X-PDF

Совершенствование методов обучения средствами мультимедийных и цифровых технологий в обучении иностранному языку

Поделиться статьей

ШТАННИКОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

учитель МБОУ СОШ №71, г.Новосибирска

 

Совершенствование методов обучения средствамимультимедийных и цифровых технологий в обучении иностранному языку

 

Современному обществу нужны инициативные, ответственные,эффективные и активные люди. По этой причине образование рассматривается какосновной инструмент модернизации общества. 

Глобальные вызовы, стоящие перед современнымобразовательным пространством, подчеркивают необходимость трансформациироссийской системы обучения на каждом этапе. Условия высокотехнологичного мира,а также образовательные возможности современного поколения обучающихся диктуютновые требования к уровню и качеству образования в целом и языковогообразования в частности.

В системе общего образования процесс информатизации ивнедрения мультимедийных ресурсов начался всего несколько лет назад. Мысчитаем, что вопросы теоретического обоснования и эмпирического подтвержденияэффективности использования мультимедиа и цифровых технологий в общемобразовании недостаточно разработаны, поэтому исследование данной проблемы,несомненно, актуально в эпоху цифровизации.

В отечественной и западной литературе существует множествоклассификаций компетенций и компетентностей, развиваемых благодаря интеграциимультимедийных и цифровых технологий в процесс обучения иностранным языкам. 

В силу своей научной новизны проблема компетенций(компетентностей), развиваемых при помощи цифровых технологий изучена недостаточно.Информационнокоммуникативная компетентность – это более широкое понятие,включающее в себя и коммуникативную, и информационную, иинформационно-коммуникационную компетентности. Понятиеинформационно-коммуникативной компетентности (ИКК), объединяет в себе«коммуникацию, работу с информацией, выполнение социальной роли, толерантноеотношение к партнеру по общению, умение создавать оптимальное длясмыслоактуализации коммуникативное пространство, интеграцию IT-знаний и личныхкачеств в более общую способность действовать в пространстве информационныхресурсов Интернет, умение соорганизовывать внутренние и внешние информационныересурсы, освоение новых знаковых систем и другое.

На основании анализа вопроса о структуре ИКК в современныхнаучных исследованиях по теории обучения иностранным языкам, нам представляетсяцелесообразным выделить следующие компетенции:

1)                 когнитивную, которая включает в себя более узкие коммуникативный,информационный и лингвистический компоненты (по А.А. Мелиховой);

2)                 мотивационную – мотивационные побуждения, влияющие на отношение кпрофессиональной деятельности и к жизни в целом (Астафьева О. Н., Захарова О.А.); коммуникативная мотивация; ориентация на восприятие и передачу информации(Смирнова И.Г.)

3)                 технологическую – представляется неотъемлемым компонентоминформационно-коммуникативной компетентности в виду всевозрастающей ролиинформации, всеобщей информатизации общества;

4)                 рефлексивную – коммуникативная рефлексия; способность к анализусвоих коммуникативных умений и навыков; стремление к их совершенствованию(Смирнова

И.Г.);

5)                 лингвистическую – как способность правильно с точки зренияграмматики и дискурса формировать высказывания (Мелихова А.А.)

Сегодня термин информационно-коммуникативная компетентностьприменяется чаще всего в контексте высшего профессионального образования, какодно из требований, предъявляемых обществом к специалистам разных областей.Основы данной компетентности должны формироваться уже в средней школе, какключевой ступени обучения. 

Мы будем понимать «digital literacy» как «цифроваякомпетенция» в случае, когда под ним подразумевается комплекс знаний, умений инавыков, и как «цифровая компетентность», когда речь идет о интегративнойхарактеристике личности, основанной на его знаниях, опыте, навыках имотивации. 

Анализ современных зарубежных исследований показал, чтосегодня под цифровой компетенцией принято понимать знания, навыки и умения,позволяющие индивиду эффективно использовать цифровые технологии в повседневнойжизни, а также способность критически оценивать эти технологии. Также в этопонятие часто включают мотивацию к участию в цифровой культуре и техническиеумения в сфере ИКТ. 

