X-PDF

Современные формы родительских собраний

Поделиться статьей

МУНИЦИПАЛЬНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ГИМНАЗИЯ № 2

 

 

 

                                               

Современныеформы проведения

родительскихсобраний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФилатьеваИнна Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

Московскаяобласть, г.о.Клин

Существуют различные формы проведенияродительских собраний. Однако традиционно взаимодействие педагога и родителейна собрании сводится к такой формуле: один говорит – все слушают. В ролилектора может выступать учитель, психолог или врач. Чаще всего мероприятиесводится к докладу классного руководителя об итогах четверти (полугодия, года)и его обсуждению, которое иногда перерастает в дискуссию.

Для успеха обучающего процесса важна положительнаяпсихологическая атмосфера. Ее создают: соблюдения правил поведения,принципов и планов собраний; отсутствие оценочного отношения друг к другу;использование методов обучения в группе.

Для достижения положительнойпсихологической атмосферы вводятся правила поведения.
                  Правил, как минимум, пять:

           Внимательнослушай говорящего;

           Некритикуй другого, что бы он ни сказал;

           Еслине хочешь говорить, то можешь промолчать;

           Относиськ другим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе;

            Невыноси ничего из сказанного за круг.

Различные методы обучения, перечисленныениже, предназначены для поддержания интереса и мотивации, осмысления значимостирассматриваемых вопросов.

Одни методы являются традиционными, другиепредполагают более активное взаимодействие и помощь друг другу (учитель -родитель, родитель —  родитель)

   Методы, используемые на родительскихсобраниях, следующие:   

Мозговой штурм, сообщение новойинформации; групповая дискуссия; ролевое моделирование, рефлексия.

Почему так важна комбинация традиционных игрупповых методов?

      Таккак в процессе совмещения данных методов улучшается качество обучения. 

      Порезультатам исследования психологов «память человека способна сохранить 10% изтого, что он слышит, 50% из того, что человек видит и до 90% из того, что онделает».

       Поэтомувсю информацию человек должен «пропускать через себя», а не получать в готовомвиде.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

Успешностьобщения зависит от умения не только слушать, но и слышать.

Слушание- это активный процесс, во время которого происходит:

      Восприятиеинформации от говорящего или от самого себя, но при этом человек воздерживаетсяот выражения своих эмоций;

      Поощряющееотношение к говорящему партнёру, способствующее дальнейшему общению;

Незначительноевоздействие на говорящего (вопросы, жесты, мимика),  помогающее развитию мыслипоследнего на один шаг вперёд.

Взависимости от данных факторов выделяют 3 уровня слушания:

      «Здесьи сейчас». Слушать и эмоционально участвовать.Выслушивать, понимать, но не давать оценки. Полностью внимание направлено наговорящего.

      «Поверхностноеслушание». Сосредоточиться только на содержании,логике. Слышать, но не сопереживать.

      «Пассивноеслушание». Собеседник не слушает, не сопереживает,находится «в себе». Слушает «краем уха».

Обучениев группе – новый метод современнойпедагогики. Как всякий новый метод, он требует подготовки учителя.

Обучение в группеозначает, что собеседники учатся:

      Говорить,слушать и слышать;

      Обмениватьсяинформацией;

      Выражатьличное мнение;

      Обсуждатьи решать проблемы;

      Приниматьрешения.

Обучение в группе развивает личностную исоциальную компетентность, формирует установки здорового образа жизни.Увеличивается вероятность того, что члены группы выскажутся. Общаясь,развиваются умения слушать, слышать, думать и работать вместе.

Высказывания педагога  составляют примерно70% времени, а иногда и гораздо больше. Родители, в большинстве своем, являютсяпассивными слушателями,  и  лишь некоторые задают интересующие их вопросы.Такая подача информации является непродуктивной, т.к. большинство родителей неусваивают сказанное и не способны информацию применить на практике. (Чаще всего«пассивное слушание» или поверхностное).

Классный руководитель способствует общениюродителей, что приводит к эффективности обучения и выработке личностной исоциальной компетентности. Количество времени, в течение которого говоритклассный руководитель, уменьшается с 70% до 25%.

При данной форме общения наблюдаетсяструктурированность, а не спонтанные высказываний. Исключается дидактичность изречи педагога – его высказывания на равных, в ряду других, обычно  — последнее,обобщающее, дополняющее, ничьи предыдущие высказывания при этом необесцениваются. Чувства, мысли каждого являются безусловной ценностью. Классныйруководитель организует общение, поддерживает, стимулирует и направляет его.(Уровень – «здесь и сейчас»).

