Совместная работа учителялогопеда и учителя начальных классов по предупреждению и устранению дисграфии
Основой предложенной системы коррекциинедостатков устной и письменной речи являются и методические рекомендации А.В.Ястребовой. Но за основу совместной работы можно брать методическиерекомендации, предложенные Л.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко, О.В. Елецкой,Н.Ю. Горбачевской, Л.П. Барылкиной, И.П. Матраева, Л.П. Обуховой.
Успешное осуществление коррекционной работызависит от тесного контакта учителя логопеда и учителей начальных классов.
Очень часто учитель-логопед сталкивается стем, что учителя, встречают его появление в классе настороженно. Происходитэто от того что, учителя особенно старшего поколения неправильно представляютсебе цель логопедической работы в школе. Они считают, что учитель-логопедзанимаются только исправлением нарушения звукопроизношения у детей, и непонимают, зачем он берет на занятия учеников, правильно произносящих всезвуки.
На этой почве иногда возникают конфликты междуучителем-логопедом и учителем начальных классов.
Чтобы этого не произошло, учитель-логопеддолжен выступить на одном из педагогических советов и подробно рассказать овидах речевых нарушений, которые встречаются у школьников, о том , какимобразом эти речевые нарушения влияют на успешное усвоение детьми – логопатами учебных программ по всем предметам, особенно по родному языку и чтению.
Практика показывает, что учителя начальныхклассов, познакомившись ближе с целями и задачами логопедической работы вшколе, начинают объективно и заинтересованно относиться к работе логопеда.
Программа начальных классов насыщена, ееотработка с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, трудоемка, илогопед не может давать задания сверх программного материала. Поэтому ондолжен хорошо знать содержание учебной программы по родному языку и чтению исроки изучения отдельных тем, чтобы на своих занятиях учитывать уровеньпрограммных требований.
Сведения о том, как у того или иногоучащегося происходит усвоение правописания, учитель получает слишком поздно,когда уже невозможно изменить методику это не приводит к положительнымрезультатам.
Учителю нужна диагностика для выявления типовучащихся по усвоению правописания, нужны критерии, которые позволили быпрогнозировать дальнейшие успехи школьника в правописании. При таком условииможно было бы применить дифференцированный и индивидуализированный подходы вобучении орфографии.
Изучение опыта работы учителей начальныхклассов общеобразовательных школ с детьми имеющими речевое недоразвитие,показывает, что они пытаются восполнить пробелы в развитии путем дополнительныхдомашних заданий или занятий во внеклассное время, используя те же методы иприемы , что и в классе. В большинстве случаев это не приносит результатов.
Для реализации совместной работы учительлогопед проводит массовое логопедическое обследование. Заканчиваетсяобследование сообщением на заседании школьного ППк, где учитель-логопедсообщает о результатах обследования, намечаются пути исправления речевогодефекта. Намечается целенаправленная совместная коррекционная работа.
Для сопоставления ошибок, имевшихся в ранеевыполненных работах с теми, которые были допущены учеником, учитель-логопед вместес учителем, отбирают детей для индивидуального обследования и зачисления их налогопедический пункт.
Учитель-логопед согласовывает содержание своихзанятий с каждым учителем начальной школы, в зависимости от этапа коррекции,с учетом прохождения программы по родному языку и чтению. В соответствии ссодержанием и планируемыми темпами подбирается дидактический материал, даютсярекомендации в работе над рифмой, темпом, интонацией, ударением. Ведь у учителяначальных классов и учителя-логопеда общие задачи:
Обеспечить успешное овладение учеником программ по родному языку ичтению;
¾ Развивать внимание,память, мышление ребенка;
¾ Развивать общую и мелкуюмоторику, пространственное восприятие;
¾ Воспитывать ребенка впроцессе обучения.
Как известно, на начальном этапе обучениядетей русскому языку первостепенная роль отводится углубленной и разностороннейработе над звуками. Детей учат воспринимать звуки на слух, правильно ихпроизносить, осознавать смыслоразличительную роль фонем.
Однако время, отведенное программой наусвоение материала, рассчитано в основном на детей имеющих нормальное речевоеразвитие и дошкольную подготовку.
Методы работы с детьми, имеющими речевыенарушения, должны отмечаться от тех, которыми учитель постоянно пользуется вклассе. При подборе упражнения, задания предпочтение отдается не репродуктивнымформам работы (списать, вставить букву, подчеркнуть), а тем, которыеактивизируют речевую и мыслительную деятельность ученика. При этом используетсяразнообразная система сигналов обратной связи: символы, схемы, карточки,движения, т.е. формирование операций письма без ручки и тетради. Корригируязвуковую сторону речи, они способствуют активизации словарного запаса,развитию внимания, способности к переключению.
Таким образом, учитывается один изпринципов коррекционно-развивающего обучения логопатов — одновременная работанад всеми компонентами речевой системы. Однако все логопедические приемы могутбыть внесены в структуру урока только после того, как они будут отработаны налогопедических занятиях и показаны учителю, поэтому так важны взаимопосещенияуроков и логопедических занятий учителем и логопедом.
Совместная работа учителяначальных классов и учителя-логопеда требует постоянного контакта,консультаций, корректировке методов и приемов работы с детьми логопатами.
