Государственное бюджетноепрофессиональное образовательное учреждение Краснодарского края “Ейскийполипроильный колледж”
Проект по дисциплине ОП.1. Педагогика
Тема: “ Творчество в деятельностиучителя”
Подготовила Гурская Анастасия
Студентка группы Ш-12
Руководитель проекта
Великановская Л.А.
Ейск
2023
Оглавление
Введение
Целью моего проекта является изучениепроблемы совместного творчества педагога как условия саморазвития личности.
Проблемаисследования творческой деятельности учителя насегодняшний день является актуальной. Для успешного решения проблемы необходимыусловия для реализации педагогом школы своего творческого потенциала.Если учитель активен в творческом поиске, то продуктивная деятельность,результат которой заключает в себе реализованную способность работатьноваторски, не заставит долго ждать.
Объектом является – процесс творческогоразвития педагога и ученика.
Гипотеза — если педагог обладает необходимым творческимпотенциалом, то ученики также будут всесторонне развиваться и творческиподходить к обучению.
Актуальность данной работы на современном этапепедагогической науки определена большим значением творчества и творческогопотенциала учителя в ходе его практической деятельности. Поскольку данный аспект является довольно важным для качественного образования школьников.
Задачи :
· Систеатизироватьтеоретические знания по теме “Творчество учителя”
· Определитьметоды работы, влияющие на повышение творческого потенциала педагогов.
1. Теоретическая часть
Творчество – это все,что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческойдеятельности: культура, искусство, знание, труд, красота. Творческий учитель–“это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет”
В настоящее время активно дискутируется вопрос о том,каким должен быть современный учитель, какими знаниями, навыками, качествами,компетенциями он должен обладать. Среди разных характеристик, которыеназываются в качестве необходимых составляющих профессиональнойдеятельности современного педагога, часто называют творческий подходк педагогической деятельности. Для этого необходимо в колледже, наэтапе подготовки будущих учителей, формировать творческую личность, обладающуюгибким продуктивным мышлением для генерирования разнообразных оригинальных,нестандартных идей.
Творчество составляет сущность разных видов деятельностичеловека, оно присуще человеку как сознание, мышление, воображениеи т. д. Его предпосылкой является пластичность человеческогомышления, которая проявляется в способности личностик многостороннему, вариативному видению мира.
Н. А. Бердяев писал: «Под творчеством я всевремя понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъемвсего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни…Творческий акт человека не может целиком определиться материалом, который даетмир, в нем есть новизна, не детерминированная извне миром. Это и естьтот элемент свободы, который привходит во всякий подлинный творческий акт»
На творческий характер педагогической деятельности обращаливнимание многие педагоги прошлого: Я. А. Коменский,И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский,П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко,В. А. Сухомлинский и другие. Актуальность умения учителяпринимать оперативные, гибкие решения в условиях многовариативногопедагогического процесса подчеркивается и современными педагогамии психологами. Известные деятели культуры (Д. И. Писарев,В. И. Вернадский, А. С. Макаренко,В. А. Сухомлинский, Д. С. Лихачев) отмечают, что научное,педагогическое, художественное творчество близки не только по своим целям и социальнымфункциям, но и по технологиям. «первоисточником», живой личностью,реальными человеческими отношениями. Поэтому искусство воспитания, по егомнению, есть высший тип творчества.
Педагог путем творческих усилий и труда вызываетк жизни потенциальные возможности ученика, воспитанника, создает условиядля развития и самосовершенствования неповторимой личности. Следует такжеучитывать, что педагогическая деятельность будет творческой только при наличииопределенных объективных и субъективных условий.
Творческая природа педагогической деятельности учителя,выражающаяся в индивидуально — творческом развитии педагогаи детей, в сочетании приемов алгоритмизации деятельностии творчества, в способности педагога к импровизации,к усвоению чужого опыта путем творческого переосмысления, переработкии его органичного включения в собственную теорию и практику.
Сфера творчества в деятельности педагога достаточноширока и может проявляться как в подходе к ученику, так и вотношении к своему предмету, к подаче учебного материала,к определению методов и средств обучения и воспитания.Творческое решение построения урока и отбора содержания материала,создание нетрадиционного по форме занятия обеспечивает эффективность урока и усвоениядетьми необходимых знаний, умений и формирование навыков, а такжестимулирует активность учащихся, вызывает у них познавательный интерес.Результаты реализации творческого подхода педагога к деятельности могутпроявляться на внешнем и внутреннем уровне. Внешние результаты творческойдеятельности разнообразны: составленные и реализованные педагогомавторские программы обучения и воспитания школьников; методическиеразработки, повышающие эффективность деятельности педагога; креативноорганизованные учебные или воспитательные процессы; собственные образовательныепродукты в преподаваемом предмете и т. д. Внутренние результатыявляются источником внешнего творчества, хотя и не всегда поддаютсячеткому определению. К ним следует отнести: уточнение отношенияк различным подходам в образовании, изменение в характереорганизации педагогического процесса, совершенствование профессиональногомастерства, развитие профессиональных способностей педагога и т. д.
