Урок №4. Состав почвы 6 класс ОВЗ.
Песок и глина впочве. Есливзять щепотку сухой почвы
и растереть еёпальцами, можно почувствовать крупинки.
Это песчаные частицыпочвы. Часть почвы, которая осталась
на пальцах в видепыли, — глинистые частицы. Частицы глины очень мелкие, при растирании еёпальцами крупинок не чувствуется. Значит, песок и глина входят в состав почвы.
Песок можно отделитьот глины. Проведём опыт.
Опыт 1.
Насыпать внебольшую стеклянную банку не много почвы, налить воды и хорошо помешать.Подождать 10 с (сосчитать до десяти) и осторожно слить мутную воду в большуюстеклянную банку. Затем снова налить в банку с почвой чистой воды, помешать,опять немного подождать и слить мутную воду. Промывать почву до тех пор, покавода в банке с почвой не станет чистой. Мутной воде в большой банке датьотстояться, когда вода посветлеет, осторожно слить её. Рассмотреть осадок вмаленькой и большой стеклянных банках. На дне небольшой банки осели крупные и тяжёлыечастички почвы — это песок, а на дне большой
банки осталисьмелкие частички — это глина.
Вода и воздух впочве. Почвавпитывает воду. Это хорошо видно при поливе комнатных растений, а также во времядождя. Если после дождя взять в руку горсть почвы, то сразу можно догадаться,что тяжёлый холодноватый почвенный ком содержит воду. В сухой почве тоже естьвода. В этом можно убедиться на следующем опыте.
Опыт 2. Насыпать в пробирку немного сухой почвы и
хорошо нагреть её.Вскоре на стенках пробирки появятся
капельки воды, онивыделились из почвы. Значит, вода содержится в любой почве. Во влажной почвеводы больше, в сухой — меньше. В почве также содержится воздух. Его можнообнаружить, проделав простой опыт.
Опыт 3. Бросить в стакан с водой комочек сухойпочвы. Из комочка начнут выделяться пузырьки, и частицы почвы разойдутся вводе. Пузырьки — это воздух.
обнаружение воды
воздуха
Вода и воздух впочве — необходимые условия для
жизни растений.
Перегной почвы. Если насыпать немного сухойпочвы
на листок бумаги илина стекло и внимательно рассмотреть её, то можно увидеть кусочки корней,листьев и стеблей отмерших растений. В почве эти растительные остатки
постепенноизменяются: темнеют, становятся мягкими и
наконец перегнивают.Из них образуется перегной. Он
окрашивает почву втёмный цвет. Чем больше перегноя в
почве, тем онатемнее. Перегной при прокаливании почвы сгорает, потому что он образовался изостатков растений, которые хорошо горят. Чтобы обнаружить перегной в почве,надо провести опыт.
Опыт 4. Взять немного почвы, разделить на двечасти. Одну часть положить в фарфоровую чашку или железную банку и поставитьдля прокаливания. Другую часть оставить для сравнения. По окончаниипрокаливания сравнить обе части почвы. После сгорания перегноя почва измениласвой цвет. Она стала красноватой или серой. В такой почве перегноя нет.
Минеральные солив почве. Всостав почвы входят также минеральные соли. Их в почве очень мало, но они необходимыдля роста и развития растений. Минеральные
соли — это элементыпитания растений. Их можно обнаружить при проведении простого опыта.
Опыт 5. Насыпать в небольшую стеклянную банку до
половины почву,налить воды и хорошо помешать. Дать по
стоять в течениедня, помешивая ещё несколько раз. Не много отстоявшейся воды налить вфарфоровую чашку и
поставить длявыпаривания. После того как вся вода испарится, а чашка остынет, на стенкахостанется осадок беловатого цвета. Это и есть минеральные соли.
Минеральные солирастворяются в воде, находящейся
в почве, всасываютсякорнями растений и используются
растениями для их питания.
ВОПРОСЫ
1. Из чего состоитпочва?
2. Как отделить глину от песка в почве?
3. Как обнаружить в почвеводу и воздух?
4. Из чегообразуется перегной почвы?
5. Какая составнаячасть почвы используется для питания растений?
ЗАДАНИЯ
1. Насыпьте немногопочвы на листок бумаги или на стекло,
внимательнорассмотрите её и определите песчаные и глинистые частицы.
2. Проведитесамостоятельную работу по отделению песка от глины в почве.