МУНИЦИПАЛЬНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ГИМНАЗИЯ № 2
Современныеформы проведения
родительскихсобраний
ФилатьеваИнна Николаевна
Московскаяобласть, г.о.Клин
Существуют различные формы проведенияродительских собраний. Однако традиционно взаимодействие педагога и родителейна собрании сводится к такой формуле: один говорит – все слушают. В ролилектора может выступать учитель, психолог или врач. Чаще всего мероприятиесводится к докладу классного руководителя об итогах четверти (полугодия, года)и его обсуждению, которое иногда перерастает в дискуссию.
Для успеха обучающего процесса важна положительнаяпсихологическая атмосфера. Ее создают: соблюдения правил поведения,принципов и планов собраний; отсутствие оценочного отношения друг к другу;использование методов обучения в группе.
Для достижения положительнойпсихологической атмосферы вводятся правила поведения.
Правил, как минимум, пять:
• Внимательнослушай говорящего;
• Некритикуй другого, что бы он ни сказал;
• Еслине хочешь говорить, то можешь промолчать;
• Относиськ другим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе;
• Невыноси ничего из сказанного за круг.
Различные методы обучения, перечисленныениже, предназначены для поддержания интереса и мотивации, осмысления значимостирассматриваемых вопросов.
Одни методы являются традиционными, другиепредполагают более активное взаимодействие и помощь друг другу (учитель -родитель, родитель — родитель)
Методы, используемые на родительскихсобраниях, следующие:
Мозговой штурм, сообщение новойинформации; групповая дискуссия; ролевое моделирование, рефлексия.
Почему так важна комбинация традиционных игрупповых методов?
• Таккак в процессе совмещения данных методов улучшается качество обучения.
• Порезультатам исследования психологов «память человека способна сохранить 10% изтого, что он слышит, 50% из того, что человек видит и до 90% из того, что онделает».
• Поэтомувсю информацию человек должен «пропускать через себя», а не получать в готовомвиде.
Успешностьобщения зависит от умения не только слушать, но и слышать.
Слушание- это активный процесс, во время которого происходит:
• Восприятиеинформации от говорящего или от самого себя, но при этом человек воздерживаетсяот выражения своих эмоций;
• Поощряющееотношение к говорящему партнёру, способствующее дальнейшему общению;
Незначительноевоздействие на говорящего (вопросы, жесты, мимика), помогающее развитию мыслипоследнего на один шаг вперёд.
Взависимости от данных факторов выделяют 3 уровня слушания:
• «Здесьи сейчас». Слушать и эмоционально участвовать.Выслушивать, понимать, но не давать оценки. Полностью внимание направлено наговорящего.
• «Поверхностноеслушание». Сосредоточиться только на содержании,логике. Слышать, но не сопереживать.
• «Пассивноеслушание». Собеседник не слушает, не сопереживает,находится «в себе». Слушает «краем уха».
Обучениев группе – новый метод современнойпедагогики. Как всякий новый метод, он требует подготовки учителя.
Обучение в группеозначает, что собеседники учатся:
• Говорить,слушать и слышать;
• Обмениватьсяинформацией;
• Выражатьличное мнение;
• Обсуждатьи решать проблемы;
• Приниматьрешения.
Обучение в группе развивает личностную исоциальную компетентность, формирует установки здорового образа жизни.Увеличивается вероятность того, что члены группы выскажутся. Общаясь,развиваются умения слушать, слышать, думать и работать вместе.
Высказывания педагога составляют примерно70% времени, а иногда и гораздо больше. Родители, в большинстве своем, являютсяпассивными слушателями, и лишь некоторые задают интересующие их вопросы.Такая подача информации является непродуктивной, т.к. большинство родителей неусваивают сказанное и не способны информацию применить на практике. (Чаще всего«пассивное слушание» или поверхностное).
Классный руководитель способствует общениюродителей, что приводит к эффективности обучения и выработке личностной исоциальной компетентности. Количество времени, в течение которого говоритклассный руководитель, уменьшается с 70% до 25%.
При данной форме общения наблюдаетсяструктурированность, а не спонтанные высказываний. Исключается дидактичность изречи педагога – его высказывания на равных, в ряду других, обычно — последнее,обобщающее, дополняющее, ничьи предыдущие высказывания при этом необесцениваются. Чувства, мысли каждого являются безусловной ценностью. Классныйруководитель организует общение, поддерживает, стимулирует и направляет его.(Уровень – «здесь и сейчас»).