Какими же качествами должен обладать творческий педагог?Творческий педагог должен уметь формулировать и решать педагогическиезадачи; строить свою деятельность с учетом изменяющих социальныхи других условий; уметь видеть и развивать индивидуальные способностисвоих воспитанников; владеть формами и методами эвристической деятельности;занимается самообразованием, способен к личностному творческому росту,рефлексивной деятельности, осознанию творческих изменений. Для любого видатворчества существенным является воображение, в основе которого лежатпроцессы диссоциации, ассоциации, комбинирующей активности мозга .
Творческий педагог постоянно повышает свойпрофессиональный уровень через такие процессы, как: самоорганизация, творческаясамореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе которыхон овладевает новыми знаниями, методами деятельности и т. д.
Выделяют три сферы творческой деятельности учителя: 1)методическое творчество (связано с умением анализировать возникающиепедагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели,конструировать содержание и способы воздействияв учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыти грамотно применять его в своей практике с учетоминдивидуальных особенностей педагога и коллектива детей). 2)коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчествосвязано с организацией педагогически целесообразного и эффективногообщения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией;способность осуществлять саморегуляцию). 3) творческое самовоспитание(осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определениесвоих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшегосовершенствования и корректировки, а также разработки долгосрочнойпрограммы собственного самосовершенствования в системе непрерывного самообразовании).
Также отметим, что творчество в педагогическойдеятельности учителя приобретает двусторонний характер: творчество учителяпробуждает творческую деятельность учащихся. Важную роль в этом процессеиграет искусство общения учителя со школьниками, основу которого составляетобмен информацией с помощью коммуникативных средств и воспитательноговоздействия личности педагога, его собственного примера.
Кроме того, педагогическое руководство творческойдеятельностью учащихся требует постановки задач проблемного типа, которыестимулируют мышление школьников, их интерес и потребностьв реализации своего творческого потенциала Многие педагоги прошлогоуделяли большое внимание развитию творчества учеников.
Формирование творческой составляющей личности педагогаосуществляется в как процессе самообразования, так и вобразовательном процессе в вузе. В педагогическом университете долженформироваться специалист, для которого культура, искусство, творчествостановятся насущной потребностью, составляют основу успешного овладенияпрофессиональной деятельностью. Говоря о процессе развития педагогическоготворчества (в том числе при подготовке будущего педагога в вузе) можноотметить, что он является сложным и многофакторным, зависит от многихусловий.
Творческий потенциал студентов не всегда проявляетсяв полной мере, что может быть обусловлено особенностями средыобразовательного учреждения, организации учебно-воспитательного процесса,основами взаимодействия педагога и студентов и т. д.
Большим потенциалом в развитии творчества будущихпедагогов обладает эстетически грамотно организованная среда педагогического колледжа,которая включает в себя такие компоненты, как: внешнее оформление здания,интерьер помещений, эстетическую организацию самого учебного процессав институте. При этом следует учитывать, что не только предметыэстетического цикла позволяют проявлять студентам творческий подход(музыкальное, художественное, литературное творчество). Но и любая учебнаядисциплина в той или иной мере ориентируется на интересные, нестандартныеподходы.
Часто в образовательном процессе используется системаобъяснительно -иллюстративного обучения, когда преподаватель толькопередает информацию в готовом виде посредством словесного объясненияс привлечением наглядности (например, во время лекции), а студентыполученную информацию воспринимают, заучивают и воспроизводят, неоказывает положительного влияния на развитие творчества студентов. Для развитиятворческих способностей будущих педагогов при организацииучебно-воспитательного процесса в колледже следует применять разнообразныетворческие задания, проблемные ситуации, подготовку различных проектови т. д. Только в процессе самостоятельной мыслительнойдеятельности, собственной активности у студентов формируются новые знания,умения и навыки, развиваются способности, творческое мышлениеи другие личностно значимые качества.
2.Практическая часть
Творчество очень важно потому что уроки должны быть яркимикрасивыми, даже составление технологических карт и предумывание урока это иесть творчество. В связи с этим я провела тестирование среди своиходногрупников и выявила у них уровень творчества.
Поэтому на основе данных результатов я составила диаграмму и подвела итоги данного опроса.
Большая часть моей группы- это творческие личности, которыестремятся улучшить и разнообразить этот мир своим творчеством. У них есть идеикак реализовать свои планы. Они богаты внутренним миром и уверены в своих действиях. И так как мы будущие педагоги, то для них это очень важно.
Но есть и такие люди, в которых мало творчества , и онипока не готовы реализовать его в живую.
Заключение.
В данной работе я исследовала актуальную проблему. Выполнилапоставленные перед собой задачи: была дана характеристикатворчеству, изучила педагогическую литературу по данному вопросу.
В современной литературе педагогическое творчество понимается как процессрешения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах.
Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач,педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность всоответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализ педагогическойситуации; проектирование результата н соответствии с исходными данными; анализимеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомогорезультата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.
Следовательно, опыт творческойпедагогической деятельности — возникновение замысла, его проработка ипреобразование в идею (гипотезу), обнаружение способа воплощения замысла и идеи—приобретается при условии систематических упражнений в решении специальноподобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организациикак учебной, так и реальной профессионально-ориентированной деятетьностибудущих педагогов.
1. Н. А. Бердяев. Самопознание. Опыт философской автобиографии.
2. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя.
3. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическоетворчество.
4. Коджаспирова Г. М. Педагогика.
5. Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введениев педагогическую деятельность.
