расходы на реализацию – это эквивалент затрат на производство и реализацию продукции предприятий, занимающихся выпуском продукции
Расходы на реализацию имеют место везде, где происходит процесс товарного обращения в промышленности при затратах по сбыту и снабжению, в заготовительных организациях при затратах по заготовке и сбыту продукции сельского хозяйства и т.д.
Расходы по оплате транспортирования грузов, по погрузке и разгрузке, по содержанию помещений для хранения материальных ценностей, по оплате труда работников торговых организаций составляют расходы на реализацию
Расходы на реализацию торговых организаций классифицируются: по экономическому содержанию(чистые и дополнительные) .по отношению к объему реализации товаров (условно- переменные и условно- постоянные) и по группам и статьям установленной номенклатуры(текущие и единовременные)
Текущие затраты связаны с решаемыми в процессе хозяйственной деятельности тактическими задачами: закупкой, транспортировкой, хранением и реализацией товаров . содержанием персонала и др.Текущими затратами, связанными с реализацией товаров, являются расходы на реализацию: они учитываются на счете №44, расходы на реализацию.
|
|
Единовременные затраты связаны с решаемыми торговой организацией стратегическими задачами: строительством, реконструкцией или приобретением новых торговых помещений . покупкой нового оборудования и д.
Затраты объединены в пять основных групп в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:
1. материальные затраты: стоимость товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, которые используются для упаковки, хранения, сумма износа МБП, стоимость топлива и др. .
2. затраты на оплату труда. Это заработная плата за выполненную работу, оплата отпусков, надбавки к заработной плате и др. .
3. отчисления на социальные нужды.
4. амортизация основных фондов. Амортизация – это перенос стоимости основного капитала по мере износа на реализуемую с его помощью продукцию и использование этой стоимости в последующем для приобретения, возобновления выбывших основных фондов.
5. прочие затраты. Это различные платежи: проценты за пользование банковским кредитом, арендная плата, отчисления и налоги на относимые расходы на реализацию.
Расходы на реализацию торговой организации характеризуется следующими основными показателями:
• абсолютной суммой расходов на реализацию. С помощью этого показателя дается преставление об объеме текущих затрат торговой организации, но не позволяет судить об эффективности этих затрат .
• уровнем издержкоемкости торговой деятельности. Он определяется как отношение суммы расходов на реализацию к сумме товарооборота, выраженное в процентах. Уровень издержкоемкости является важнейшим качественным показателем экономичности хозяйственной деятельности торговой организации, отражая долю ее текущих затрат в цене реализуемых товаров .
|
|
• уровнем издержкоотдачи. Этот показатель обратный предыдущему. Он характеризуется объемом товарооборота, приходящемся на единицу расходов на реализацию организации, т. е. свидетельствует о результативности его текущих затрат .
• уровнем рентабельности расходы на реализацию. Это отношение суммы прибыли к сумме расходы на реализацию, выраженное в процентах. Это один из важных показателей эффективности текущих затрат торговой организации.
По экономическому содержанию не все расходы торговых организаций включаются в расходы на реализацию.
Задачи, информационная база и характеристика основных этапов анализа расходов на реализацию товаров по общему уровню. Методика расчета факторов, влияющих на сумму и уровень расходов на реализацию товаров
ЦЕЛЬЮ анализа является оценка рационального использования общего уровня расходов на реализацию товаров и выявление возможностей экономии с целью улучшения конечных финансовых результатов деятельности торговой организации.
Информационная база: «Отчет о расходах на реализацию товаров» Справка о расходах на реализацию товаров, «Отчет о прибылях и убытках»,
ЗАДАЧИ анализа расходов на реализацию товаров
1. Оценка общей суммы и уровня расходов на реализацию товаров за отчетный период (степень выполнения плана), и в динамике (темп роста).
Для этого рассчитывают показатели
1.1. выполнения плана и темпы роста (цепным и базисным методами) расходов по общему уровню и отдельным статьям
1.2 уровень общих расходов на реализацию товаров определяется в процентах к розничному товарообороту
Урр = РР/РТО*100
1.3 размер изменения фактического уровня расходов на реализацию товаров по сравнению с плановым уровнем и в динамике
Урр = Урр1 – Урр0
1.4 темп изменения фактического уровня расходов на реализацию товаров по сравнению с плановым уровнем и в динамике.
ТИУрр = (Урр1 – Урр0) / Урр0 * 100
1.5 величину экономии или перерасхода
µэ = (Урр1 – Урр0) * РТО / 100
2. Сопоставление значений уровня расходов на реализацию товаров с конкурентами и со среднерыночными отраслевыми показателями .
3. Изучение расходов на реализацию товаров в разрезе отдельных статей по абсолютной сумме и по уровню (в процентах к обороту), оценка их доли в совокупных расходах за отчетный период и в динамике .
4. Выявление и количественная оценка влияния факторов на общий уровень и отдельные статьи расходов на реализацию товаров .
5. Оценка эффективности расходов на реализацию товаров и ее влияния на конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности организации
Для этого определяют
А)показатели издержкоемкости отдельных видов товаров
Ие = РТО товарной группы / РР товарной группы
Б)показатель затратоотдачи ЗО = РТО / РР
В)показатель рентабельности расходов на реализацию товаров
Ррр = прибыль / РР *100
6. Поиск и расчет резервов экономии расходов на реализацию товаров, определение мер по их оптимизации в текущей деятельности и предстоящем периоде.
По итогам анализа составляется пояснительная записка, содержащая конкретные рекомендации по управлению расходами на реализацию товаров и ликвидации нерациональных текущих расходов в торговле.
На выполнение плана и динамику расходов на реализацию товаров влияют следующие факторы:
-степень выполнения плана и динамика розничного товарооборота .
-изменение состава и структуры розничного товарооборота .
-ускорение или замедление времени обращения товаров .
-изменение розничных цен, тарифов и ставок за услуги .
-эффективность использования материально-технической базы .
-изменение условий завоза и т.д.