Западные исследователи А. Авирам (A. Aviram) и И.Эшет-Алакай (Y. Eshet-Alkalai), в свою очередь, выделили 5 компонентов цифровойкомпетенции:

1)                 фотовизуальную грамотность как способность получать и пониматьинформацию из изображений;

2)                 репродуктивную грамотность как способность использовать цифровыетехнологии для создания нового продукта или компиляции имеющихся с определеннойцелью;

3)                 умение ориентироваться в нелинейном цифровом пространстве;

4)                 информационную грамотность как способность находить, добывать,критически оценивать информацию, найденную онлайн или офлайн;

5)                 социоэмоциональную грамотность относится к социальным иэмоциональным аспектам присутствия в цифровом («онлайн») мире, с целью общения,сотрудничества или потребления информации.

Большой интерес, с нашей точки зрения, представляет собойклассификация компетенций, объединяемых под названием «цифровые», предложенныхгруппой британских исследователей агентства The Consultance-E Гэвином Дьюдени(Gavin Dudeney) и Ники Хокли (Nicky Hockly), а также их коллегой изУниверситета Западной Австралии Марком Пегрумом (Mark Pegrum) в их книге«Digital literacies». Они считают, что набор цифровых компетенций поможетучащимся овладеть «навыками XXI века»: способностью к творчеству иинновационной деятельности, критическому мышлению и решению проблемных задач,автономии и гибкости, сотрудничеству и работе в команде, непрерывномуобучению. 

Таким образом, в модели, предложенной данными учеными,цифровые компетенции – это индивидуальные и социальные навыки, необходимые дляэффективной интерпретации, управления, распространения и создания информации вусловиях постоянно растущего числа цифровых коммуникационных каналов. Овладевэтими компетенциями, учащиеся смогут в будущем эффективно интегрироваться всоциум, реализовать свой потенциал в профессиональной сфере, стать настоящимигражданами мира, открытыми к межкультурному диалогу. 

Сегодня многие исследователи, в частности Клей Шёки (ClayShirky) считают, что обучение цифровым компетенциям должно стать такой жеестественной частью обучения детей, как и традиционная грамотность (понимаемаякак навыки и умения чтения и письма), подчеркивая, что за компьютерами мыпроводим намного больше времени, чем за книгами. Однако, по мнению авторов«Digital Literacies», цифровая грамотность неотделима от традиционной, то естьот умения читать и писать на родном или иностранном языке. Более того, спомощью цифровых медиа обучение языку открывает больше возможностей, чемкогда-либо раньше, и преподавателям следует использовать их в процессеобучения, чтобы не ограничивать учащихся в удовлетворении их актуальных ибудущих потребностей (в т.ч. учебных).

Авторы книги «Digital Literacies» отмечают, что в научномсообществе давно ведутся исследования в области визуальной, медийной,информационной и мульти- компетенций, однако приход эры Веб 2.0 вызвал особыйинтерес к новым – цифровым компетенциям. Однако, как мы уже отмечали выше, внаучном мире на сегодняшний день нет единого представления о структуре цифровойкомпетенции. Г. Дьюдени, М. Пегрум и Н. Хокли предлагают группировать основныекомпетенции, входящие в парадигму цифровой, по четырем основаниям: язык,информация, связи и «ре-дизайн». Авторы подчеркивают, что все эти четыре сферывзаимосвязаны и плавно переходят одна в другую. 

Итак, основанием для первого набора компетенций являетсяязык как инструмент общения. Основой для формирования всех последующихкомпетенций авторы классификации считают традиционную грамотность (printliteracy), понимая под этим термином традиционные умения понимать исоздавать письменные тексты, владеть необходимыми грамматическими илексическими навыками, дискурсивными умениями, и, следовательно, различнымивидами чтения и письма. Этой компетенцией следует овладеть в первую очередь,поскольку в основе цифровой коммуникации чаще всего лежит письменная речь.Учащиеся используют различные виды чтения, например, поисковое и просмотровое,изучая большие объемы различных текстов онлайн, критическое чтение – для оценкии анализа, например, новостных заметок или статей. Различные типы письменнойречи также используются при цифровой коммуникации, к примеру, при созданииблог-постов, участии в открытых дискуссиях, создании или редактированиивикистраниц и т.д. Более того, традиционная грамотность может более эффективноразвиваться онлайн, благодаря, во-первых, огромному числу вспомогательныхприложений, во-вторых, более высокой мотивации, ведь зная, что их тексты будутпрочитаны другими людьми (участниками учебной группы или даже незнакомцами),учащиеся более ответственно подходят к таким заданиям. 

Следующий вид компетенции – texting literacy –предполагает владение особым регистром языка, получившим распространениес приходом эры цифровых технологий, – языком интернета, или сетеязом(netspeak), и языком смс и электронной почты (textspeak/txtspk). Этот регистр,особенно в английском языке, характеризуется широким использованием различныхаббревиатур и эмограмм для сокращения затрат времени и обогащения общения вусловиях письменной коммуникации. Исследователь Х. Кемп замечает, чтосуществует положительная корреляция между владением традиционными формами языкаи владением сетеязом. Однако, во избежание дискурсивных ошибок, преподавателюанглийского языка следует особое внимание уделить вопросу употребления данногорегистра в речи, обозначая круг ситуаций, в которых допустимо использованиесетеяза. Еще одной областью интереса со стороны преподавателя, по мнениюроссийского исследователя М.Ю. Копыловской, должно стать развитие у учащихсянавыков декомпрессии текста, то есть перевода Сетеяза (в частности аббревиатури даже эмограмм) в нейтральный регистр.

Следующей компетенцией, выделенной авторами «Digitalliteracies» на основании языка как средства общения, является мультимедийнаякомпетенция. Мультимедийная компетенция (multimedia literacy) – этоумение интерпретировать и создавать тексты посредством различных информационныхсредств (медиа), в особенности аудио, графических изображений и видео. Авторыподчеркивают, что сегодня основной вес в коммуникации смещается с текста навизуальные ресурсы. Например, в социальных сетях сегодня текст почти всегдасопровождается каким-либо изображением, более того, все большую популярностьнабирают социальные сети (например, Instagram, Pinterest, YouTube), в которыхосновным типом медиа является графическое и/или видео изображение. Впрофессиональной сфере визуальная информация сегодня тоже играет важную роль.Так, одним из важнейших профессиональных умений сегодня является умениесоздавать яркие и информативные презентации, в которых обязательно используютсяразличные средства наглядности, в т.ч. инфографика. 

При этом, многие исследователи, например, Дэвид Кристал(David Crystal), рассматривают сеть Интернет как качественно новое медиа,объединяя в себе все существующие (видео, текст, аудио, графику). 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.78%
НЕТ
41.22%
Проголосовало: 1014

Имеет смысл объединить уже существующие понятия «визуальнаякомпетенция» и «медиакомпетенция» в понятие «мультимедийная компетенция», какспособность переносить умения критической оценки медиа, в особенностимасс-медиа, в новых (преимущественно визуальных) форматах. 

Вторая группа цифровых компетенций в данной классификацииобъединена на основании феномена информации. Такой подход не случаен, ведьблагодаря техническому прогрессу последних десятилетий, особенно появлениюмобильного интернета, изменилось представление о хранении и использованииинформации. Сегодня запоминание информации становится менее значимым, чемумение быстро добывать и оценивать ее, ориентироваться в ее огромноммногообразии. Рассмотрим подробнее некоторые из компетенций, входящих в даннуюгруппу.

Поисковая компетенция (search literacy) являетсяодной из наиболее важных на сегодняшний день. Умение быстро находить нужнуюинформацию является необходимым сегодня во всех сферах жизни, отпрофессиональной до личной. По данным крупнейшей на сегодняшний день поисковойсистемы Google, в среднем этот веб-сайт обрабатывает 40 тысяч запросов всекунду[1]. Исследователи отмечают, что запросымолодых людей являются особенно бессистемными. Таким образом, целью развитияпоисковой компетенции будет обучение учащихся адекватным и эффективнымстратегиям поиска информации в сети. 

