Сообщение
Тема:«Создание условий для формирования социально-коммуникативных компетенций удетей дошкольного возраста
Ужес дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевыеумения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческуюдеятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлятьсвоим эмоциональным состоянием. Представляю специфику социально –коммуникативного развития детей дошкольного возраста, которая позволяетдостичь высоких результатов в этом направлении.
Социально-коммуникативноеразвитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включаяморальные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка совзрослыми и сверстниками;
становлениесамостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитиесоциального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и ксообществу детей и взрослых в Организации;
формированиепозитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основбезопасного поведения в быту, социуме, природе.
«В пустых стенах ребенок не заговорит …» заметилав свое время Е. И. Тихеева.
Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую очередь о том,чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении,познании, общении со взрослыми и сверстниками. В пространство групповогопомещения входят различные центры, уголки, зоны.
Игра –ведущая деятельность ребенка, посредством которой ребенок органичноразвивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношениемежду взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т.д.
Социально-коммуникативноеразвитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность.Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходитсоциальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детямвозможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальнойжизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватновзаимодействовать с окружающими.
Центр с/р игры.
Содержаниесюжетно-ролевой игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве главногов человеческих отношениях. В содержании игры выражено более или менее глубокоепроникновение ребенка в отношениях и деятельности людей. Дошкольное детство –период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их всюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя,он учится общаться со взрослыми сверстниками.
Можно выделитьследующие сюжетные игры:
— «Дом, семья»
— «Игры с транспортом»
— «Больница»
—«Магазин»
—«Игры в животных и сигрушечными животными»
— «Мастерская»
—«Парикмахерская»
—«Почта» и другие.
Игра ребенка «запускается» от предметной среды,поэтому воспитатель должен быть более изобретательным, проявлять фантазию,чтобы увлечь дошкольника новой созданной взрослым игровой ситуацией, котораявдохновит ребенка на самостоятельную игру. Ввод воспитателем дополнительныхатрибутов, использование по-новому одной и той же предметной среды разнообразит игру,вносит в нее творческое начало. Педагогу необходимо не только играть с детьми, но ивнимательно наблюдать самостоятельную игру всех детей и каждого ребенка вотдельности. Наблюдение за детьми во время их самостоятельных игр позволяетлучше узнать стремления ребят, выявить их предпочтения и интересы, а также игровой потенциал. Главнымявляется то, что игра имеет характер не обучающей, а эмоциональной ситуации.
Центрнастольно-печатных игр, математики.
Для налаживаниядиалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры,такие как лото, домино, игры с правилами.
Центр ПДД и ОБЖ
Формирование удетей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность ихжизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
уголок по ПДД:
— макетперекрёстка, с помощью которого дети могут решать логические задачи различнойсложности по безопасности дорожного движения;
— набор дорожныхзнаков, макеты светофоров;
— атрибутыинспектора ДПС (жезлы,жилеты)
— набортранспортных средств
— иллюстрациис изображением транспортных средств,всех частей машин; улицы, различных ситуаций на дороге;
— плакаты побезопасности поведения на улице и в быту;
-папки-передвижки;
— дидактическиеигры по ПДД, пожарной и электробезопасности.
Безопасность — этоне просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различныхситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуациина улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития уних самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формыобучения могут использоваться лишь частично и больше внимания надоуделять организации различныхвидов деятельности, направленных на приобретение детьми определенногонавыка поведения, опыта. Ведь все, чему мы учим детей, онидолжны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Одной из задачдетского сада в русле данной проблемы является создание безопасной среды вучреждении и помощь семье в обеспечении безопасности ребенка в домашнихусловиях.
Уголокпатриотического воспитания или уголок родного края
Сейчас, в период нестабильности вобществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа.Поэтому важную роль играет создание в группе патриотического уголка. Способствуетформированию культурно-ценностной ориентации духовно-нравственной основыличности дошкольника.
Патриотический уголок помогает педагогу познакомить детей систорией и достопримечательностями родного края, животными и растениями,транспортом; с государственными символами родной страны и города (флагом, гербом, гимном,портретами президента и главы города)развивается интереси уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людейразных профессий, достижениям известных людей города и страны.
В соответствии с возрастом детей материалы в уголке отражаютосновные направления педагогической работы по воспитанию патриотизма: «Семья», «Родной край», «Народные промыслы», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения кзащитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».
В патриотическом уголке находятся герб и флаг России, портретпрезидента, слова и диск с записью гимна, фото родного города, егодостопримечательностей и улиц. Литература по данной тематике, картыРоссии и родного города , глобус, книги с народными костюмами, иллюстрационныйматериал краеведческого характера: «Город, в котором мы живем», «Каким был наш город впрошлом». Всё выше перечисленное позволяет развивать интереск русским традициям и промыслам, чувство уважения к другим народам.
В группах и вучреждениях организуются мини-музеи на различные темы, рассматриваяэкспозиции дети:
усваивают опытсоциальных взаимоотношений;
учатся считаться синтересами других людей;
приобретают умениевыражать личное отношение к событиям и фактам;
развивают речь,как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.
