Сопровождение процессаличностного и профессионального роста обучающихся на основе стандартов «Молодыепрофессионалы»
Современному обществу нужнывыпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способныепрактически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Аэто во многом зависит от компетентности выпускников, проявляющейся вспособности и готовности их к деятельности, основанной на знаниях и опыте,которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы насамоопределение и самореализацию. В тоже время, как показывает практика,выпускники техникумов и колледжей сталкиваются с серьезными проблемами,препятствующими их успешной самореализации на рынке труда и снижения значимостиих профессии, у выпускника порождается неуверенность перед будущим, тревожностьпо поводу дальнейшего трудоустройства. Поэтому, именно на подготовкукомпетентных специалистов, способных уверенно конкурировать на рынке трудадолжна быть направлена работа в сфере профессионального образования. Важно, чтобы за период обученияв техникуме или колледже, кроме качественной теоретической подготовки, студентыовладели профессиональными и социальными компетенциями, которые позволили бы имвыгодно позиционировать себя на рынке труда в дальнейшем.
Одним из важнейшихинструментов в реализации комплекса мер, направленных на совершенствованиесистемы среднего профессионального образования, является участие в движении «Молодыепрофессионалы». Использование принципов и стандартов «Молодые профессионалы» можнорассматривать как инструмент независимой оценки качества педагогическогообразования и средство повышения его качества. Благодаря методическомуобеспечению, разработанности оценочных процедур, регламентов проведенияконкурсов, движение «Молодые профессионалы» позволяет выстроить образовательныйпроцесс, обеспечивающий высокий уровень подготовки специалиста среднего звена.
Система формирования иразвития конкурсов профессионального мастерства в соответствии со стандартами «Молодыепрофессионалы» призвана организовать разработку новых образовательныхпрограмм, использовать эффективные методики и технологии не столько дляподготовки обучающихся к участию в национальных и международных конкурсахпрофессионального мастерства «Молодые профессионалы», сколько для развитиясистемы среднего педагогического образования, коррелирующей с существующимитребованиями, предъявленными современным обществом к уровню профессиональнойподготовки педагогических кадров.
«Молодые профессионалы»– это международное некоммерческое движение. Его главная цель – повышениепрестижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путемвнедрения лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире путёморганизации и проведения конкурсов профессионального мастерства в каждой странемира.
Актуальность даннойсистемы обусловлена существующими требованиями, предъявленными современнымобществом к уровню формирования профессиональных компетенций; навыков привыполнении профессиональных задач, направленных на развитие и формированиеконкурентоспособного обучающегося для участия в конкурсах профессиональногомастерства.
Поэтапное введениестудента в специальность и последующее его сопровождение на всех этапахпрофессионального обучения обеспечит осознанное формирование заинтересованностиу студента получить специальность и быть востребованным в ней на рынке труда.Главной движущей силой участия студентов в чемпионатном движении являетсямотивация. Прежде всего, это мотив выбора профессии, это увлеченность делом,желание показать себя и свои профессиональные умения в конкретной области, небояться быть замеченным работодателями, а также умение анализировать плюсы иминусы своей деятельности совместно с экспертом. При подготовке к чемпионату,педагог старается не просто передать собственный опыт, но и укрепить у студентаверу в свои профессиональные возможности, в достижение успеха, овладениемновыми техниками и дальнейшего развития, и профессионального роста. В ходеподготовки необходимо отметить несколько этапов работы, позволяющих не толькоподготовить студента к чемпионату, но и сформировать у студента ряд личностныхи профессиональных компетенций.
Одним из аспектовразвития личности является профессиональное становление. Результатомпрофессионально- личностного становления студентов предполагает не толькоовладениями профессиональными компетенциями, но и дальнейшее развития в целом.
Стандарты «Молодыепрофессионалы» прочно вошли в образовательный процесс среднегопрофессионального образования, это требование времени, так как теоретическиезнания должны быть сформированы в определенных профессиональных умениях, и этопредъявляет особые требования не только к студентам, но и к педагогам, которымнеобходимо изучить стандарты, проводить демонстрационный экзамен, так как вчемпионатном движении участвуют несколько студентов, в основном, это лучшиестуденты, а в демонстрационном экзамене по стандартам «Молодые профессионалы» оттачиваютсвои умения все студенты по определенной компетенции. Необходимо научить инаучиться выгодно показывать свои умения и навыки в профессиональнойдеятельности, так как это основной критерий конкурентоспособности специалистана рынке труда.
Среднеепрофессиональное образование является промежуточным звеном между средним общими высшим образованием. Среднее профессиональное образование (СПО) готовитспециалистов рабочих профессий по программам подготовки квалифицированныхрабочих и служащих, а также специалистов по программам подготовки специалистовсреднего звена. Поэтому оно развивается, как звено в системе непрерывногообразования и призвано удовлетворять потребности студентов и их родителей,общества в лице работодателей и государства, как заказчика образовательнойуслуги
Под обучением,основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится наопределении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений,необходимых для конкретной трудовой деятельности/профессии. Ключевым принципомданного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферытруда. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется вформе модульных программ, которые требуют серьёзного методического осмысления.
В структуре качествапрофессионального образования главное – качество выпускника учебного заведения,и именно качество выпускника – будущего специалиста обеспечивается качествомобразовательного процесса, осуществляемого в учебном заведении.
Качество образования,которое включает в себя обучение и воспитание обучающихся, представляет собойсистему показателей знаний, умений и навыков, а также нормценностно–эмоционального отношения к миру и друг другу
Перед педагогомнастоящего времени поставлена задача – подготовить человека, способногосамостоятельно добывать знания и применять их в любой жизненной ситуации.Педагог должен организовывать такой образовательный процесс, чтобы включалсямеханизм саморазвития его участников, было возможным их самосовершенствование,самообразование. Это обеспечивает готовность личности к реализации собственнойиндивидуальности, готовит к изменениям в жизни.
На сегодняшний деньсуществует достаточно большое количество педагогических технологий обучения,как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что та или иная лучшеили хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать толькоэту и никакую больше. Образование не стоит на месте, поэтому для повышенияэффективности и качества обучения необходимо продумывать пути реализацииинновационных подходов в обучении, тщательно отбирать формы, методы, учитываяспецифику учебного предмета и возрастные особенности обучающихся.
Литература:
1. АсмоловА.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения /Педагогика М.: 2017 –No4.
2. Барабанова,В.В., Представления студентов о будущем как аспект их личностного ипрофессионального самоопределения / В.В. Барабанова, М.Е. Зеленова //Психологическая наука и образование. – 2012. – №2. – С. 12–23.
3. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития: Учеб. пособ. / Э.Ф. Зеер. –М.: Академия,2016. – 369 с.
4. Иванов, С.А. Личность в непрерывномобразовании: (Педагогические условия самореализации личности учащихся в системенепрерывного образования) /С.А. Иванов. – М.: АМОК, 2017. – 279 с.
5. Пряжников, Н.С. Профессиональноеи личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. – М.: Институт практическойпсихологии, 2016. – 380 с.
6. http://worldskills.ru/