На основе поисковой компетенции формируется одна изцентральных компетенций на сегодняшний день – информационная (informationliteracy). Она предполагает умение критически оценивать информацию, в т.ч.ее достоверность, сравнивать источники, отслеживать первоисточники. Обучающиесядолжны уметь задавать критические вопросы о найденной информации, сравнивать еес уже имеющимися знаниями, уметь пользоваться различными источниками исравнивать их между собой. 

Третьим фокусом, объединяющим в себе несколько компетенций,являются «связи». Авторы обосновывают подобную классификацию тем, чтозначительная доля общения и обмена информации происходит посредством различныхцифровых сетей (в особенности социальных). Умение пользоваться этими сетями –это важный компонент в составе цифровой компетенции. В данной группе мырассмотрим личностную, сетевую и межкультурную компетенции.

Личностная компетенция (personal literacy) – этоумение использовать цифровые инструменты, чтобы проектировать желаемуюонлайн-личность (онлайн-эго). Сегодня границы между реальной личностью человекаи той, что представляет его в социальных сетях и интернете, постепенностираются. Поэтому, по мнению авторов, следует помогать учащимся с юных летразвивать умение правильной репрезентации своей личности вонлайн-пространствах, а также защите этой личности от кибербуллинга(оскорблений в Сети), мошенничества, политической и коммерческой цензуры инадзора (шпионажа). С появлением социальных сетей Facebook, Instagram, YouTubeи других, позволяющих общаться людям из разных стран, встает вопросрепрезентации личности (и ее защиты) на английском языке, используемом в онлайнмире в качестве «лингва франка». 

Тесно связана с личностной компетенцией – сетеваякомпетенция (network literacy), поскольку наши цифровые «я» создаютсяименно с целью взаимодействия друг с другом в различных типах сетей. В связи сэтим встает необходимость обучать учащихся эффективному использованиюсоциальных, учебных и профессиональных сетей с целью получения информации,общения, сотрудничества, развития репутации и расширения влиятельности (зонвлияния). 

Подготовить учащихся к роли гражданина мира призвана,помимо указанных выше, призвана межкультурная компетенция (interculturalliteracy). Сегодня по-прежнему остро стоит необходимость развиватьмежкультурную компетенцию, которая подразумевает умение интерпретироватьинформацию из различных культурных контекстов, а также эффективно осуществлятьконструктивную коммуникацию с представителями других культур. Задача учителяздесь, в первую очередь, состоит в том, чтобы подготовить учащихся кмежкультурной коммуникации таким образом, чтобы избежать возможных путаницы инедопонимания, которые в свою очередь могут привести к подкреплению имеющихсястереотипов и предубеждений. 

Авторы данной классификации подчеркивают оструюнеобходимость развития указанных компетенций в школе по двум основным причинам.Во-первых, на их взгляд, это обеспечит устойчивую связь между тем, что изучаютв школе, и тем, что учащиеся могут практически использовать в своей жизни.Таким образом удастся избежать появления формализма у учащихся и повысить ихинтерес к обучению в целом. Во-вторых, развитие этих компетенций уже в школепоможет будущем уравнять возможности учащихся, происходящих из разныхсоциальных слоев. Если пустить этот процесс на самотек, то те учащиеся, которыене имеют возможности развивать цифровые компетенции дома в силу разных причин,к окончанию школы неизбежно окажутся в менее выгодном положении, чем их болееудачливые одноклассники. Таким образом имеющийся разрыв станет еще шире. Задачашкольного образования – не допустить этого, сделать все возможное, чтобы датьвсем учащимся равные возможности. 

Итак, на основе изученной литературы, мы можем сделатьвывод, что сегодня глобальное научное сообщество занимается активными исследованиямив области актуальных компетенций, развиваемых на базе цифровых и мультимедийныхтехнологий. В числе таких компетенций зарубежные исследователи выделяютцифровую компетенцию. 

В отечественной науке термин «цифровая компетенция» нераспространен, предпочтительным на сегодняшний день является термин«информационнокоммуникативная компетенция». 

Г.У. Солдатовой, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказовой и Е.Ю.Зотовой дано определение понятия цифровой компетентности и описаны составляющиеее компетенции. Итак, по мнению данных авторов, цифровая компетентность – это«способность индивида уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать, иприменять инфокоммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности(работа с контентом, коммуникация, потребление, техносфера), а также егоготовность к такой деятельности».

В состав цифровой компетентности авторывключают следующие компетенции: 

1)                 информационную и медиа- компетенции – как способность поиска,понимания и организации цифровой информации и ее критического осмысления, атакже создания информационных объектов с помощью цифровых инструментов;

2)                 коммуникативную компетенцию – как способность осуществлятьразличные формы электронной коммуникации (чаты, блоги, электронная почта ипр.);

3)                 техническую компетенцию – как способность эффективно и безопаснопользоваться техническими и программными средствами для решения различныхзадач;

4)                 потребительскую компетенцию – как умение решать различныеповседневные задачи (связанные с конкретными жизненными ситуациями) с помощьюцифровых инструментов, в т.ч. Интернета.

Нам импонирует подход, выбранный исследователями Г.У.Солдатовой, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказовой и Е.Ю. Зотовой, поскольку в ихисследовании используется термин «цифровая компетентность», который имеетиспользуется не только в отечественной науке, но и за рубежом. На этомосновании данный исследовательский подход представляется более актуальным, таккак способствует унификации терминологии.

Более того, термин «цифроваякомпетентность» является более простым для понимания, так как само слово«цифровой» («digital») является очень распространенным на сегодняшний день. 

На основе проанализированной литературы в области теорииобучения ИЯ, мы пришли к выводу, что необходимо закладывать основы цифровойкомпетентности уже в средней школе, как ключевом этапе в процессе образования. 

Итак, под цифровой иноязычной компетентностью мы понимаемумение и готовность эффективно и безопасно использовать современные цифровыетехнологии на английском языке для решения широкого круга задач, отповседневных до профессиональных (учебных), с учетом норм межкультурнойкоммуникации. 

На основании исследованных источников, мы предполагаем, чтоцифровая компетентность на английском языке включает четыре основныхкомпонента:

1)        цифровую лингвистическую компетенцию; 2) цифровую техническую компетенцию;

3)        цифровую мультимедийную компетенцию; 4) телекоммуникационную компетенцию. 

Итак, под цифровой лингвистической компетенцией мыпонимаем, во-первых, владение специальной лексикой, необходимой для работы скомпьютерными программами и сетью Интернет, во-вторых, владение особымрегистром английского языка, используемого для общения в сети (netspeak илисетеяз).

Цифровая мультимедийная компетенция определяется умениеориентироваться в информационных потоках, оперативно получать, фильтровать,анализировать, понимать и генерировать информацию в различных форматах (аудио,видео, графическом, мультипликационном и др.) на английском языке.

Телекоммуникационная компетенция предполагает умениеэффективно и безопасно использовать современные телекоммуникационныеинструменты (электронную почту, социальные сети, мессенджеры, Skype) дляосуществления дистанционного общения на английском языке. 

Цифровая техническая компетенция включает в себя следующийкомплекс характеристик обучаемых: 

1)                 уверенное владение техническими устройствами, программнымобеспечением и современными информационными технологиями для решения широкого

круга задач;

2)                 осведомленность о специфике виртуальной онлайн-среды, цифровых(онлайн) рисках и способах защиты от них, а также готовность к ответственномуповедению в сети Интернет и бережному обращению с техническими средствами.

Таким образом, мы воспользуемся понятием цифровойкомпетентности на английском языке для достижения цели профессиональнойдеятельности в соответствии с темой «Развитие цифровой компетентностиобучающихся на базе цифровых и мультимедийных технологий в процессе обученияиностранному языку».

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.78%
НЕТ
41.22%
Проголосовало: 1014

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет