Психологическое сопровождение одаренных детей при подготовке
к предметным олимпиадам
Активное участие ребят в предметных олимпиадах — это своеобразнаяпсихолого-педагогическая диагностика, которая позволяет проанализировать,насколько каждый ребенок готов интеллектуально, какие интересы и предпочтения унего есть, насколько сформированы его умения в самоорганизации,самопрезентации, какие есть трудности
Успешность выступления зависит от многих факторов:интеллектуальной, физической и психологической подготовки старшеклассников.
В ситуации олимпиад наиболее значимыми оказываются следующиепсихологические характеристики учащегося:
· высокий уровень самоорганизации,
· высокая и устойчивая работоспособность,
· высокий уровень концентрации внимания, произвольности;
· четкость, комбинаторность, нестандартность мышления,
· сформированность внутреннего плана действий,
· сформированность навыков эмоциональной саморегуляции,
· стрессоустойчивость.
Основными целями программыявляются:
1. Психологическаяподготовка обучающихся к ситуации соревнований во время участия в предметныхолимпиадах.
2. Развитие уобучающихся психологических качеств, необходимых для успешного решения задач вситуации повышенных интеллектуальных, физических и эмоциональных нагрузок.
3. Максимальноераскрытие способностей обучающихся и использование всех личностных ресурсов дляполучения ими хороших результатов на олимпиадах.
4. Анализуспехов и трудностей, с которыми столкнулись участники, выявление условийуспеха и причин трудностей.
Формы работы по психологическомусопровождению одаренных детей при подготовке к предметным олимпиадам:
· индивидуальная (проводится по запросу ученика или педагога);
· групповая (проводится с командами, представляющими нашу школу,район или область на предметных олимпиадах).
Для повышения мотивации у обучающихся к участию в олимпиадах мыпредлагаем следующие мероприятия:
— процессе подготовки к олимпиадам с обучающимися провести беседуна мотивацию (объяснить, что конкурсы важны для будущего поступления в другиеобразовательные учреждения, и пополняют портфолио);
— разрабатывать на основе индивидуальных потребностей ивозможностей,обучающихся индивидуальные карточки, творческие и домашниезадания;
— для эффективной подготовки обучающихся организоватьдополнительное внеурочное время (кружки, круглые столы и т.д.);
— организовывать внутри группы или команды мини соревнования;
— для поддержания желания и активности на занятиях у детеймладшего школьного возраста как можно чаще проводить подготовку к олимпиадам ввиде игры (это могут быть квесты, игра «Чудесный мешочек», например, можноиспользовать при подготовке к соревнованиям по робототехнике; игры-путешествия,ребусы, веселые задачки и т.д.);
— использовать в подготовке к олимпиадам метод проектов –возможными продуктами проектной деятельности могут быть: журнал или газета попредмету олимпиады, памятка, презентация, сочинение, сказки, коллаж, лэп-бук ит.д.;
— для повышения активности у обучающихся в процессе подготовки колимпиаде или соревнованиям необходимо использовать проблемные ситуации,которые создаются через формулирование проблемных вопросов, задач, заданийпоискового характера (например, при подготовке робота к олимпиаде поробототехнике педагог может создавать различные трудности для робота в процессесборки или программирования, такие трудности, которые могут возникнутьнепосредственно в процессе соревнований);
— для повышения мотивации и поддержания интереса в начале детямдавать готовые облегченные инструкции, а затем осложнять их, а далее даватьвозможность детям самим составлять инструкции.
Уважаемыеродители!
Психологическаяподдержка — это один из важнейших факторов, определяющих успешностьВашего ребенка в принятии участия в олимпиадах. Как же поддержать участника?
Поддерживатьребенка — значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденнуюспособность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, когоона считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобыпродемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.Другой путь — научить подростка справляться с различными задачами, создав унего установку: «Ты сможешь это сделать».
Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желаниесделать следующее:
· Забыть о прошлых неудачах ребенка;
· Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится сданной задачей;
· Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Существуютслова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты всесделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредствомприкосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.
Итак,чтобы поддержать ребенка, необходимо:
· Опираться на сильные стороны ребенка;
· Избегать подчеркивания промахов ребенка;
· Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в егосилах;
· Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотетьдемонстрировать любовь и уважение к ребенку;
· Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи;
· Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете егопереживания. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получил.
Ипомните: самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка иобеспечить подходящие условия для занятий.