Интерактивные формы проведенияродительского собрания.

      Родительскоесобрание-консультация (душевный разговор)

На такое собрание приглашаются родителиучащихся из нескольких классов, которых волнуют одни и те же вопросы,объединяют общие интересы. Как преодолеть трудности в воспитании единственногоребенка? Как воспитать в ребенке трудолюбие? Как помочь ребенку, который нехочет учиться? Каковы особенности воспитания талантливых и одаренных детей? Какбороться с вредными привычками? Как бороться с детским воровством? С каждой такоймикрогруппой родителей в отдельном кабинете работают соответствующиеспециалисты. Эта форма работы носит интерактивный характер, проблемные ситуациимогут проигрываться по ролям, могут присутствовать элементы тренинга.

Метод работы родителей в небольшихгруппах  (до 6 человек) можно применять и на собрании в одном классе.Становясь членами одной группы, родители смелее высказывают свое личное мнение,активно взаимодействуют друг с другом, делятся ценным опытом в воспитаниидетей, устанавливают более прочные контакты друг с другом. На такомродительском собрании эффективно обсуждать заранее подготовленные предложения,идеи и родительские инициативы. Но чтобы они появились, необходимо заранеесоставить план родительского собрания на соответствующую тему.

      Родительскоесобрание-конференция.

За две недели допроведения собрания родители знакомятся с его темой и получают необходимыеметодические материалы.

А некоторые из них — и определенное задание (провести тематическое исследование или опрос),выполнение которого на собрании обсуждается с разных позиций.

Как вариант — педагогможет предложить  одним родителям прокомментировать высказывания по темесобрания, а другим — обсудить ответы, поделиться своими мнениями по этомувопросу. Задача педагога – выступить в роли ведущего, осветить суть темы инаправлять диалог в нужное русло.   

      Родительскоесобрание в форме ток-шоу

Чтобы провести пресс-конференцию илиток-шоу по определенной теме, нужно пригласить на собрание соответствующихспециалистов, педагогов-предметников. На таком собрании можно услышать ответына интересующие вопросы, узнать различные точки зрения на одну проблему иобсудить возможные пути ее решения. После собрания родителям должна бытьпредоставлена возможность получения индивидуальной консультации.

      Собранияв игровой форме можно проводить совместно с детьми,на таком мероприятии могут презентоваться подготовленные учащимися спектакли,постановки, программы. Игровое взаимодействие родителей и детей в разных видахдеятельности дарит ценный опыт партнерских отношений

С помощью организации родительских встречможно решить еще очень большую нравственную проблему родительскихколлективов. Эта проблема заключаетсяв учебном соперничестве детей. Зачастую такое соперничество поощряется семьей,что приводит к конфликтным ситуациям между детьми и их родителями. Родительскиевстречи позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолетьнедоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых.

      Собрание- «Мини проекты».

Родительскоесобрание можно провести совместно с детьми. На таком собрании можно провестисовместную работу по созданию мини-проекта, например по теме: «В здоровой семье– здоровые дети», в каждой группе присутствуют и родители и дети, группе даётсяконкретное задание, например, 1-я группа – составляет режим дня для своёйсемьи, 2-я группа – разрабатывает сбалансированное меню, питание, 3-я группаотвечает за «личную гигиену», 4-я группа – говорит о влиянии спорта на здоровыйобраз жизни, 5-я группа – о негативном влиянии телевизора, компьютера,планшетов и сотовых телефонов. В заключение собрания выстраивается совместный«мини – проект».

Назовём критерии, по которым можноопределить степень эффективности родительских собраний.

      заметноповышается активность родителей, они начинают открыто интересоватьсясодержанием образовательного и воспитательного процессов, становятсяинициаторами дискуссий и диспутов;

      родителисами находят ответы на большинство актуальных вопросов, делятся примерами,основанными на личном опыте;

      увеличиваетсяколичество вопросов, которые касаются личности ребенка;

      родителинаходят возможность для индивидуальных контактов с педагогом.

Должным образомподготовленное родительское собрание позволяет эффективно объединитьвозможности школы и семьи в образовании и воспитании детей. Задача педагогов –проводить содержательные и интересные собрания в формах, позволяющих родителямстать активными участниками встречи.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.97%
НЕТ
39.03%
Проголосовало: 1532

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет