Философия есть синтетическое явление духовной культуры. Ее невозможно полностью соотнести и отожествить ни с искусством, ни, как мы доказали, ни с наукой, ни с этикой, ни с мистическим постижением бытия. Она объединяет в себе перечисленные сферы культуры и предстает в качестве целостного, органичного сплава различных аспектов человеческого сознания и типов восприятия мира.
Как же соотносятся философия и религия между собой? Мы уже проводили некоторые линии сравнения, рассматривая место философии в мировоззрении. Сейчас мы посмотрим на это несколько с иного ракурса. Для философа всегда были важны два момента: как связаны между собой жизнь и смерть человека? Как быть человеку: поставить ли интересы смерти над жизнью и жить так, чтобы быть счастливым на том свете, или, наоборот, интересы жизни над смертью и не думать о ней вовсе? В истории философии соответственно выделяются «философия жизни», занимающаяся эмпирической действительностью, и, если можно так назвать, «философия смерти», имеющая дело с внеэмпирическими вещами. Первое направление идет от жизни, второе ближе к религии, мистике.
|
|
Смерть – тайна из тайн. Как родовому существу, человеку противостоит природа (все люди объединяются для борьбы с ней), как социальному существу – общество (группы людей противостоят практически постоянно друг другу) и, наконец, как индивиду человеку противостоит смерть (каждый встречает ее один на один). Люди делятся на верующих в вечность своего «Я», неверующих и сомневающихся. Различные философские системы вращаются вокруг этих вопросов. История философии – это совокупность аргументов «за» и «против» бессмертия. Сократ сказал, что для философа смерть есть начало жизни.
Философия рождается из противоречия между жизнью и смертью, из поиска вечного в потоке жизни. Почти все философские системы пронизывает тяга человека к вечности. Индийская философия создает концепцию перевоплощения душ и Единого, Платон – царство идей, Гегель – мировой дух. Чувствуя свою заброшенность в мире, человек предпринимает отчаянные попытки найти свое место в вечности. Философы всех направлений – и те, кто отрицал смерть, и те, кто считал, что о ней и говорить нечего (поскольку в тот момент, когда она наступает, нас уже нет, и, стало быть, она к нам не имеет отношения), — определяли свое отношение к этой проблеме. Проанализируем схему 15.
Схема 15
Материалисты были склонные относиться к смерти как к чисто эмпирическому факту, и следуя совету Эпикура: «Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Ведь все хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущения», старались элиминировать (исключить, устранить) проблему. Однако даже для Эпикура философия важна в связи с фактом смерти, так как дает возможность человеку не бояться ее.
|
|
Идеалисты решали проблему смерти отрицанием ее или сосредоточением на ней. Мишель Монтень (1533-1592) – один из последних мыслителей эпохи Возрождения, по праву считающийся представителем лагеря скептиков, утверждал, что «вся мудрость и все рассуждения в нашем мире сводятся, в конечном итоге, к тому, чтобы научить нас не бояться смерти… если она внушает нам страх, то является вечным источником наших мучений, облегчить которые невозможно». Монтень советует научиться встречать смерть грудью, точнее, душой, духом. «Размышлять о смерти – значит, размышлять о свободе. Кто научился умирать, тот разучился быть рабом» (Горелов А. А. Философия в вопросах и ответах. – М., 2006. – С. 304). Монтень говорил, что для того чтобы преодолеть страх смерти, легче перенести ее, надо привыкнуть к ней, думая о ней постоянно. Сосредоточение на проблеме смерти стимулирует поиски смысла жизни, что делает смерть менее страшной, поскольку, обретая смысл жизни, выходишь (теоретически) за ее границы.
Теологические системы Августина Блаженного и Фомы Аквинского – представителей средневековой религиозной философии, видят конечную цель духовных усилий человека в спасении своей души для обретения вечного существования в духовном мире.
