«Состояниепредметно – развивающей среды в области формирования КГН и навыковсамообслуживания»
В средней группе «Малышка»
Формирование культурно-гигиеническихнавыков – первая ступень воспитания культуры поведения ребенка.Работа по формированию у детей культурно-гигиеническихнавыков ведется по двум направлениям: совместная работа с детьми и взаимодействиес родителями.
Совместная работа с детьми:
Для формирования КГН во время умывания, в умывальной комнате для детей находится«Алгоритм умывания», в результате чего, обеспечивается без всяких исключений,выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Так, например, преждечем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки,тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки. Так же детиусваивают знания о том, что мыть руки надо перед едой, после пользованияуборной, по возвращении с прогулки, игры с животными и всегда, когда онигрязные.
Так же, для формирования знаний о КГН используются малые формы фольклора.Так, например, в умывальной комнате на стене размещены потешки и стихи, которыезачитываются детям во время умывания.
Для формирования у детей навыков самообслуживания во время одевания , вприемной размещен «Алгоритм одевания». Использование алгоритма одевания напрогулку способствует формированию самостоятельности у детей, развитию мышленияи зрительного восприятия, уточняет представления детей об одежде, назначениивещей, учит запоминать последовательность одевания на прогулку.
Так же, у детей формируются навыки самообслуживания в игровой деятельности.Например, в игре «Парикмахерская», дети закрепляют умение пользоватьсярасческой, помимо этого, дети усваивают знания о том, что причесываться надоутром и после сна.
В игре «Семья», дети имитируют бытовые действия -мытье рук, прием пищи, темсамым закрепляя действия с бытовыми предметами, а так же отражают правила,которые стоят за выполнением КГН , например, одежду куклы надо аккуратносложить, посуду на столе расставить красиво.
Для дежурных по столовой размещены такие алгоритмы как, «Схема дежурного»,«Алгоритм сервировки стола». Таким образом, дети усваивают знания о том, вкаком порядке нужно расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладыватьложки , расставлять посуду и прочее.
У детей данного возраста необходимо сформировать умение пользоватьсяложкой, приучить самостоятельно есть разнообразную пищу, есть с хлебом,пользоваться салфеткой после еды (сначала с помощью взрослого, а затем пословесному указанию), выходя из-за стола, задвигать свой стул; сформироватьумение выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-застола, не закончив еду, говорить «спасибо».
Так же, во время приема пищи используются малые фольклорные формы, дляформирования у детей КГН.
Взаимодействие с родителями:
Для работы с родителями по формированию КГН и навыков самообслуживания, былииспользованы такие формы работы, как:
1) Буклет на тему: «Формирование КГН и навыков самообслуживания у детейдошкольного возраста». Где есть такие разделы, как «Учим пользоватьсяносовым платком», «Основные правила раздевания и одевания» и др;
2)Папка-передвижка на тему: «Формирование гигиенических навыков и привычек всредней группе». Где родители более подробно могут ознакомиться с такимипонятиями, как: «Культурно- гигиенические навыки», «Привычки», а так же узнаюткак воспитывать и формировать полезные привычки у детей.
3)Консультация – рекомендация для родителей по теме: «Формирование КГН удошкольников». Где родители ознакомятся с информацией о том, что относится кКГН и что включает в себя каждый навык.
4) Памятка на тему: «Что должен уметь Ваш ребенок к концу четвертого годажизни». Где родители могут ознакомиться с теми навыками, которые ребенок долженосвоить к концу четвертого года жизни.