X-PDF

Сообщение «Познавательное развитие детей дошкольного возраста».

Поделиться статьей

Современный образовательный процесс немыслим безпоиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитиютворческих способностей детей, формированию навыков саморазвития исамообразования.

Моя тема самообразования звучит так «Познавательное развитие детейдошкольного возраста с учетом ФГОС ДО».

В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов испособностей, если ему просто предоставить для этого возможность.

Д. Лессинг

Актуальность выбранной мной темызаключается в том, что познавательное развитие дошкольников – это развитие ихпознавательных интересов, потребностей и способностей, самостоятельнойпоисковой деятельности на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственногоопыта, что очень важно для успешной подготовки детей к школе.

Новизна темы:

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых,более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческихспособностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования.

Основная цель:

Развитие познавательных интересов и познавательных способностейдетей.


Согласно федерального государственного образовательного стандарта дошкольногообразования основными задачами познавательного развитияявляются:

развитие интересов детей, любознательности и познавательноймотивации;

формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений о себе, других людях,объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе,части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствияхи др.);

формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях ипраздниках;

формирование первичных представлений о планете Земля как общемдоме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов.

Проблема включает в себя вопросили комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. Игровая проблемная ситуация— теоретическая или практическая ситуация, в которой нет готового,соответствующего игровым обстоятельствам решения.

Гипотеза — этоиспользование методов познавательного развития в образовательной практике,способствующих развитию познавательных процессов и повышению умственныхспособностей детей.

Познавательные интересы включаютв себя стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах,свойствах предметов, явлений действительности и желание вникнуть в их сущность,найти между ними связи и отношения.

Познавательные действия – этоактивность ребенка, при помощи которой, он стремится получить новые знания,умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность иформируется постоянная потребность использовать разные способы действия длянакопления, расширения знаний и кругозора.

Совокупность познавательных интересови познавательных  действий способствует познавательномуразвитию детей.

  • Познание – это знакомство ребенка с окружающей действительностью, эмоциональное освоение мира.
  • Познавательное развитие согласно ФГОС ДО – образовательная область, которая рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. А также развитие интеллектуальных качеств дошкольников.

Виды деятельности подразделяются на:

Коммуникативную. Это формаактивности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком каксубъектом, партнером по общению.

Познавательно-исследовательскую Это формаактивности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов,явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостнойкартины мира.

Выделяют 4 стадии познавательного развития

I стадия — Любопытство

Избирательное отношение к любому предмету, обусловленное внешними,часто внезапно открывающимися ребенку сторонами и обстоятельствами.

II стадия — Любознательность

Ценное состояние личности, активное видение мира,характеризующееся стремлением ребенка проникнуть за пределы первоначальноусмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило проявляютсясильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенностидеятельности. Примерами проявления любознательности являются деьтские вопросы:«Почему трава зеленая?», «Почему деревья не падают?», «Почему солнце светит?».Для развития детской любознательности особое значение приобретает умениевзрослого отвечать на подобные вопросы.

III стадия – Познавательный интерес

Характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательнойнацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главноеместо занимают познавательные мотивы. Проявлением такого интереса считаютстремление ребенка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например входе экспериментирования.

IV стадия – Познавательная активность.

Самый высокий уровень познавательного развития. Это природноепроявление интереса ребенка к окружающему миру (внимание и повышеннаязаинтересованность; эмоциональное отношение).

Формы работы с детьми

— Наблюдения

— Исследования и экспериментирование

— Предметно — манипулятивная игра

— Встречи с природой

— Рассказы взрослых

— Беседы педагога с детьми

— Познавательные рассказы педагога

— Чтение познавательной литературы

— Разбор проблемных ситуаций и их решение

— Разгадывание загадок

— Просмотр телефильмов и телепередач познавательного характера

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

— Информационные занятия

— Познавательные практикумы

— Игровые мероприятия

— Самостоятельная поисковая деятельность вне занятий

Основные направления познавательного развития

Развитие элементарных математических представлений

Ребенок и мир природы

Детское экспериментирование

Конструирование

— из различных материалов :

— из природного материала

— из бросового материала

-из строительного материала

Развитие элементарных математических представлений включаетв себя формирование представлений о числе, геометрическихпредставлений, навыков выражения количества через число, развитие логическогомышления.