Основные задачи, которые необходимо решить совместными усилиями логопеда и учителя начальных классов состоят в следующем:
1. Систематическая работа,максимально направленная на формирование у ребенка умения сравнивать,сопоставлять и различать звуки речи (сначала правильно произносимые, позжеуточненные и откорректированные) – учитель.
2. Постановка отсутствующих и искаженно произносимых звуков – учитель-логопед;
3. Формирование уменийсопоставлять и различать систему дифференциальных (акустико-артикуляционных)признаков – учитель и учитель-логопед;
4. Закрепление навыковзвукового анализа доступных ребенку, и постепенное обучение ребенка сокращенными более обобщенным операциям, формирование умения выделять звуки не только всильных, но и в слабых позициях, различать варианты их звучания – учитель-логопед и учитель;
5. Обеспечить успешноеовладение учеником программ по родному языку и чтению – учитель-логопед иучитель;
6. Развивать общую и мелкуюмоторику, пространственное восприятие-учитель и учитель-логопед;
7. Воспитывать ребенка впроцессе обучения – учитель, учитель-логопед;
8. Закреплять на урокахпоставленные учителем-логопедом звуки — учитель;
9. Заучивать с детьмискороговорки, чистоговорки с контрольными звуками- учитель-логопед;
10.Следить за правильнымпроизношением – учитель, учитель-логопед;
11.Давать упражнения наразвитие фонематического слуха. Зрительного праксиса, предупреждая этимвозникновение дисграфии – учитель, учитель-логопед.
Учитель логопед должен хорошо знать содержаниеи методы обучения родному языку и чтению, а также, какие темы и в какое времяизучаются в классе, для того чтобы на своих занятиях обязательно учитыватьуровень программных требований по родному языку и чтению.
Одним из важнейших условий коррекционнойработы является выработка единства требований к ученику-логопату со стороныучителя и учителя-логопеда. Для достижения цели каждое занятие с логопатомдолжно быть подчинено следующим требования:
1. Всесторонне развивать личностьучащегося-логопата;
2. Обучение должно носить воспитывающий характер;
3. Учитывать возрастные особенности детей;
4. Учитывать структуруречевого дефекта и в соответствии с этим подбирать доступный материал;
5. Осуществлятьиндивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
6. Добиваться прочности приобретенных знаний и навыков;
7. Предъявлять программныетребования с учетом возможных специфических (речевых) ошибок;
8. Широко использоватьнаглядность, игровые приемы.
Задача учителя-логопеда:
во-первых, обратитьвнимание учителя на то, что ошибки логопатического характера не должнызачитываться при оценке работы учащегося;
во-вторых, научитьпедагога отличать логопатическую ошибку от ошибки, обусловленной тем, чтоученик не усвоил то или иное правило грамматики.
Для этого целесообразно изготовить и раздать учителям таблицу –памятку с перечнем логопатических ошибок и указаниями, каким видом речевогонарушения они вызваны.
Кроме того учителя начальных классов должнызнать, что учитель-логопед очень специфично оценивает работу учащихся. Оценкана логопедических занятиях ставится прежде всего по психолого-педагогическимпараметрам работы ученика, т.е. за внимательность в течение всего занятия, заактивность, за желание работать, за количество самостоятельно обнаруженных иисправленных, а не допущенных им ошибок.
Поскольку современные программы по русскомуязыку составлены так, что на закрепление пройденного материала отводится оченьмало времени, и ученики зачастую не успевают усвоить пройденное отсюда идетувеличение количества детей, у которых можно диагностировать дисграфию.
Перед началом логопедической работы формируютсяцели, которые должны быть реализованы в процессе совместной работы:
1. Развивать уменияопределять место заданного звука в слове (в начале, в середине, конце);
2. Делить слова на слоги;
3. Различать твердые и мягкиесогласные;
4. Различать гласные исогласные звуки;
5. Различать слова,отличающиеся одним звуком;
6. Находить слова, в которыхнет заданного звука;
7. Осознавать основныеэлементы языка; звук; слог; слово;
8. Развивать моторику играфические навыки;
Тренироватьпространственное восприятие (расположение предметов «справа», «слева»);
Работать над развитием звуко-буквенного анализа.
1. Ребенка нужно научить:
Устанавливатьпоследовательность звуков в словах, обозначать их соответствующими буквами;
Понимать смыслоразличительную роль буквы.
2. Вести работу над развитиемсловаря, формировать умения:
Определять количество ипоследовательность слов в предложении;
Составлять предложения,рассказ по сюжетным картинкам;
Пересказывать текст.
Основная задача стоящая перед учителем начальных классов :
Обучать беглому,выразительному, осознанному чтению;
Грамотному письму.
Только в тесном контакте работа учителяначальных классов и логопеда по предупреждению и преодолению дисграфии ипредупреждения перерастания их в стойкие дизорфографии, даст положительныерезультаты. Так как учитель начальных классов и учитель — логопед делают однообщее дело.
Только осуществляя комплексный подход к коррекции нарушений, имеющимисяу детей, при тесной связи учителя начальных классов и учителя логопеда.
При ведении поэтапной коррекционной работе только, тогда можно достичьжелаемого результата, только если учителя начальных классов и учителя-логопедычетко представляют себе какие трудности испытывают дети в обучении родномуязыку они смогут целесообразно и целенаправленно строить свою работу.
