Для того чтобы определить механизмы влияния образования на формирование личности, необходимо определить, что есть образование. В современной психолого-педагогической литературе образование трактуется следующим образом:
— образование — процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности (А.Г. Асмолов) .
— образование — процесс и результат целеполагаемой, педагогически организованной и планомерной социализации человека (Б.М. Бим-Бад, А.В. Петровский) .
— образование — созидание человеком образа мира в себе самом путем активного полагания себя в мире предметной, социальной и духовной культуры (АА. Вербицкий) .
— образование — механизм овладения культурой (П.Г. Щедровицкий).
Выявить сущностный статус образования можно лишь отнесясь к нему как феномену культуротворчества. Культура и образование тесно связаны друг с другом. Культурный человек — это образованный человек. «Образование как обучение, воспитание, формирование является основной культурной формой человеческого существования, оно лежит в его основе. Без передачи культурных образцов и способов взаимодействия человека с миром, осуществляемых в образовательном пространстве, невозможно представить человеческую жизнь» [10. -С. 13]. Образование выступает не только средством трансляции культуры, но и само формирует новую культуру, развивает общество.
|
|
Благодаря реформе российского образования активизировался интерес к идеям культурно-исторического подхода развития человека. Педагогическая деятельность определяется как «особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, на создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению социальных ролей в обществе» [9. — С. 24]. Стратегией поиска педагогических технологий становится стратегия построения развивающего образа жизни, различных обучающих и воспитывающих сред. В современном российском обществе формируются новые ценности — ценности саморазвития и самообразования, которые стали основой личностно-ориентированного образования.
Специалист-предметник уже не способен удовлетворить запросы современной педагогической практики. Требуется педагог-профессионал, который, «во-первых, является субъектом педагогической деятельности, а не носителем совокупности научных знаний и способов их передачи . во-вторых, ориентирован на развитие человеческих способностей, а не только на трансляцию знаний, умений, навыков . в-третьих, умеет практически работать с образовательными процессами, строить развивающие образовательные ситуации, а не просто ставить и решать дидактические задачи» [10. — С. 73].
|
|
Реализация прогрессивной тенденции в развитии образования связана с последовательным переосмыслением следующих традиционных функций образования: 1) трансляция и репродукция истины в виде готовых знаний, умений, навыков . 2) тотальный контроль за ребенком . 3) видение в учителе субъекта педагогической деятельности, а в ученике — объекта его воздействия.
Альтернативной моделью сегодня становится гуманистическая, сотворческая модель образования, определяемая следующими функциями: 1) открытие проблемности и смыслов в окружающих человека реальностях . 2) создание условий свободного выбора сфер приобщения к социально-культурным ценностям . 3) создание условий сотворческого общения учителя и ученика для постановки и решения сущностно важных вопросов бытия . 4) культивирование всевозможных форм творческой активности и учителя и ученика.
Начиная с 1960-х гг. отечественная психология и педагогика обогатились идеями диалога, сотрудничества, совместного действия, уважения личности. Переориентация педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистических традиций являются основой для качественного обновления образовательного процесса. Можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:
— развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные противоречия .
— формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования и развития социальной и природной сферы .
— овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы и личной автономии .
— создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций [9. — С. 121].
С.Л. Братченко предлагает следующие различия классической (когнитивно-ориентированной) и новой — личностно-ориентированной образовательной парадигмы.
Таблица 2
Когнитивно-ориентированная парадигма | Личностно- ориентированная парадигма | |||||||||
1. Ценности и цели | Основная миссия образования: подготовка подрастающего поколения к жизни и труду. Главные цели: дать ребенку знания, умения и навыки и обеспечить его социализацию (подготовка к выполнению основных социальных функций, адаптации к требованиям общества, первичная профессиональная подготовка и др.). Ценности: нормативность (соответствие заданному стандарту), управляемость (послушность, дисциплинированность), однородность (одинаковость). Общая стратегия -стратегия формирования, активного вмешательства в жизнь ребенка, пренебрежение к ее внутренним законам | Основная миссия образования: обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности. Главная цель: способствовать личностному росту (всех участников образовательного процесса, включая ребенка). Ценности: личность и личностное достоинство каждого . свобода (свободный выбор и ответственность за него), творчество и индивидуальность в познании и самовыражении. Стратегия — стратегия помощи, поддержки и уважения ребенка | ||||||||
2. Личная значимость и осмысленность | Содержание и процесс образования не имеют прямого отношения к ребенку, не связаны с его реальными актуальными интересами и потребностями, не являются его личным выбором. Причем эта отчужденность и бессмысленность характерна и для учителей, которые вынуждены ориентироваться на требования стандартов, методики. Как следствие и учение и преподавание превращаются в «тяжкий труд» | Содержание и процесс образования — максимально осмысленны и индивидуально значимы. За участниками образовательного процесса признается право на участие в определении направления образования, его содержания и форм организации | ||||||||
3. Ведущая активность | Главная действующая сила — преподавание, т.е. активность учителя, который ведет за собой ученика. Задача ученика — успеть за учителем (отсюда — «успеваемость»), для чего необходимо приспособиться к темпу, индивидуальным особенностям и актуальному состоянию учителя | Главная действующая сила — учение, т.е. активность самих учащихся. Не ученики приспосабливаются к учителю, а учитель старается максимально полно учесть интересы, особенности каждого ребенка | ||||||||
4. Модальность познания | Основная форма предъявления изучаемого материала — вербальное объяснение, реже -демонстрация. Предлагаются знания как объективный готовый результат, полученный кем-то и когда-то. Усваивая эти знания, ученик должен ответить на множество вопросов, придуманных другими — учителем, автором учебника | Главный способ познания — на собственном опыте, в результате поиска, экспериментирования, проверки гипотез. Знания появляются у ребенка как ответы на собственные вопросы — и потому знания индивидуальны и ценны для самого человека. Акцент делается не на объективном знании, а на человеческом измерении. Такое познание — познание самого себя, открытие мира в себе и через себя | ||||||||
5. Роли участников образовательного процесса | Жесткая фиксация резко ассиметричных функций учителя и ученика. Власть сосредоточена в руках учителя, выполняющего роли инструктора, руководителя, организатора, судьи, контролера. Ученик выполняет требования учителя | Равноценность и равноправие взрослого и ребенка в учебном процессе. Учитель и ученик сотрудничают, совместно осуществляют определенную активность, направленную на общую цель -развитие и личностный рост каждого. Для того чтобы эти отношения формировались, важны три базовые условия личностного роста -конгруэнтность, принятие ребенка и эмпатия. Соответственно готовность к педагогической деятельности — не столько владение знаниями и методиками, сколько личностная зрелость. | ||||||||
Центральным моментом ценностно-ориентированной и личностно-направленной модели развития образования является сотворчество всех участников образовательного процесса, в котором созданы условия для самосовершенствования каждого субъекта. Это предполагает создание рефлексивной среды: в мышлении — через решение проблемно-конфликтных ситуаций, в деятельности — через формирование установки на кооперирование, а не на конкуренцию, в общении — через развитие отношений, подразумевающих доступность собственного опыта человека для другого и открытость опыта для себя.
|
|
|
|