Сообщение.
Психологическое сопровождениеучащихся при подготовке к Единому государственному экзамену. Подготовила:учитель-психолог Кучерявая Т.В.
Единый государственный экзамен – важное психологическое испытаниедля выпускников. Атмосфера сдачи ЕГЭ для всех учащихся похожа, а ведет себя вней каждый по-своему. Почему? Да потому, что состояние выпускника во многомзависит от того, насколько хорошо он подготовился к экзаменам, как частотренировался, в какой мере уверен в своих силах. Ученые-психологи считают, чтоуспешное прохождение теста в большей степени отражает уровеньстрессоустойчивости испытуемого, готовность концентрировать внимание и память иточно действовать в условиях определённого времени. Учитывая это, школьныйпсихолог обеспечивает психологическое сопровождение учащихся в процессеподготовки к сдаче единого государственного экзамена, формируя соответствующиенавыки саморегуляции и самоконтроля. Психотехнические навыки сдачи экзаменов нетолько повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяет более успешновести себя во время экзаменов, но и вообще способствуют развитию навыковмыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеватьсобственными эмоциями. Психологическую подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ нужносчитать одним из приоритетных направлений работы психолога.
На примере своей школы я хочу показать работу педагога-психологапо психологическому сопровождению учащихся 11 класса при подготовке к ЕГЭ 2022-2023учебный год. Одной из важнейших задач школы на современном этапе являетсянеобходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизацииобразования, изменениях в его структуре и содержании. Системность работыпедагога-психолога по выявлению, проработке возникающих у учеников трудностейна разных этапах обучения и есть залог успешной психологической подготовки ксдаче выпускных экзаменов. Психологическое сопровождение развития ребенка можетрассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция,восстановление.
Целью психологического сопровождения ребенка вучебно-воспитательном процессе является:
- обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте);
- привитие психологической культуры (умения заботиться о собственной психической сфере, умение работать с чувствами, эмоциями, мыслями);
- изучение простейших способов психологической саморегуляции и психогигиены.
Задачи психологического сопровождения:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы,
- психологическое обеспечение образовательных программ;
- развитие психологической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов. разработки индивидуальных образовательных маршрутов;
- формирование адекватной самооценки;
- охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
- профилактика неврозов.
Виды (направления) работ по психологическому сопровождению:
- Диагностика (индивидуальная и групповая).
- Консультирование (индивидуальное и групповое).
- Развивающая, коррекционная работа (индивидуальная и групповая).
- Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры.
- Профилактика.
В соответствии с планом работы педагога-психолога в 2022-2023учебном году проведена работа по вышеназванной теме.
Мероприятия:
1. Посещение уроков с целью наблюдения за детьми, активностью науроке.
2. Групповая работа: рекомендации выпускникам при подготовке к экзамену.
3. Тестирование учащихся по «Стресс-тесту» с целью выявленияучащихся, склонных к стрессам.
4. Анкетирование с целью оценки уровня подготовленности к ЕГЭ.
3. Тест Филлипса на определение уровня школьной тревожности.
4. Презентация «Психологическая готовность учащихся к сдачеэкзаменов» с рекомендациями по аутогенной тренировке, гимнастике для глаз,режиму питания, режиму дня школьника в аттестационный период.
5. Презентация «Советы при подготовке к экзаменам».
Цели:
-подготовка к предстоящим экзаменам;
-знакомство с основными принципами сдачи экзаменов;
-развитие у учащихся навыков самостоятельной деятельности.
6. Индивидуальное консультирование учащихся, родителей, законныхпредставителей.
По результатам предварительной работы можно сделать следующиевыводы:
из 3 учащихся 11 класса, принявших участие в тестировании по«Стресс-тесту», было выявлено 33% учащихся, подверженных стрессам.
По тесту Филипса испытывают школьную тревожность 0% учащихся.
По результатам анкетирования учащихся «Оценка уровняподготовленности»:
0%- низкий уровень,
67-средний уровень,
33%-высокий уровень
В результате психологического сопровождения повысился уровеньразвития учебной мотивации и познавательной активности, самооценки учащихся,снижение уровня тревожности; формирование произвольности и самоорганизации.Таким образом, психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ проходит через системупсихологического сопровождения учащихся. Такая форма работы являетсяэффективной для успешной психологической подготовки учащихся к ЕГЭ. С помощьюрешения задач психологического сопровождения личности, реализуя все направленияработы школьного психолога, можно организовать эффективную психологическуюподготовку школьников к сдаче ЕГЭ.