Интерес представляют идеи в решении этой проблемы эзотерической философии (это общее наименование тайных философских, этических, религиозных, научных учений, которые еще называют «Сокровенная Мудрость»). Согласно этим идеям, человек представляет собой сложную систему биологических и энергетических тел, часть из которых после биологической смерти разлагается и рассеивается, но сущность человека не умирает – она переходит в другие сферы бытия, в другие миры, где жизнь человека продолжается, но совершенно в ином виде.
Философия не претендует на истинность какой-нибудь одной системы, и в этом ее терпимость и общечеловечность. Но философия не обходится без споров. Главным аргументом религии выступает молитва, философии – логический аргумент.
Философия имеет много общего с нравственностью. Приверженность высоким этическим ценностям была свойственна многим выдающимся философам. А учение о моральном законе занимало в их трудах видное и закономерное место.
Соотношение философии с идеологией выглядит несколько иначе. Идеология, как правило, выражает интересы узкой социальной либо национальной группы, класса, партии и т.д. Но подлинная философия обращается к общечеловеческим ценностям, которые ставятся выше перечисленных интересов. Нередко идеологические доктрины предстают в виде идеологической мифологии. В этом случае философия прямо противостоит идеологии и ее мифам.
Существенное значение для философии имеют ее ценностный и практический смысл. Причем последний отличается от практического смысла науки, который заключается в использовании полученных достижений в жизнедеятельности человека. Плоды науки – от телескопа до телевизора и лазера – это орудия, призванные облегчить жизнь человека и увеличить его могущество. Но этими орудиями пользуется человек. Именно от него зависит, как, с какой целью (во благо или во зло) будут они применяться. А вот практический смысл философии – ориентировать поступки человека, наполняя его жизнь разумным, ответственным отношением к миру и возвышенным целям бытия.
Обобщим сказанное и выделим особенности философского знания.
Методы философии.
Философия имеет специфический предмет исследования, стало быть, она должна владеть собственными методами. Долгое время основным методом философии была метафизика, но Гегель впервые в XIX в. противопоставил ей диалектику. Со времен Аристотеля метафизикой называли попытки открыть за текучей действительностью нечто устойчивое. Именно действительность Гегель взял отправной точкой философствования и возвел в метод. Он был новатором использования диалектики как метода, пригодного для всех философских исследований.
|
|
Основными методами философии (метод – путь познания, способ построения знания) являются:
ü диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно, с учетом внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей
ü метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, как сами по себе, без взаимосвязи, однозначно, без учета противоречий
ü догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Такой метод был присущ средневековой теологической философии
ü эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате этого появляются поверхностные, но внешне правдоподобные выводы (в средние века — в религии, в настоящее время – в рекламе)
ü софистика – метод, основанный на логически ошибочных рассуждениях, выдающихся за логически истинные с помощью уловок, двусмысленности, с целью не получения истины, а победы, например, в споре, доказательства «чего угодно и кому угодно» . софистика была распространена в Древней Греции и использовалась как прием ораторского искусства
ü герменевтика – метод прочтения и толкования смысла текстов, широко распространен в западной философии
ü эмпиризм – метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса лежит опыт, получаемый в основном в результате чувственного познания («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях»)
|
|
ü рационализм – философский метод и направление в философии, согласно которому абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (т. е. выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений («Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение – это уже работа мысли, разума»).
Генезис философии.
Термин «генезис» образован от греческого (genesis) и обозначает происхождение и развитие, т. е. в этом пункте тематического блока речь пойдет о становлении философского знания.
Философские проблемы – это постоянный поиск социокультурных характеристик эпохи, характеристик отношения человека к миру, изучение переживаний и забот, которыми живет его мысль.
Из этого следует, что в процессе становления и развития философии круг ее проблем менялся. Наша цель – выделить основные этапы генезиса философии, которые более подробно будут рассмотрены во 2, 3 и 4 тематических блоках.