Ребенок и мир природы

В работе с дошкольниками используются познавательныезадачи, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляциюактивного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Задачидолжны быть вначале простые, затем более сложные.

Примеры задач:

Неживая природа: Почему качаются ветвидеревьев? Почему на земле лужи? Почему снег тает в помещении? Почему веснойпочва к полудню оттаивает, а к вечеру замерзает?

Живая природа: Могут ли растения расти безсвета(влаги, тепла)? Почему рыба плавает? Почему осенью меняется цвет шерсти узайца? Зачем черепахе панцирь?

Экспериментирование

Это практическая деятельность поискового характера, направленнаяна познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостейявлений. Ребенок выступает в роли исследователя, который самостоятельно иактивно познает мир, используя разнообразные формы воздействия на него.

Примеры экспериментов:

«Есть ли у воды вкус?» даем детям попробовать питьевую воду, затемсоленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в неедобавлено.)

«Куда делись чернила?» В стакан с водой капаем чернила, туда жекладем таблетку активированного угля. Вода светлеет на глазах. (Уголь впитываетмолекулы красителя.)

Конструирование :

Заниматьсяконструированием дети начинают в очень раннем возрасте, вспомним всеми любимыецветные пирамидки и цветные кубики, которые нравятся всем без исключения.Выделяют два вида конструирования — техническое (из строительного материала,деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления ; крупногабаритныхмодульных блоков) и художественное (из бумаги и природного материала)

Хочу предложить более подробно рассмотреть взаимосвязьконструирования и развития познавательных способностей. Прежде чем начатьизготавливать постройку или поделку, мы с ребятами рассматриваем материал,выявляем его особенности, сравниваем с другими материалами. Здесь используютсякак занятия, так и исследовательская деятельность, дидактические игры. Малыши,например, сравнивают бумагу и картон, ребята постарше знакомятся с тканямиразличными, пряжей. Вместе мы заготавливаем природный материал, по ходузакрепляя названия деревьев, кустарников. Во время изготовления поделки у ребятзакрепляется представление об сенсорных эталонах. Огромное значение имеетразвитие конструктивных навыков, для некоторых детей это сложный процесс.Прежде чем, получится постройка или поделка ее нужно собрать, причем выполнитьэто правильно, подогнать все детали, склеить или сложить их ровно, точно.Особое место в конструирование занимает техника Оригами. Приизготовлении этих игрушек, даже самых простых, нужна точность и острый глазомер.А когда все складывается, то сразу виден результат. Для детей это очень важныймомент. Для лучшего результата можно использовать различные планы, схемы,карты, алгоритмы. Старшие дошкольники с удовольствием изучают такие инструкции,очень часто бывает так, что понимают их лучше некоторых взрослых.

Так же в процессе конструирования развивается:

• речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб,пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко;

• дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий —низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький, в точномсловесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади— спереди, ближе и т. д.) .

Благодаря конструированию у детей пополняется словарный запас,развивается речь, воображение, а так же художественно-творческие способности.

Творческие способности – это в первую очередь способность ребенканаходить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Этаспособность напрямую зависят от кругозора

Творческие способности – это такие психические свойства и качестваличности, которые необходимы для успешного овладения различными видамихудожественной деятельности и развития творчества ребенка. Чем больше он знает,тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.

Творческая личность постоянно стремится больше узнать обокружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежныхотраслях.

Вывод

Таким образом, я сделала вывод, что процесс познания очень важен.Я считаю, что развитие познавательных способностей и познавательного интересадошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития. От того,насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательныеспособности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Взаключении хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получатьна них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне всравнении с теми, кто такой школы не прошел».

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет