. Обобщение и распространение опыта.
|
Январь-февраль
Март- апрель
|
Ясчитаю целесообразным проводить исследовательскую работу со 2 класса. Это могутбыть мини-проекты, которые развивают творческие способности
1)Придумать окончание рассказа и нарисовать рисунок
2)сочинить рассказ, сказку к теме урока, пословицы, поговорки.
План
Гдеживут медведи?
Чемэти животные не похожи на других?
Жизньбурых медведей.
Какмедведь зимует?
Почемубытует мнение медведь лапу сосет?
Заключение.
Порядокработы:
Внимательнопрочитай план реферата.
Найдив книгах страницы, где есть нужная информация и сделай закладки.
Каждыйпункт плана — это новый абзац текста.
Напишикраткое вступление (это ответ на первый вопрос).
Подробноответь на вопросы основной части плана.
Сделайкороткое заключение.
Работав творческой мастерской в 3 — 4 классе
ПроектМакаронопластика
ПроектИскусство нити
ПроектПосуда папье — маше
ПроектТестопластика
ПроектЯ помню! Я горжусь! ( к 75 летию Великой Победы)
Проект- Здоровье — наше богатство
Птичьястоловая
Лоскутноешитьё
Моемнение, что в начальной школе творчпомню! Я горжусбкие проекты наиболеецелесообразно проводить в групповой форме. Так одним из наиболее интересных иудавшихся был проект Макаронопластика. Ребята с большим интересомвключились в творческий процесс и вовлекли в работу родителей. На глазах,баночки из под крема, пластиковые бутылки, стаканчики из по йогуртапревращались в эксклюзивные поделки, которые без сомнения могут статьзамечательным подарком. Ребята видели, как казалось бы, из совершеннонесовместимых предметов получаются красивые поделки. Презентация
Встреча с одаренными учащимися для нас педагогов является своеобразнымэкзаменом в профессиональном плане. Бытует мнение, что талант всегда пробьетсебе дорогу. Однако, по данным генетика В.П. Эфроимсона, из тысячиродившихся с потенциалом гения, на самом деле становится им лишь один.Педагогический вывод прост: талантам надо помогать. И перед нами, учителям,стоят три задачи:
1.Не убить детское творчество.
2.Помогать детскому творчеству.
3.Развивать детское творчество.
Иделать это нужно сейчас, здесь в условиях массовой школы, как на уроке, так иво внеурочной деятельности. Именно поэтому и возникла идея созданияисследовательской творческой мастерской для младших школьников.
Изменения,произошедшие в отечественной системе образования, её переориентация наразвивающие, личностно-ориентированные технологии также изменили отношение кучащимся, проявляющим неординарные способности в интеллектуальной, учебной,творческой деятельности. Работа с одаренными детьми, их поиск, выявление и развитиедолжны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Только человек,уверенный в себе, способный участвовать в принятии решений, высказывать своемнение, работать с информацией, используя различные информационные технологии,публично представлять результаты своей работы имеет больше шансов найти себя,самореализоваться. Все это приобретается человеком в процессе обучения. Поэтомутак важно, организуя образовательный процесс, ориентировать его на творческую,самостоятельную поисковую деятельность.