X-PDF

Сообщение на тему Современные технологии развивающего обучения дошкольников»

Поделиться статьей

МБДОУ  ЦРР  —  ДЕТСКИЙ  САД  №5«СОЛНЫШКО»

 

 

 

 

 

 

СООБЩЕНИЕ

 

«Игровыепедагогические технологии»

 

к педагогическому совету №5 «Современныетехнологии развивающего обучения дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  Подготовила   воспитатель                         

КвашнинаНаталья Александровна

 

 

 

 

 

 

                                                         г. Рыльск

2021

 

 

      Уровень обучения и воспитания в значительной степени определяетсятем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного ииндивидуального развития ребенка. В дошкольном и младшем школьном возрастезначительное место занимает игра. В педагогике и методике преподавания большевнимания уделяется играм в обучении дошкольников (Н.А. Короткова, Н.Я.Михайленко, А.И. Сорокина, Н.Р. Эйгес и др.) и младших школьников (Ф.К. Блехер,А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова и др.). Это связано с тем, чтопедагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именнодошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований поигровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашеговремени (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).В перестроечный период произошел резкий скачок интереса к обучающей игре(В.В.Петрусинский, П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров, С.А. Шмаков, М.В. Кларин,А.С. Прутченков и др.).

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделатьинтересными и увлекательными не только работу детей на творческо-поисковомуровне, но и будничные шаги в обучении и развитии. Занимательность условногомира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельностьпо запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, аэмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы ифункции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что онаспособствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый детьмиматериал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес вобучающий, развивающий процесс.

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучаяпосредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебныйматериал, а как детям удобно и естественно его взять.
         Игровые технологии являются составной частью педагогическихтехнологий. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим,люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народнойпедагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современном обучении,делающем ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игроваядеятельность используется в следующих случаях :

— в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы идаже раздела учебного предмета;

— как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

— в качестве  занятия  или его части (введения, объяснения, закрепления,упражнения, контроля).

Понятие «игровая технология» переводит вопрос на совершенно другойуровень научно-педагогического рассмотрения. Дидактическая проблема состоит втом, что содержание профессионального обучения будущих педагогов ДОУ невключает в себя курс «теории обучения», то есть они имеют весьма неопределенноепредставление как о понятии «образовательная технология» в целом, так и о совершенноспецифической ее области — игровых технологиях 

       Игра — это вид деятельности в условияхситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в которомскладывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В  практикеигровая деятельность выполняет такие функции:

— развлекательную (этоосновная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить,пробудить интерес);

— коммуникативную: освоениедиалектики общения;

— самореализации вигре как полигоне человеческой практики;

— игротерапевтическую: преодолениеразличных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

— диагностическую: выявлениеотклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

— функцию коррекции: внесениепозитивных изменений в структуру личностных показателей;

— межнациональнойкоммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурныхценностей;

— социализации: включениев систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущичетыре главные черты (по С.А.Шмакову):

— свободная развивающая деятельность, предпринимаемаялишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, ане только от результата (процедурное удовольствие);

— творческий, взначительной мере импровизационный, очень активный характер этойдеятельности («поле творчества»);

— эмоциональнаяприподнятость деятельности, соперничество, состязательность,конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональноенапряжение»);

— наличиеправил, прямых или косвенныхотражающих содержание игры,логическую и временную последовательность ее развития.Распространенная ошибкасостоит в том, что большинство педагогов полагает, что игровые технологии — этоиспользование сюжетных, ролевых и других игр в учебном процессе, а такжеразвивающих дидактических игр   или игровых (сказочных) персонажей в практикеработы с детьми. С точки зрения понятия «технология» это совершенно неверно.Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширнуюгруппу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различныхпедагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладаетсущественным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ейпедагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явномвиде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игроваяформа занятий создается на занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций,которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к обучению. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

 а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б)познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.

    И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степениопределяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов,настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные  , а также сразличными средствами передвижения.

 Встаршей группе мы играем в  сюжетно-ролевые, дидактические, словесныенастольно-печатные, подвижные  игры.  Нами создана картотека дидактических игр.

 Обучениев форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но неразвлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобыобразовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержаличетко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игрс тем, чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверен в том, что врезультате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иногопредметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должендиагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать этудиагностику соответствующими материалами.

Например, в игре «Что катится, что не катится»обучающая цель состоит в том, чтобы научить детей различать предметы по форме(куб и шар), обращая их внимание на свойства предметов. Перед детьми ставитсятолько игровая задача — докатить предмет до определенной черты, показав приэтом свою ловкость. Добиться цели может лишь тот ребенок, который научитсяразличать куб и шар, поймет, что до черты докатится только шар. Следовательно,усвоение программного содержания становится условием достижения используемыхигровых технологий.

Игровые технологии — одна из форм педагогическойтехнологии, обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра -основа игровой технологии, которая является основным видом деятельностидошкольников. Таким образом, игровая технология имеет две цели: одна из нихобучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которойдействует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга иобеспечивали усвоение программного материала. Игровые занятия проходят оченьживо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности,свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологиипомогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Это то,ради чего ребёнок идет в детский сад.   

 

 Особенностиигровых технологий

 

          Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видамидеятельности (младший школьный возраст — учебная деятельность, средний-общественно полезная, старший школьный возраст — учебно-профессиональнаядеятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс

 

Игровыетехнологии в дошкольном периоде

 

               Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится счеловеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторонуявлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.

 

                У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которыепозволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация всобственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, чтопозволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

 

               В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируетсяготовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельностиученья.

