X-PDF

Сообщение Современные образовательные технологии

Поделиться статьей

В настоящее время педагогические коллективы ДОУинтенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задачапедагогов дошкольного учреждения — выбрать методы и формы организации работы сдетьми.

 

 

 

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивновнедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организацииработы с детьми.

Современные педагогические технологии в дошкольном образованиинаправлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования,вступивших в силу с 01. 01.2014г.

Главным условием развития личности ребенка в дошкольном возрастеявляется общение. Поэтому задача педагога специально организовать даннуюдеятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия–детей друг с другом, детей и взрослого.

Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективномиспользовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что жеозначает сам термин «технология». 

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либоделе, мастерстве, искусстве.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

·        здоровьесберегающие технологии

·        технологии проектной деятельности

·        технология исследовательской деятельности

·        информационно-коммуникационные технологии

·        личностно-ориентированные технологии

·        технология портфолио дошкольника

·        игровая технология

·        технология «ТРИЗ»  

 

 

 

Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенкувозможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний,умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспектывоздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном,психологическом, биоэнергетическом. 

У нас в группе используются здоровьесберегающие технологии:

1.   Физминутка

2.   Гимнастика после сна

3.   Дыхательная гимнастика

4.   Самомассаж

5.   Релаксация

Выделяют следующую классификацию здоровьесберегающихтехнологий:

o   медико-профилактические (обеспечивающиесохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинскогоперсонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованиеммедицинских средств — технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий,здоровьесберегающей среды в ДОУ);

o   физкультурно-оздоровительные (направленныена физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физическихкачеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

o   обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающиепсихическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечениеэмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенкав процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье;технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка впедагогическом процессе ДОУ);

o   здоровьесбережения и здоровьеобогащения детей  (направленнона сохранение и стимулирование здоровья (технология использования подвижных испортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика,динамические паузы, релаксация);

o   образовательные (воспитаниякультуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания иобучения);

o   обучения здоровому образу жизни (технологиииспользования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий изсерии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия),самомассаж); коррекционные (арттерапия, технология музыкального воздействия,сказкотерапия, психогимнастики и др.)

Технологиипроектной деятельности

Цель: Развитие и обогащениесоциально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностноговзаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании иобучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по нейжизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников,проникнуть во внутренний мир ребенка.

С каждым годом поднимается планка  уровня  развитияпознавательных способностей детей и их интеллектуального развития. Поэтомупедагоги всех образовательных учреждений  должны  учить детей конкретным способам познания мира,  развивать познавательные способностидетей и  воспитывать желание детей добывать знаниясамостоятельно.   

        Стремление к постижениюмира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. Иповезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят  познавательныйинтерес к окружающему миру.  Если нет, то ребенок будет развиваться наболее низком уровне.

Поэтому необходимо искать и применять более эффективные средствавоспитания и обучения, которые служат развитию познавательных способностейдетей. Одним из перспективных методов является  метод проектирования.

        Дидактическийсмысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связатьобучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развиваетпознавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно,планировать работу, доводить ее до положительного результата, проявлятьинициативу и творчество. В проекте дети изучают объект с разных сторон, все егохарактеристики, т.е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта(что и требует от нас современная педагогика). А  какое удовлетворениеполучает сам  ребенок оттого,  что сделал для себя открытие!

Тематика и содержание проектов могут быть оченьразнообразными.  В младших группах проекты короткие, простые. Например,«Грузовик». В течение дня малыши в игре обследуют части грузовика, назначениеэтого вида транспорта, назначение колес. Проводят опыт: поедет ли грузовик безодного колеса? и т.д.  В старших группах проекты сложнее. Дети изучаютфизические тела и явления природы, растения и действия людей, предметырукотворного мира и др. 
Классификация учебных проектов:

·        «игровые» — детские занятия, участие вгрупповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного родаразвлечения);

·        «экскурсионные» — направленные наизучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

·        «повествовательные» —  при разработкекоторых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной,вокально — художественной формах;

·        «конструктивные»— нацеленные насоздание конкретного полезного продукта( сколачивание скворечника, устройствоклумб).

Типыпроектов:

1.   исследовательские

2.   информационные

3.   творческие

4.   игровые

5.   приключенческие

6.   практико-ориентированные

7.   Проекты могут быть различными по продолжительности:

8.   краткосрочный

9.   средней продолжительности

10. долгосрочный

Технологияисследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду -сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскомутипу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально –исследовательской деятельности:

·        эвристические беседы;

·        постановка и решение вопросов проблемного характера;

·        наблюдения;

·        моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

·        опыты;

·        фиксация результатов (наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой

·        «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

·        подражание голосам и звукам природы;

·        использование художественного слова;

·        дидактические игры, игровые обучающие и творческиразвивающие ситуации;

·        трудовые поручения.

         Тему исследованиявам подскажет сам ребенок, стоит только не пропустить, что именно емуинтересно:

•    Почему в холодильнике холодно?

•    Почему звезды не падают?

•    Почему кошка мяукает?

•    Где растёт пирожное?

•    Почему радуга цветная?

Содержаниепознавательно-исследовательской деятельности:

-Опыты (экспериментирование)

-Состояние и превращение вещества (например наблюдение)

-Движение   воздуха, воды. 

-Свойства почвы и минералов.

-Условия жизни растений.

-Коллекционирование

        Коллекционирование —одна из форм обучения дошкольников, позволяющая углублять познавательныеинтересы детей. Собирать можно все, что угодно: конфетные фантики, тематическиекартинки или открытки, камни, звуки, запахи и т.д. Очень увлекает дошкольниковколлекционирование фотографий, сделанных самостоятельно и последующееоформление тематических альбомов.  При организации подобной работы сдошкольниками обсуждение значения и правил собирательства сопровождаетсяорганизацией разнообразной детской деятельности на основе использованияколлекции.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

          Созданиесовместных детско-взрослых коллекций способствует разрешениюпротиворечия между доминированием игровых и недостаточным развитиемпознавательных мотивов у дошкольников. Эта цель может быть реализована приусловии, что в совместной со взрослым деятельности будут использоваться методыи приемы, обеспечивающие повышение осознанности в познании: обсуждениевопросов, позволяющих детям выделить целевые и содержательные характеристикипознания (Что хотим узнать? Зачем? Для чего? Как можно узнать? С помощью чего?Что нужно сделать?).

          Разумно организованное коллекционирование воспитывает культуру познания,развивает познавательные умения, формирует у детей представления о значимостиколлекций. В процессе коллекционирования используются методы и приемы,ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное,задавать вопросы. Коллекционирование повышает продуктивность интеллектуальнойдеятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать,сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать,систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения.

Классификацияколлекционирования

1.   Виды растений.

2.   Виды животных.

3.   Виды строительных сооружений.

4.   Виды транспорта.

5.   Виды профессий.

Последовательно-исследовательскойдеятельностью может быть путешествие по карте

·        Стороны света.

·        Рельефы местности.

·        Природные    ландшафты и их обитатели.

·        Части света, их природные и культурные «метки» — символы.

·        Путешествие по «реке времени»

·        Прошлое и настоящее    человечества (историческое время)в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).

·        История    жилища и благоустройства.

 

 

Информационно-коммуникационные технологии


Мир, в котором развивается современный  ребенок, коренным образом отличается от мира,   в котором выросли егородители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитаниюкак первому звену непрерывного образования: образования с использованиемсовременных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет,интерактивные игрушки, детские компьютеры).

Преимущества применения компьютера при организации деятельностидетей:

-предъявление информации на экране компьютера в игровой формевызывает у детей огромный интерес;

-несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

-движения, звук, мультипликация надолго привлекают вниманиеребенка;

-является стимулом познавательной активности детей;

-предоставляет возможность индивидуализации обучения;

-в процессе своей деятельности за компьютером дошкольникприобретает уверенность в себе;

-позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидетьв повседневной жизни.

Применение информационно – коммуникационные технологий

-подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформлениястендов ( сканирование, интернет, принтер, презентация).

-подбор дополнительного познавательного материала к занятиям,знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

-обмен опытом.

-проведение интерактивных праздников.

Личностно -ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системыдошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семьеи дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития,реализацию имеющихся природных потенциалов. 