Интерактивные формы проведенияродительского собрания.
• Родительскоесобрание-консультация (душевный разговор)
На такое собрание приглашаются родителиучащихся из нескольких классов, которых волнуют одни и те же вопросы,объединяют общие интересы. Как преодолеть трудности в воспитании единственногоребенка? Как воспитать в ребенке трудолюбие? Как помочь ребенку, который нехочет учиться? Каковы особенности воспитания талантливых и одаренных детей? Какбороться с вредными привычками? Как бороться с детским воровством? С каждой такоймикрогруппой родителей в отдельном кабинете работают соответствующиеспециалисты. Эта форма работы носит интерактивный характер, проблемные ситуациимогут проигрываться по ролям, могут присутствовать элементы тренинга.
Метод работы родителей в небольшихгруппах (до 6 человек) можно применять и на собрании в одном классе.Становясь членами одной группы, родители смелее высказывают свое личное мнение,активно взаимодействуют друг с другом, делятся ценным опытом в воспитаниидетей, устанавливают более прочные контакты друг с другом. На такомродительском собрании эффективно обсуждать заранее подготовленные предложения,идеи и родительские инициативы. Но чтобы они появились, необходимо заранеесоставить план родительского собрания на соответствующую тему.
• Родительскоесобрание-конференция.
За две недели допроведения собрания родители знакомятся с его темой и получают необходимыеметодические материалы.
А некоторые из них — и определенное задание (провести тематическое исследование или опрос),выполнение которого на собрании обсуждается с разных позиций.
Как вариант — педагогможет предложить одним родителям прокомментировать высказывания по темесобрания, а другим — обсудить ответы, поделиться своими мнениями по этомувопросу. Задача педагога – выступить в роли ведущего, осветить суть темы инаправлять диалог в нужное русло.
• Родительскоесобрание в форме ток-шоу
Чтобы провести пресс-конференцию илиток-шоу по определенной теме, нужно пригласить на собрание соответствующихспециалистов, педагогов-предметников. На таком собрании можно услышать ответына интересующие вопросы, узнать различные точки зрения на одну проблему иобсудить возможные пути ее решения. После собрания родителям должна бытьпредоставлена возможность получения индивидуальной консультации.
• Собранияв игровой форме можно проводить совместно с детьми,на таком мероприятии могут презентоваться подготовленные учащимися спектакли,постановки, программы. Игровое взаимодействие родителей и детей в разных видахдеятельности дарит ценный опыт партнерских отношений
С помощью организации родительских встречможно решить еще очень большую нравственную проблему родительскихколлективов. Эта проблема заключаетсяв учебном соперничестве детей. Зачастую такое соперничество поощряется семьей,что приводит к конфликтным ситуациям между детьми и их родителями. Родительскиевстречи позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолетьнедоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых.
• Собрание- «Мини проекты».
Родительскоесобрание можно провести совместно с детьми. На таком собрании можно провестисовместную работу по созданию мини-проекта, например по теме: «В здоровой семье– здоровые дети», в каждой группе присутствуют и родители и дети, группе даётсяконкретное задание, например, 1-я группа – составляет режим дня для своёйсемьи, 2-я группа – разрабатывает сбалансированное меню, питание, 3-я группаотвечает за «личную гигиену», 4-я группа – говорит о влиянии спорта на здоровыйобраз жизни, 5-я группа – о негативном влиянии телевизора, компьютера,планшетов и сотовых телефонов. В заключение собрания выстраивается совместный«мини – проект».
Назовём критерии, по которым можноопределить степень эффективности родительских собраний.
• заметноповышается активность родителей, они начинают открыто интересоватьсясодержанием образовательного и воспитательного процессов, становятсяинициаторами дискуссий и диспутов;
• родителисами находят ответы на большинство актуальных вопросов, делятся примерами,основанными на личном опыте;
• увеличиваетсяколичество вопросов, которые касаются личности ребенка;
• родителинаходят возможность для индивидуальных контактов с педагогом.
Должным образомподготовленное родительское собрание позволяет эффективно объединитьвозможности школы и семьи в образовании и воспитании детей. Задача педагогов –проводить содержательные и интересные собрания в формах, позволяющих родителямстать активными участниками встречи.