Центр «театрализованнойдеятельности»
Особое вниманиеэмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессетеатрализованной деятельности.
Участвуя в театрализованныхиграх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизнилюдей, животных растений. Тематика театрализованных игр может бытьразнообразной.
Большое иразностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяетиспользовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речидошкольников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно иактивно взаимодействуют друг с другом и взрослыми.
Любимые героистановятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя сполюбившимся образом. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образгероя, дошкольник принимает и присваивает свойственные тому черты.Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственногоповедения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, посколькуони видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательныеосуждаются.
Центрконструктивной деятельности.
Совместнаяконструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играетбольшую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе: уменияпредварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал,необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс ихизготовления и т. д.);
работать дружно,не мешая друг другу.
Трудовоевоспитаниедолжно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществлятьсяпоследовательно и систематично.
Труд следуетрассматривать как средство умственного воспитаниядетей, поскольку он способствует развитию мышления,внимания, сообразительности,творческого воображения, умению планироватьсвою работу.
Виды труда:
1.Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей)
2. Хозяйственно –бытовой труд (выполнение поручений: убрать игрушки, пособия; собратьлисточки на участке
3. Дежурство постоловой и занятиям.
4. Труд вприроде (вуголке природы, в цветнике, на огороде и в саду).
5. Ручнойтруд (поддержаниепорядка в хозяйстве группы).
Также выделяют триосновные формы организации труда детей:
1. Поручение
2. Дежурство
3. Коллективно -трудовая деятельность (старшая и выпускная группы).
Отношение детей ктруду во многом зависит от того, какое значение предаемэтому мы педагоги. Можно помочь ребенку полюбить труд,почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если использоватьсухие, неинтересные для детей приемы. Приобщение ребенка к самостоятельномупосильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формированияименно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности,волевых качеств. Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовыватьтак, чтобы труд перекликался с игрой, был ее составной частью.Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже неигра. Поэтому для вовлечение детей желательна использовать персонажей из сказоки мультфильмов, куклы.
Для этого в группеимеется центр экологии и труда, в него входит уголок экспериментирования,уголки дежурных. Дети помогают сервировать столы, используя схемы сервировки. Вцентре экологии и труда имеется все необходимое для ухода за растениями.Воспитанники активно помогают в поливе цветов, опрыскивании листвы, рыхлениипочвы, пересадке.
Центр двигательнойактивности
Подвижные игры,основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не толькофизическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных,подражание трудовым действиям людей.
Решая задачи коммуникативногоразвития дошкольников, выделенными в стандарте: развитие общения ивзаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, с целью сплочения детскогоколлектива, создания позитивного эмоционального настроя, атмосферы групповогодоверия и принятия; в группе создается уголок приветствия. Он может бытьпредставлен в виде стенда: «Здравствуйте, я пришел!», который располагается в приемнойи содержит фотографии детей. Приходя в детский сад, ребенок переворачивает своефото лицом к окружающим, таким образом заявляя о своём присутствии в группе.
Групповойсплоченности, формированию внимательного отношения к сверстникам служит ковердружбы. На нем создается «рефлексивный круг», где происходят утренниеприветствия, прощания, анализа добрых и полезных дел.
Во времяприветствия дети рассказывают о том, как прошел вечер в семье.
В конце дня наковре дружбы проводится короткая рефлексия того, как прошел день, происходитнапоминание детям об их достижениях (например, ты построил сегодня замечательныйкорабль, детям было интересно играть с тобой; у тебя получился чудесный рисунок,нам всем он очень понравился).
«Уголок уединения»
ТатьянаНиколаевна Доронова в своей методике отмечает, что задача педагога заключаетсяне в том, чтобы дети научились бойко говорить друг другу комплименты, а в том,чтобы они открыли для себя сверстников с новой стороны. Ребенок должен обнаружитьнекоторую черту, заслуживающую одобрение, у того, о ком он или никогда незадумывался, или был невысокого мнения. Для этого рекомендуется использоватьтакой элемент социально-коммуникативной среды как волшебная труба.
Первым через неесмотрит воспитатель, который говорит не о том, какие дети (оценивая внешнийвид), а что хорошего они сделали (сегодня дружно играли; вчера помогли убратьигрушки; объясняли что-то другу и т.п.). Тем самым задается образец,побуждающий внимательно наблюдать за сверстниками и фиксировать их хорошиепоступки. Дети смотрят в трубу в определенной последовательности.
В процессе общения между детьми нередко возникают ссоры. Для того чтобы научитьдетей использовать разные способы разрешения конфликтов, примирения послессоры, существуют такие педагогических средства как мирилки, коробочкипримирения, стульчики дружбы, скамейка примирения, коврик мира.
При использованииэтих средств важно поощрять самостоятельность детей: например, они сами берутковрик, раскладывают его и обсуждают обиды. Либо предлагают помиритьсяпоссорившимся ребятам с помощью коврика.
Позитивное общение детей в группе невозможно без внимания к эмоциональномусостоянию участников общения. Поэтому социально-коммуникативная среда должнысодержать элементы, способствующие регулированию эмоционального состояния,настроения детей. С этой целью могут быть использованы: уголок настроения, коврикнастроения, мешочки настроений.
«Уголокнастроения.»
Приходя утром вдетский сад, дети отмечают своё настроение: к своей фотографии прикрепляютсмайл, отражающий характер настроения ребенка. В течение дня, если настроение унего меняется, то и смайл на доске он тоже меняет.
Возможна обратная ситуация: под соответствующим рисунком (например, солнышком и тучкой)располагается фотография, которая в течение дня может изменить месторасположения в зависимости от настроения ребенка.
Вместосмайлов могут использоваться цветные магниты. Цвет магнитного шарика соответствуетнастроению: красный цвет – хорошее настроение; зелёный – спокойное, ровное; синий– настроение плохое.
Работа в уголкенастроения заключается не только в обозначении настроения отдельного ребенка,но и в анализе настроения других детей, в оказании поддержки и сочувствия состороны воспитателя и детей друг к другу («Ты чего такой грустный?», «Чтослучилось? Давай поиграем вместе»).
При организацииуголка настроения следует придерживаться ряду методических требований:
Уголок настроениядолжен находиться на уровне глаз ребенка.
Внесение измененийв уголок настроения производится самим ребенком.
Для определенияэмоционального состояния ребенка, изменения его настроения можно предложить коврикнастроения, который дети могут использовать самостоятельно: постоять на«сердитом, грустном» коврике, а затем, перевернув его на другую, «добрую,веселую», сторону, попытаться изменить настроение, вспомнив о чем-то приятном,радостном.
Научить ребенка справляться с отрицательными эмоциями помогут мешочки настроений. Один мешочекшьют из светлой ткани с изображением весёлого лица – это мешочек радости,улыбок и веселья. Второй – мешочек плохого настроения шьют из тёмной ткани, нанём изображено лицо с плохим настроением. Оба мешка завязываются шнурками.
В тёмный мешочек с плохим настроением символически складывают злость, обиды,раздражение и тщательно завязывают шнурок, а из светлого мешка с хорошимнастроением берут улыбки, смех, радость.
Другой вариант:в началедня дети определяют своё настроение, раскладывая по мешочкам свои фотографии, ав конце дня смотрят, изменилось ли оно и что повлияло на смену настроения.
3 вариант используетсядля анализа внутри группового эмоционального климата.
С этой целью детив течение дня опускают в карточки, символизирующие веселое или грустноенастроение. После полдника открывают мешочки, раскладывая карточки и вспоминаютвсе дела и поступки, а затем делают вывод, чего было больше: хорошего илиплохого в группе.
На решение задачипо усвоению общепринятых норм и ценностей будут работать такие элементы среды,которые побуждают к нравственным поступкам, формируют представления детей отом, «что такое хорошо и что такое плохо».
Одним из таких средств является копилка (коробочка, шкатулка, сундучок)
добрых дел, которыепомогают в формировании представления о критериях оценки поведения,положительного (хорошего) и отрицательного (плохого),
стимулируютстремления ребенка совершать добрые поступки.
Существуетнесколько вариантов работы с копилкой добрых дел:
Первый вариант предполагает,что педагог показывает и рассказывает детям о том, что это не простая коробочка– в ней хранятся добрые поступки и хорошие дела. Каждое хорошее дело и добрыйпоступок они будут отмечать фишками, складывая их коробочку (например, конфеткуиз бумаги, с подписанным именем ребенка). По окончании недели дети могутпосмотреть, чьих фишек больше. Добрые дела вспоминают и обсуждают. Воспитанник,совершивший наибольшее количество хороших поступков, замечательных дел –получает приз.
Вариант 2. Либо закаждый хороший поступок дети кладут в копилку красную фишку, за каждый плохой –синюю. В конце недели определяют количество добрых и плохих дел и размышляют,почему так случилось. Именно общий анализ поступков объединяет детей и заставляетзадуматься каждого ребёнка над своими действиями и над своим «вкладом» в общиехорошие дела всей группы.
Большинствородителей заинтересованы в результатах освоения дошкольником нравственныхценностей. Познакомиться с ними они могут, рассматривая альбом добрых дел, которыйразмещают в приемной.
Страницы альбомасодержат фотографии детей, совершающих добрые дела, и не только в группе, но идома.
Создание самогоальбома добрых дел ложится на плечи воспитателей, дети здесь играют пассивнуюроль.
Для оценкипоступков каждого ребенка можно использовать «Цветик-семицветик» хорошихпоступков: на шкафчик ребенка наклеивается серединка цветка, а за хорошиепоступки дети получают лепестки и сами приклеивают их. Когда один цветок готов,рядом распускается новый. И в конечном итоге это может быть целой полянкойдобрых поступков.
Такимобразом, предметно-развивающая среда является эффективным и действеннымсредством развития коммуникативной компетентности дошкольников, соответствуяФГОС.