Личностно-ориентированная  технология —  это такаявоспитательная система, в которой ребенок является высшей ценностью и ставитсяв центр воспитательного процесса. Иными словами, личностно-ориентированноевоспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокогоуважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития,отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательногопроцесса.

     Личностно-ориентированная технологияпредполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому педагогическаядеятельность по отношению к детям включает в себя проявление уважения кличности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:

обращаться с детьми ласково, с улыбкой, поглаживать,обнимать;

-стремиться установить доверительные отношения, проявлять вниманиек их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;

-поощрять самостоятельность в выполнении режимных процедур,учитывая их индивидуальные  особенности (привычки, темперамент,предпочтение к той или иной пище);

— чутко реагировать на инициативу в общении, потребность вподдержке;

— слушать детей внимательно и с уважением;

— вежливо и доброжелательно отвечаю на вопросы и просьбы,обсуждать проблемы;

— успокаивать и подбадривать расстроенных детей, стремиться помочьв устранении дискомфорта;

— разговаривать с детьми, выбирать позицию «на уровне глаз» (общаться с ребенком, присаживаясь рядом или брать его на руки);

— в течение дня общаться не только с группой в целом, но и каждымребенком индивидуально.

Образовательные программы «Радуга», «Из детства — в отрочество»,«Детство», «От рождения до школы» обладают яркой гуманистическойнаправленностью и демократическим управлением, индивидуальным подходом,приоритетом личностных отношений.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляютавторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционнойтехнологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия длятворчества личности.

Технологияпортфолио дошкольника

Портфолио — это копилка личныхдостижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов,положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своейжизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

·        диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный периодвремени),

·        содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),

·        рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

  Процесс создания портфолио является своего родапедагогической технологией.  Вариантов портфолио очень много. Содержаниеразделов  заполняется постепенно, в соответствии с возможностями идостижениями дошкольника.

Портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществитьиндивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детскогосада как подарок самому ребенку и его семье.

Игроваятехнология

   Игровая технология строится как целостноеобразование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенноеобщим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

-игры и упражнения, формирующие умение выделять основные,характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

-группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

-группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умениеотличать реальные явления от нереальных;

-группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакциина слово, фонематический слух, смекалку и др.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов -забота каждого воспитателя.

  Обучение в форме игры может и должно быть интересным,занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо,чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников,содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий иразличных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным втом, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком тогоили иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенкадолжен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечиватьэту диагностику соответствующими материалами.

    В деятельности с помощью игровых технологий удетей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательнойи образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторыесовременные образовательные программы предлагают использовать народную игру каксредство педагогической коррекции поведения детей. Например:

-Игра – занятие «Как мы помогаем маме»

Беседа «Для чего нужны предметы?»

-Пантомима «Мы умываемся»

-Практическое упражнение «Умоем куклу Машу».

-Практическое упражнение « Аккуратные прически».

-Практическое упражнение «Чистим зубы».

Цель: формирование культурно-гигиенические навыков.

Технология«ТРИЗ»

ТРИЗ — теория решения изобретательскихзадач, которая создана ученым-изобретателем Т.С.Альтшуллером. 
Согласно ТРИЗ — технологии воспитатель использует нетрадиционные формы работы,которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная кдошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка поддевизом «Творчество во всем!»

Дошкольный возраст уникален тем, что как сформируется ребенок,такова будет и его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период дляраскрытия творческого потенциала каждого ребенка. 

Целью использования данной технологии в детском саду являетсяразвитие, с одной стороны, таких качеств мышления как гибкость, подвижность,системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления кновизне, речи и творческого воображения.

         Основная задачаиспользования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенкурадость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота вподаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоитфорсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений напростейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, черезкоторую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед нимпроблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальномурезультату, используя многочисленные ресурсы.

Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже неподозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идтидо конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

Применение новых педагогических технологий гарантирует достижениядошкольника и в дальнейшем гарантирует их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело сзаимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога,научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главнымориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в нашихруках, поэтому их нельзя опускать. 

И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса: «Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим…»

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагогабез творческих порывов. Творческих Вам успехов!

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет