Свирель
История свирели начинается еще с древних времен. Это выполненный издерева духовой музыкальный инструмент, похожий на продольную флейту,пользоваться которым на Руси начали еще в древности. Соотнести свистковыеинструменты нашего времени с древнерусскими названиями, специалисты пытаютсяуже давно. Среди упоминаний летописцами видов инструментов, наиболее частовстречаются три: цевница, сопель и свирель. Играющий на свирели в древней Русиназывали «свирянином», «свирцом» т.е. человек , который играл на любом духовоминструменте. Исключение составляли рог и труба, в этом случае исполнителяназывали «трубочея».
Если верить преданию, на свирели любил игратьЛель, который был сыном Лады, славянской богини любви. Он изготавливал себесвирель весной из березовых прутиков.
В 1951-1962 годах при проведении раскопокДревнего Новгорода, были обнаружены две свирели. Длина одной, котораядатируется концом XI века, 22,5 см, у нее 4 игровых отверстия. Другая свирельдатируется началом XV века, ее длина 19 см, у нее всего три игровых отверстия.
Исторически название «свирель» было закрепленоза парной флейтой, именно так назывался этот музыкальный инструмент наСмоленщине. Одинарную же свирель называют «сопелью». Чаще всего свирелью в нашидни обозначают инструмент наподобие продольной флейты, в верхнюю часть котороговстроено свистковое устройство.
С виду свирель – этодеревянная или металлическая дудка. Свистковое устройство, имеющее вид клюва,расположено на одном ее конце, а игровые отверстия (чаще шесть) расположены всередине ее лицевой стороны. Для изготовления инструмента используют клен,крушину, черемуху, орешник или ясень.
Двойная свирель(двойчатка, двойница) состоит из 2-х однотипных дудок, имеющих неравномернуюдлину. У каждой дудки свое свистковое приспособление, куда вдувают воздух, и накаждой по 3 игровых отверстия. Двойница может иметь различные размеры. Кпримеру, большая дудка может быть длиной до 29-47 см, а малая — 22-35 см.
Большую дудку, обычно,держат в правой руке, а в левой — малую. Две дудки, объединенные в одининструмент, дают возможность одному игроку исполнять двухголосную мелодию. Надвойной свирели можно подобрать обширный и весьма разнообразный репертуар.
Начальныеэтапы освоения техники игры на свирели.
Первый этап освоения рассказы о свирели, пальцевые идыхательные упражнения. Все это делается беззвучно, без вдувания воздуха. Когдапальцы делают свои движения достаточно уверенно, можно начинать играть созвуком.
Пальчиковаяигра:
1. Почувствуйсвои пальцы: соединить пальцы прав и лев рук, рассказать пальчиковую историю, пальчиковаяигра с предметом «Птичка зёрнышко несёт» (раздать маленькие шарики).
2. Дыхательныеупражнения:
А. Дуть на лист бумаги (показать ровность дыхания).
Б. Дуть на ладошку (если подуть на свою ладошку холодным звуком, то извук свирели будет резким. Холодным, а если рука чувствует тепло, то звуксвирели будет нежным и тёплым).
В. Подуть на шарик.
Запомни! Чем сильнее вдувание, тем звук будет выше.
СМ.Приложение №1
II Этап
Упражнения со свирелью.
1. Направляемвоздух в отверстие.
2. Делаемпробочку«языком» и проговариваем слог «ту»
3. Проговариваемсвоё имя на слог «ту».
4. Первые попевки(Все песенки – попевки предварительно разучиваются со словами в ритме песни,можно играть при ознакомлении без вдувания). Нотация в цифрах. (например:цифра 1 – значит закрываем одно отверстие левой рукой указательным пальцем,цифра 2 закрываем два отверстия указателиным и средним пальцем левой руки итд.)
См. приложение 2.
! Памятка при обучения игре на свирели на начальном этапе
Основная задача на первом этапе – приобретение начальных навыковпостановки инструмента, дыхания, преодоление технических трудностей начальногопериода. Положение рук на инструменте следующее: левая рука закрывает отверстияближе к свистку, а правая – к нижнему краю.
Постановкапальцев левой руки. Левой рукой закрываются четыре отверстия. Сначала большим пальцемнижнее отверстие, затем указательным — первое, средним — второе, безымянным – третье,правая рука – указательным – четвёртое, средним – пятое, безымянным – шестоеотверстие. Пальцы лежат на отверстиях свободно без нажима. Необходимо следитьза тем, чтобы палец не поднимался высоко над свирелью и оставался «круглым».Упражнение повторяется снова.
Извлечение,атака звука. Сквозь плотные губы ровно выдыхается воздух. Затем языком закрываеми открываем отверстие у передних зубов и верхнего неба. Подобие звука «ту»сказанного шепотом. Следить за тем, чтобы выдох был ровным и достаточнопродолжительным, чтобы можно было сказать «ту» несколько раз на одном выдохе.
Играво второй октаве
Главнаяего сложность – более сильное, плотное выдыхание воздуха. Причем дляправильного интонирования оно должно усиливаться по мере повышения исполняемыхзвуков. Увеличивается также громкость.
Приложение№1
Пальчиковые игры
1. Ивану– большаку
Ивану-большаку – дрова рубить,
А Ваське – указке – воду носить,
А Мишке — среднему – печку топить,
А Гришке – сиротке – кашку варить,
А крошке – Тимошке – песенки петь,
Песни петь и плясать родных братьев потешать!
2. Вышлипальчики гулять
Раз,два,три,четыре,пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик- гриб нашёл,
Этот пальчик – чистил стол,
Этот – резал,
Этот – ел,
Ну, а этот – всё глядел!
3. Первыйпальчик – он большой
Первыйпальчик – он большой!
Указательный– второй,
Третийпальчик – средний,
Четвёртый– безымянный,
Апятый мизинчик – маленький румяный!
Приложение№ 2