 

Технологияразвивающих игр Б.П.Никитина

 

              Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые привсем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характернымиособенностями.

 

               Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощьюкубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей изконструктора-механика и т.д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игрыс кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами,квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами»,термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами,веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д.и т.п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых итехнических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

 

              Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка визометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образомзнакомят его с разными способами передачи информации.

 

              Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух-трехлетнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждатьинтерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудностизадач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоватьсясамостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие отобучения, где все объясняется и где формируются, в основном, толькоисполнительские черты в ребенке.

 

                 Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответаматематической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков,кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Этопозволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверятьточность выполнения задания.

 

                 В развивающих играх — в этом и заключается их главная особенность — удалосьобъединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с оченьважным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когдаребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволилразрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческихспособностей:

 

•  развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей ссамого раннего возраста;

 

•   ихзадания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

 

•  поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развиваетсянаиболее успешно;

 

•  развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, крометого, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферусвободного и радостного творчества.

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

Игровыетехнологии в младшем школьном возрасте

 

              Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственностьвосприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любуюдеятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру,продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.

 

               В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходитчерез введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками вее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование,часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

 

                Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр — по логикеразыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позициейдействуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформируети позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника исоучастника общего действия.

 

               Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой и как учебно-познавательныйрезультат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игровогодействия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношенияс реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительномуретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход ирезультаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, атакже ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школысодержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытовогословаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений,обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность,укрепляющие волю.

 

               Результативностьдидактических игр зависит, во-первых, от систематическое их использования,во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычнымидидактическими упражнениями.

 

              Игровая технология строится как целостное образование, охватывающееопределенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом,персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения формирующиеумение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлятьих; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, впроцессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальныеявления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстротуреакции на слово, фонематический слух смекалку и др. При этом игровой сюжетразвивается параллельно основном содержанию обучения, помогает активизироватьучебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровыхтехнологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальнойшколы.

 

              В отечественной педагогике имеется ряд таких игровых технологий («Сам Самыч»В.В.Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов, персонажи «Волшебника Изумрудногогорода», «Приключений Буратино» и т.д.), встроенных в основное содержаниеобучения.

 

Методикаобучения детей теории музыки В.В.Кирюшина.

 

               Эта методика основана на соответствии каждому музыкальному понятиюодушевленного персонажа (октава — жирафа, терция — сестрица, диссонанс — злойволшебник и т.п.). Все герои испытывают различные приключения, в которыхпроявляются их сущностные признаки и качества. Вместе с героями дети стрехлетнего возраста незаметно для себя усваивают самые сложные музыкальныепонятия и умения, понятия ритма, тональности, начала гармонии.

 

Игровыетехнологии в среднем и старшем школьном возрасте

 

              В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своегособственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения,фантазии, появление стихийных групповых игр.

 

              Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность насамоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление крозыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

 

Деловые игры

 

             Деловаяигра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепленияматериала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений,дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различныхпозиций.

 

            Вучебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные,операционные, ролевые игры, деловой театр, психои социодрама.

 

           Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов,обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учительконстатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательныйитог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации ссоответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержаниемучебного предмета.

Понятие«игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методови приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогическихигр.

 

Вотличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком —четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическимрезультатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде ихарактеризуются учебно-познавательной направленностью.

 

Внее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделятьосновные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

 

Группыигр на обобщение предметов по определенным признакам;

 

Группыигр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальныеявления от нереальных;

 

Группыигр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово,фонематический слух, смекалку и др.

 

Приэтом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения,помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

 

Строитсякак целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса иобъединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

 

Составлениеигровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого воспитателя

 

Создалапедагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальнойситуации, когда ребенок обучается сам. Система состоит из трех частей: ребенок,окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг негосоздается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этойсреде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные исенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учитьсяупорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания насобственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда этотребуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз — помоги мне этосделать самому.

 

Рольвоспитателя заключается в наблюдении

 

ЗайцевНиколай Александрович (р. 1939) педагог-новатор из Санкт-Петербурга

 

Бори́сПа́влович Ники́тин (21 января 1916 — 30 января 1999) — один из основоположниковметодики раннего развития, педагогики сотрудничества.

 

ЗолтанДьенеш (1916—2014)

 

-всемирно известный венгерский

 

педагоги математик, профессор.

 

Логическиеигры с блоками Дьенеша способствуют развитию логических, комбинаторных ианалитических способностей детей. Ребенок разделяет блоки по свойствам,запоминает и обобщает.

 

Игровыеупражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом,размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основамиинформатики. Блоки способствуют развитию у детей мыслительных операций:анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а также логическогомышления, творческих способностей и познавательных процессов — восприятия, памяти,внимания и воображения.

 

Сблоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких (с двухлет) до начальной (и даже средней) школы.

 

ДжорджКюизинер

 

Бельгийскийучитель

 

начальнойшколы (1891-1976)

 

Разработалуниверсальный дидактический материал для развития у детей математическихспособностей.

 

ПалочкиКюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветнымипалочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатсяпалочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длинывыполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длинапалочки, тем большее значение числа она выражает.

 

ЖелезновыСергей Станиславович Екатерина Сергеевна

 

Достоинстваигровых технологий

 

играмотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы детей —внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение;

 

игра,востребовав полученные знания, повышает их прочность;

 

однимиз главных достоинств является повышение интереса к изучаемому объектупрактически у всех детей в группе;

 

посредствомигры задействуется “ближняя перспектива” в обучении;

 

играпозволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, засчет чего дети получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет