Взаимодействие классного руководителя иродителей по развитию у обучающихся творческой активности и самостоятельности.
Младший школьныйвозраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Этот возрастопределяется важным обстоятельством – поступлением ребенка в школу.
Развитие творческихспособностей ученика имеет важнейшее значение для дальнейшей его учёбы и жизни.
Развитие творческихспособностей детей следует признать одной из самых важных задач в воспитанииличности. От этого зависит его будущее, его место в социуме. С поступлением вшколу значительно расширяются возможности включения ребенка в ту или инуютворческую деятельность, его интересы и способности. Творчество основывается натех знаниях, умениях, опыте, которые приобретает ребёнок. Способности ребёнкасвязаны с его навыками, умениями. И поэтому родители и учителя должны помочьребенку развить и закрепить его творческие возможности. Воспитывая творческиеспособности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей,без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата.Иногда школьник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах,теряет веру в свои силы, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях учительи родители должны подбодрить ребенка, помочь ему преодолеть трудности, помочьпережить радость победы над препятствиями. Стремясь развить способности детей,нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность, умениекритически относиться к себе. Важно формировать у детей правильное отношение ксвоим способностям, успехам и достижениям. Не надо внушать способному ребенку,что он исключительный человек, так как зачастую такие дети не могут адекватнопереживать свои поражения и неудачи.
Воспитание ребенканачинается в семье. Именно семья выступает как первичное звено в системедуховных и нравственных ценностей, норм этики и морали, форм социализацииличности человека. Семья – это первый скульптор, который начинает лепить ифизически, и духовно новую родившуюся личность. От семьи зависит, найдут ливозможность развития положительные задатки растущей личности и будут лизаторможены отрицательные наследственные особенности. Именно в семьевоспитываются новые поколения россиян, формируется личность гражданина ипатриота. И поэтому ее благополучие является основой национальной безопасностиРоссии. Сегодня особенно актуально стоит задача взаимодействия с родителями.Семья способна реально обеспечить непрерывность процесса воспитания, его системность.Семья – персональная среда жизни и развития ребенка. Какую бы сторону развитияребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности егожизнедеятельности на том или ином этапе играет семья, поэтому очень актуальнововлечение родителей в образовательную деятельность, создание союза трехсоциальных сил: педагоги-дети-родители. Родители заинтересованы в творческомразвитии своего ребенка. Педагогу необходимо с первой встречи заинтересоватьэтого ребенка своим видом деятельности, суметь влюбить его в то, чем он будетзаниматься. Здесь важно все – характер общения, отношений, индивидуальныйподход к каждому ребенку. Таким образом у ребенка формируется желание получатьдополнительное образование, а у родителей – поддерживать его деятельность.Родители являются не сторонними наблюдателями, а полноценными участникамивоспитательной деятельности.
Первое собрание выявило, что родителипо-разному относятся к образованию и воспитанию своих детей. Однако все, ктопришел, выразили свое желание сотрудничать. Многие хотели бы помочьсвоим детям, но не знали, Дляплодотворной совместной работы был выбран комитет, в который вошли самыеактивные, творческие и инициативные родители и председатель, являющийся правойрукой учителя, первым помощником и советчиком.
Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников иклассного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколькослаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет,зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг сдругом, общение взрослых и детей. Хорошо организованный родительский комитетможет выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций являетсяпомощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса.Чем активнее сотрудничество детей, родителей и педагогов в учебной ивнеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями. Мы, педагоги,прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своихдетей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только притесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы истремимся. Только равноправное творческое взаимодействие образовательногоучреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развитияребенка. Выстраивая систему сотрудничества с родителями, мы ставим перед собойследующие задачу – познакомить родителей с основным законом воспитания детей всемье. Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определеннымколичеством родительской любви и доступности, добавить собственнойответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.Привлекать родителей к жизни и проблемам класса. Создать единую систему«Педагоги + родители + ученики = МЫ» Вовлекать родителей во все классные ишкольные мероприятия. Знакомить родителей с достижениями их детей. Единствородителей, учащихся и педагогов помогает в решении разных проблем: в ситуации,когда все участники воспитательного процесса ставят перед собой единую цель.Цель одна, а путей достижения её много. Ведь сколько людей, столько разныхмнений. Родители с пониманием относятся к тому, что происходит в классе.Взаимодействие с родителями позволяет сделать их участниками воспитательногопроцесса, включить в общую сферу интересов детей и родителей. Как же мысотрудничаем с родителями в направлении творческого развития наших учеников?
Наши родители,учащиеся и учителя демонстрируют свои произведения рукоделия, а также родители– активные помощники детей в различных конкурсах, акциях. Способов развитиятворческих способностей множество. Но именно родители могут лучше всегоорганизовать процесс творческого развития ребёнка. Об этом говорят следующиефакты:
- ребенок высоко ценит общение с родителями, которые являются для него авторитетами;
- родители хорошо знают своего ребенка и потому подбирают те возможности развития, которые понравятся ребёнку и будут ему интересны;
- творческая деятельность – один из самых продуктивных вариантов времяпрепровождения взрослого и ребенка;
- внимание мамы или папы целиком посвящено ребенку, тогда как педагог старается распределить его равномерно между всеми детьми в классе;
- эмоциональный контакт со значимым взрослым доставляет ребёнку особые впечатления радости совместного творчества;
- у ребенка формируется представление о родителе как о человеке, с которым интересно быть вместе;
- мама и папа выбирают, как правило, разные средства для развития ребенка, а потому творческий опыт дитя, который он получает в семье, умножается вдвое.
Тесное, правильноорганизованное сотрудничество с родителями позволило выявить творческиеличности и среди родителей.
Мое взаимодействиес родителями строится на основе таких идей-принципов, как умение разглядеть вкаждом ученике положительные черты; уважение личности отца и матери, ихродительских забот, трудовой и общественной деятельности и вовлекаю их вучебно-воспитательный процесс можно с помощью такой формы деятельности каксовместное творчество «союз детей и их родителей». Только равноправное творческоевзаимодействие классного руководителя с детьми и их родителями является залогомполноценного развития ребенка.
Как показываетпрактика, без помощи родителей работа по воспитанию школьников не будетэффективной. Только взрослые могут вселить детям надежду, научить анализироватьреальность, справляться с проблемами, страхами, развивать силу воли, пройтиуспешную адаптацию и дальнейшую социализацию и т.д.
Объединение усилийшколы и родителей является обязательным условием успешного решенияусложнившихся воспитательных задач. При этом нужно чётко осознавать, чтоглавное условие организации современного образовательного процесса строится натаком понятии как «содействие», то есть совместное действие педагога, родителяи ребёнка. Никогда никакая семья не даст ребенку того, что могут дать ему школаи учреждение дополнительного образования, и никакие, самые лучшие социальныеинституты не заменят ребёнку семью. Поэтому только всодружестве и общими усилиями школы и семьи создаются самыеблагоприятные условия для всестороннего развития творческих сил и способностейдетей.
Анализируя первый год обучения, можно сделать вывод, чтоне все родители были активны, в основном проявлял инициативу родительскийкомитет. Остальные выступали в роли зрителей. Но в 2 классе ситуацияизменилась, благодаря совместным мероприятиям родители стали активнейучаствовать в жизни класса. Для детей провожу классные часы, где говорю обуважительном, заботливом отношение к родителям; стараюсь воспитывать чувствогордости за свою семью, стремление поддерживать и развивать лучше семейныетрадиции.
Неотъемлемой частью воспитательного процесса являютсяиндивидуальные беседы в школе с детьми и родителями.
Работа с родителями включает в себя и посещение семей. О посещении квартир сообщаю заранее.
Сотрудничество семьи и школы выражается ещё и в том, что родители участвуют в оформлении изготовлен открыток угрушек на Н.г..Конечно, не все родители откликаютсяна стремление педагога к сотрудничеству с ним. Здесь необходимы терпение ицеленаправленный поиск путей решения этой проблемы. Начинаю работу ивзаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает моиначинания, даже если таких родителей меньшинство. Постепенно, тактичнововлекаю остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитываюинтересы каждого ребенка и его семьи.Сложившаяся система отношений в нашем классе позволила добиться главной цели –сплотить детский коллектив. Все самое запоминающееся, яркое я стараюсьфотографировать, чтобы к окончанию начальной школы создать фильм и подаритьего детям.
· Создание ситуации успеха и радости от собственных достижений идостижений своих товарищей. Работа происходит лучше,если она основывается на индивидуальных беседах, когда учитель делитсянакопленным педагогическим опытом и знаниями, организует совместные праздники,проводит открытые уроки. Очень важно после урока выслушать родителей, узнать ихмнение.
Важные аспекты общения учителя с родителями.
Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда:
· учитель уделяет общению с родителями столько времени, сколькотребуется;
· начинает разговор не с проблем детей, а с общих приятныхвопросов, не спешит решать проблемы;
· оказывает внимание родителям, интересуется ихработой, домом;
· учитель стремится раскрыть способности родителей вотдельных областях воспитания детей;
· учитель не избегает обсуждать эмоции, возникающиеиз-за школы, учителей, детей;
· внимательно слушает и принимает то, что говорятродители, не критикует их мнение, а старается понять,что позволяет им так думать; учитель помнит, что нельзя родителямуказывать, а тем более ругать их детей;
· учитель на родительских собраниях говорит о том, что важновсем
· учитель надеется на победу добра в душе ребенка
· учитель информирует родителей лично, при помощи писем илииндивидуальных бесед, информацию, предназначенную для родителей, не передаетчерез детей или других лиц, сохраняет конфиденциальность.
· родители содержательно, интересно и очень разнообразнопроводят свой досуг вместе с детьми, а именно: путешествуют, ходят в походына природу, совершают поездки к морю. На второе место можно поставитьсовместные игры и чтение, кроме этого родители вместе с детьми навещаютродственников и друзей, выполняют работу по дому, ходят в кино, театры и наконцерты, посещают выставки, беседуют и делятся впечатлениями, смотряттелевидение, а также многое другое.
· Большинство родителей интересуются, с кем дружат их дети,поддерживают эту дружбу сами, организуют детские праздники, дни именинника.
· Очень внимательно следует относиться к просьбам, с которымиродители часто обращаются к учителю. Не выполнить просьбу можно только в томслучае, если ее выполнение может принести вред ребенку. Если же просьбапродиктована состоянием здоровья ребенка или другими серьезными обстоятельствами,ее следует обязательно учесть в работе.
· Бывают просьбы, не относящиеся к здоровью ученика, – пересадить надругую парту, чаше спрашивать на уроках, быть строже, требовательнее или,наоборот, мягче в обращении с детьми, проследить, чтобы ребенка не обижалкто-то из товарищей, я т. д. К этим просьбам, если они не продиктованычрезмерной заботливостью мамы или папы, тоже следует прислушаться, так какродители хорошо знают своего ребенка.
· Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказыватьвлияние на родителей, но и, в свою очередь, во многом помогает ему в выбореправильного подхода к детям.
· Многое в отношениях школы и семьи зависит от первой встречи,первого разговора родителя будущего первоклассника с учителем, администрациейшколы. Этот разговор обычно бывает при первом посещении семьи, до началаучебного года, или же, если учитель не успел посетить эту семью, при записиребенка в школу. Доброжелательный тон, готовность выслушать, терпеливо ответитьна вопросы, рассеять родительские опасения – обязательное условие этой встречи.
Большую роль играютиндивидуальные беседы, консультации с родителями, где предоставляетсявозможность узнать больше о его интересах и увлечениях, или каких-либопроблемах, комплексах, если таковые существуют, и совместно с родителями помочьребенку справиться с ними. Эта форма самая распространенная и эффективная. Наиндивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о техогорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводитьпо инициативе педагога (устное приглашение при встречи или по телефону) или поинициативе самих родителей. В приглашении важно сформулировать цель беседы сродителем, недопустима такая формулировка, как «Зайдите ко мне, пожалуйста наследующей неделе», так как данное высказывание приводит родителей в состояниеожидания, мучительной неопределенности и неведения. Зная цель консультации,родитель сможет подготовиться к ней не только психологически, но иинформационно. Как минимум консультация длится 20 минут. Консультация «междуделом» в шумном общем коридоре никакой пользы не принесет. Успех беседы вомногом зависит от педагогического такта, чуткости, способности заинтересовать,понять родителя. Девиз консультации: «Мы вместе против проблемы, но не противдруг друга». Важно всегда находить время для индивидуального общения сродителями и учащимися. Вовлечение родителей в образовательный процессосуществляется через разнообразные формы: открытые занятия; праздники; помощь воформлении и подготовке к мероприятиям; совместные экскурсии и поездки. Дляродителей очень важно наблюдать за творческим ростом своего ребенка. Для этогов своей практике я провожу открытые мероприятия для родителей, на которых онимогут следить за деятельностью, за отношением учащихся к занятиям, за ихповедением. По тому, как занимается их ребенок, они видят, насколько емуинтересно и увлекательно заниматься данным видом деятельности, получается унего или есть какие-то трудности. Одной из эффективных форм является участиеродителей в досуговой деятельности. Все проводимые праздники, концерты,конкурсы разрабатываются с привлечением родителей.
В заключениехотелось бы привести прекрасные слова Яноша Корчака: «И пусть ребёнок ищет,только бы не заблудился, пусть карабкается, только бы не упал, пусть корчует,только бы не поранил рук, пусть борется, только осторожно…».
Очень важно с первого года обучения ивоспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогическогопроцесса. Для того, чтобы работа с родителями дала наибольший эффект,необходимо использовать различные формы. В работе с родителями целесообразносочетать коллективные и индивидуальные формы. К индивидуальным формам относятсяанкетирования, посещения ребенка на дому, индивидуальные беседы иликонсультации, использование различных памяток, изучение семьи школьника наоснове документов и встреч. Коллективные включают в себя родительскиесобрания, тематические мероприятия, лекции, клубы, беседы и консультацииродителей. Разъяснительную работу, начатую на родительских собраниях, следуетпродолжать при индивидуальных встречах с родителями. Тесное сотрудничествоклассного руководителя с родителями значительно расширяет сферу организованноговоспитанного воздействия на учащихся.
