X-PDF

«Сотрудничество семьи и школы — залог успешного всестороннего развития ребёнка», или точнее «Индивидуальный образовательный маршрут»

Поделиться статьей

 

 

Тема: «Сотрудничество семьи и школы — залог успешного  всестороннего развитияребёнка»,

илиточнее

 «Индивидуальныйобразовательный маршрут»

 

Цель:создание образовательной среды, стимулирующей познавательнуюдеятельность учащегося, способствующей личностному развитию и самореализации.

 

 

«Никтоне знает, каковы его силы,

покаих не использует»

 И.Гёте

 

Я, Черемина Наталья Евгеньевна, учитель начальныхклассов в  обычной общеобразовательной школе  г. Нижнего Новгорода.

Стаж педагогической  работы 30лет, имею высшуюквалификационную категорию.

Работаю в школе с 1990 года. Очень люблю своюпрофессию.

Набираякласс, начинаю с того, что стараюсь полюбить этих детей.

     В наборе всегда есть и сильные ребята и слабые, но они все замечательные по-своему. Нам нужно вместе еще многому учиться и многое открыть. Я считаю, оченьценным, если предложения о работе идут от детей, значит им интересно и урокпринесёт удовольствие.

 

Нашажизнь-путешествие, идея-путеводитель. 

Нетпутеводителя, и все остановилось.

Цельутрачена, и сил как не бывало.

В.Гюго

 

В настоящее время все чаще приходится говорить о том,что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны восновном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализоватьих в практической жизни они не в состоянии.  

    Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила но,сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить этизнания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала быприменение полученных в ходе обучения знаний на практике.   

      Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять ихдля получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того,система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни вусловиях информатизации и развития новых технологий. Информация уже становитсяосновой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найтиеё, переработать и использовать в определенных целях.
       Очень важно, чтобы система обучения начиналаменяться уже в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироватьсяличность ученика, его мировоззрение, желание учиться.

За это время познакомилась со многими и разнымидетьми. Стараюсь каждого вовлечь в работу, кого-то через игры, кого-то черезинтересный материал, кого-то через проектную деятельность, эта технология мнеочень нравиться.

 Всегда поддерживаю участие в различных конкурсах,будь это школьный  конкурс рисунков или фотографий, или районные предметныеолимпиады и НОУ. Всегда тесно работаю с родителями, они главные «двигатели» ипомощники.

В 2019 году взяла очередной первый класс. Тридцатьодин ученик.                        По мнению А.Дистерверга  «Воспитывать –значит побуждать».

         Ивот с 1 сентября началась работа над побуждением к деятельности, развитиеминтереса к учебе, над формированием детского коллектива и развитиемсамостоятельности.

Этот класс оказался «тяжелый» на подъем, как вобучении, так и внеклассной работе. Принимали участие в жизни класса иконкурсах единицы и очень редко. Мало, что могло заинтересовать деток и вовлечьв работу и сотрудничество.

Но в этом наборе есть одна, самая обычная девочка. Ярасскажу о работе с ней,  вернее о формировании любознательности и активности увсех детей класса, через работу с ней и ее родителями. Зовут девочку Арина.

На уроках она четко выполняет задания учителя,поднимает руку и отвечает,  но так же  любит поговорить с соседом и пошалить наперемене.

У девочки была родовая травма, родители  много сил ивремени потратила, чтобы поставить девочку на ноги, и очень заинтересованы в ееразвитии.

Мама сказала, что  дома Арина всегда анализируетдопущенные ошибки именно словами, которые в классе сказал учитель.

Девочка хочет учиться, работать над своими ошибками,учиться делать выводы. С первого дня Арина и родители откликаются на все моипредложения участия в конкурсах

Знакомимся ближе.

Арина увлекается ментальной математикой, любит решатьзадачи, готова к сотрудничеству и экспериментам.

(Признаюсь, что я впервые услышала про ментальнуюматематику и Арина вместе со своей мамой познакомили меня с абакусом и даженачали меня обучать на нем считать, и это оказалось очень интересно.)

Но вернемся к теме. Начинаю работу с одного ученика,что бы подтянуть и зажечь остальных.

Работа с любопытными, творческими и одаренными детьмидиктует определенные требования к личности педагога:

-желаниеработать не стандартно

-постоянный  рост мастерства

-педагогическая гибкость

-тесноесотрудничество с учеником, его родителями, другими учителями.

Одной из задач для нас является создание благоприятныхусловий для разностороннего развития личности учащегося, в том числе путемудовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получениидополнительного образования.

Изучаемученика (его способности, интересы и т.д.).

Диагностирование включает в себя контроль, проверкузнаний, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявлениединамики, тенденций, прогнозировании е дальнейшего развития.

Способов диагностирования у нас, у каждого учителя,наработано много: наблюдение за повседневной работой учащихся, проверкавыполнения домашнего задания, наблюдение за выполнением домашнего задания вклассе, контрольные и самостоятельные работы, творческие работы, тестирование.

Выбор индивидуального образовательного маршрута.

Под выбором индивидуального образовательного маршрутамы понимаем создание специальных педагогических условий для возможности выбораспособов, форм и методов обучения, позволяющих поддерживать различныеобразовательные интересы учащихся при обучении.

Развитие школьника может осуществляться по несколькимобразовательным маршрутам, которые реализуются одновременно илипоследовательно.   

       Отсюда вытекает основная задача педагога — предложить учащемуся спектрвозможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуальногообразовательного маршрута определяется комплексом факторов:

·       особенностями, интересами и потребностямисамого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательногорезультата;

·       профессионализмом педагогическогоколлектива;

·       возможностями школы удовлетворитьобразовательные потребности учащихся;

·       возможностями материально-технической базышколы.

Индивидуальный образовательный маршрут— это индивидуальная программа, рассчитанная на конкретного школьника ипреследующая конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки.  

  Другими словами, ИОМ — это путь или способреализации личностного потенциала ребенка, развитие его способностей поиндивидуальному плану (маршруту).

Ценность индивидуального образовательного маршрутасостоит в том, что он позволяет каждому, на основе оперативно регулируемойсамооценки, активного стремления к совершенствованию обеспечить выявление иформирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностныхориентаций, собственных взглядов и убеждений, неповторимой технологиидеятельности.

ИОМ включает в себя сочетание учебной и внеучебнойдеятельности в целях социальной самореализации личности .

Основные условияосуществления образовательной деятельности с помощью ИОМ в следующем:

·       открытость обязательных результатовобучения;

·       возможность выбора учащимся уровнясложности;

·       целесообразность сочетания различных форморганизации учебной деятельности;

·       организация дифференцированной помощи состороны учителя;

·       обучение должно стать преимущественноактивной самостоятельной деятельностью учащихся;

·       создание психологического комфортаученика, учет его индивидуальных особенностей.

Все это создает условия для продвижения школьников вучебе в соответствии с их возможностями. Такая организация позволяет обеспечитьразвитие сильного ученика и корректировать и подтянуть в обучение среднего.Дает возможность заинтересовать основную  массу класса.

Структураиндивидуального образовательного маршрута включаетследующие   компоненты:
— Диагностика

-Проектирование

-Осмысление

-Реализация

-Оценка икорректировка

     Достигается это путем:

-структурированияпедагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательныхпотребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута свозможностями образовательной среды);

-сопровождения(осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуальногообразовательного маршрута);

-регулирования(обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута черезиспользование адекватных форм деятельности);

— результативный (формулируютсяожидаемые результаты).

      Обучение школьников по индивидуальным траекториям образовательного маршрутапозволяет:

·       усилить поисково-исследовательский,проблемный характер предметного содержания обучения, связанный сапробированием, моделированием, экспериментированием в рамках образовательныхобластей;

·       создать условия для формирования Портфолиоучащегося;

·       сосредоточить контрольно-оценочнуюдеятельность учащихся на анализе и оценке способов и результатов собственнойсамостоятельной работы;

·       перевести контрольно-оценочнуюдеятельность учителя, во-первых, на помощь в освоении учащимися способовучения, во-вторых, на фиксацию исключительно достижений учащихся;

 

Пробуюспланировать этапы индивидуального образовательного маршрута.

 

Диагностика

Задачи учителя:

-обеспечить вариативность урочной и внеурочной деятельности обучающегося

-составить индивидуальный маршрут участия и развития

-развивать навыки проектной и исследовательской деятельности

-совершенствовать творческий потенциал обучающегося

-поддерживать и развивать интерес к учебе

 

 

 

Сентябрь-октябрь

 1 класс

Проектирование

Виды деятельности обучающегося:

-участие в предметных конкурсах, олимпиадах, викторинах любого уровня( в том числе и онлайн)

-участие в творческих конкурсах, фестивалях, проектах ( в том числе и онлайн)

-объяснение одноклассникам, детям других классов, в том числе и старше, на классных часах и кружке

-научно исследовательская работа

 

 

По желанию круглый год

 

 

 

По желанию круглый год

 

 

Ноябрь-май 1 класс

Сентябрь-май 2-4 класс

 

Февраль , начинаем со 2 класса, а также

 в 3 и 4

 

Осмысление

«Что я уже могу?»

В процессе всей работы

Реализация

Успехи ученика, портфолио личных достижений

1-4 класс

Оценка и корректировка

Рефлексия «Чему я могу еще научиться и что мне нужно доработать»

В процессе всей работы

 

С Аринойоказалось очень интересно работать. У нее всегда есть желание, неиссякаемаяэнергия и, что  не маловажно,  поддержка и помощь родителей.

В1 классе начали с того, что на переменах  Арина знакомила детей со счетом наабакусе, собирали танграм, решали загадки и ребусы, играли в настольныелогические игры.

Усовременных детей проблема с устным счетом. Арина делилась своим умением сучащимися 1б  и 4б классов. Такие минутки счета стали очень полезны изаинтересовали многих одноклассников и детей постарше.

Наклассных часах в 1б и  4б классах Арина знакомила и помогала попробовать самимсобирать фигуры из танграма с закрытыми глазами. Это был восторг, и возникаложелание так же уметь.

Нанеделе Иностранных языков среди учащихся 4-х классов Арина первоклашка, былаприглашена, чтобы поделиться своими знаниями языка.

Вапреле месяце 2019 года планировался педсовет по теме  « Работа с одареннымидетьми». Мы с Ариной готовились поделиться ее умениями с учителями школы, но, ксожалению, из-за карантина педсовет не состоялся.

Весной2019 года проходила Открытая всероссийский интеллектуальная олимпиада  «Нашенаследие» «Великая отечественная война». Глядя на Арину в этом конкурсе принялиучастие пять человек из класса и все получили хорошие результаты.

В акции Окна Победы принимает участиевсе больше и больше наших учеников.

В онлайн-акции «Мы – наследники Победы» вместе сАриной приняли участие еще два одноклассника.

В онлайн –конкурсах на платформе «Учи.ру» всебольше и больше победителей и призеров.

Дети с удовольствием пополняют свои Портфолио.

Вовтором классе Арина стала помогать учителю в организации работы кружка. Онаготовила материал, знакомила тетей с решением задач на упорядочивание. Показаласистему работы с подобными задачами и у детей совершенно не возникаеттрудностей при решении логических задач подобного типа.

Помимоучебных занятий, Арина продолжает принимать участие в онлайн конкурсах,предметных онлайн-олимпиадах и творческих конкурсах.

Сейчасготовит работу на НОУ(научного общества учащихся) .В школе и районе подобноемероприятие проводится для обучающихся 4- х классов, но мы будем пробовать своисилы уже со второго.

Глядяна нее в классе многие дети стали активнее принимать участие в жизни класса.Если в прошлом году, в 1 классе, в конкурсе по ПДД принял участие всего одинученик, то в этом году, 2 класс, на конкурс семейных работ по ПДД желающих ужешесть.

Вклассе много творческих и развитых деток, нужно только развить желаниеработать. Общаясь с Ариной, у детей развивается интерес. На уроках повысилисьтемп работы и работоспособность.

ВПриложении можно увидеть Аринины работы и достижения.

Яочень рада, что имею возможность работать с такими детьми и их родителями,  онине дают сидеть на месте, общение с ними требует движения вперед и саморазвития.

Вотчто говорит мама Арины, Лилия Олеговна.

      «Арине оченьнравится принимать участие в различных конкурсах и олимпиадах, для нее всегдаэто новые впечатления, ценный опыт, ну а победы — приятный бонус и мотивация кдальнейшему участию и саморазвитию. Ей нравится познавать новое, разбиратьсясамостоятельно в новом материале и с гордостью показывать свои достиженияодноклассникам и всем родственникам. Конкурсы – это ее маленький сказочный мир,в котором она реализует свои идеи и мысли. Олимпиады –  очень сильный стимулдля роста. Своеобразная школа, которая позволяет определять Арине, на сколькоона продвинулась и где находится по сравнению с предыдущими турами олимпиад,наблюдать за личностным ростом, анализировать и пытаться выстраивать дальнейшуютраекторию саморазвития. Кроме того, участие в олимпиадах позволяет достигатьопределенного уровня знаний, развивать мышление, что здорово облегчает изучениешкольной программы.

        Публичныевыступления на различных школьных мероприятиях формирует уверенность в себе, всвоих силах, ответственность за начатое и умение доводить дело до конца»

Мне,как учителю, нужно стараться не разочаровать и идти в ногу с потребностямидетей и их родителей. Работать и продолжать развиваться вместе.

Р.S.

Впланах Арины, до окончания обучения в начальной школе научить меня считать наабакусе.                            

                                           

 

 

 

 


Поделиться статьей

Перспективное планирование Познавательное развитие

Поделиться статьей

Поделиться статьей Дата Совместная деятельность ребёнка и взрослого     месяц неделя Непосредственно образовательная деятельность Программное содержание Методическое обеспечение Реализация


Поделиться статьей

Сценарий развлечения для группы раннего возраста Осень золотая.

Поделиться статьей

Поделиться статьей Сценарийразвлечения для группы раннего возраста Осень золотая.   Цель:Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость,способствовать развитию интереса


Поделиться статьей

План – конспект прогулки. Наблюдение за берёзой зимой»

Поделиться статьей

Поделиться статьей План – конспект прогулки.Наблюдение за берёзой зимой» Наблюдение за березойзимой Цели:  формировать знания обособенностях жизни деревьев зимой;  воспитывать


Поделиться статьей

Проектная работаМастера — умельцы нашего села по Индивидуальному проектуВыполнил ученик 10 класса Рахимов Артур.Руководитель проекта Галеева Р. А.с. Казанское 2022 год

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАРЕЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАФИЛИАЛ КАЗАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ


Поделиться статьей