Тема: «Формированиекоммуникативных УУД младших школьников посредством сервисов Web 2.0. на урокахматематики»
Выполнила:
Федяева МаринаНиколаевна
Учитель начальныхклассов
2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы проблемы формированиякоммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики ……………………6
1.1 Характеристика универсальных учебных действий……………………..…6
1.2 Характеристика сервисов Web 2.0…………………………………………..15
1.3 Сервисы Web 2.0 как средство формирования коммуникативных УУД на уроках математики………………………………………………………………16
Выводы ……………………………………………………………………………21
Глава 2. Опытно-практическая работапо формированию коммуникативных УУД на уроках математики посредством сервисов Web 2.0…………………22
2.1. Анализ уровня сформированности коммуникативныхУУД у младших школьников……………………………………………………………………….22
2.2. Проектирование деятельности поформированию коммуникативных УУД младших школьников посредством сервисов Web2.0…..26
2.3. Анализ полученных результатов….30
Выводы ……………………………………………………………..…………….31
Заключение…………………………………………………………………..…..32
Список литературы………………………………………………………….…..33
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследованияпродиктована тем, что перемены, происходящие в современном обществе, требуютизменения образовательного пространства, иного определения целей образования,учитывающих, государственные, социальные и личностные потребности и интересы.На данном этапе развития современного общества становится очевидным, что требованияк уровню подготовки выпускника по конкретным предметам не означают его успешнойсоциализации после окончания образовательного учреждения, умения выстраиватьотношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином ипатриотом своей Родины.
Каждое поколениелюдей предъявляет свои требования к школе. Раньше основнойзадачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками.Сегодня задачи общеобразовательной школы иные. На первый план выходитформирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умениеучиться, способность в массе информации отобрать нужное, саморазвиваться исамосовершенствоваться. В соответствии с Федеральными государственнымиобразовательными стандартами второго поколения главной целью образовательногопроцесса является формирование универсальных учебных действий, таких как:личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Концепция развитияУУД разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С.Выготский,А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов) группой авторов:А.Г.Асмоловым, Г.В.Бурменской, И.А.Володарской, О.А.Карабановой, Н.Г.Салминой иС.В.Молчановым под руководством А.Г.Асмолова
Универсальные учебныедействия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкойориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебнойдеятельности. Подходы к решению проблем формирования коммуникативных учебныхдействий отражены в работах Ю.К. Бабанского, Д.В. Воровщикова, Л.С. Выготского,П.Я. Гальперина, Н.А. Лошкарёва, А.А. Любинской, Г.К. Селевко, Д. В Татьянченко,А.В. Усова, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого.
СогласноФГОС, коммуникативная сторона развития считается одной из приоритетных задачшкольного образования. Коммуникативные действия обеспечивают социальнуюкомпетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению илидеятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективномобсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивноевзаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
И внастоящее время учитель начальных классов решает очень сложные задачипереосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучатьв новых условиях?»
Темп развитияинтернет-технологий сегодня – один из самых высоких в современном мире. Веб 2.0– это новый Интернет, который делают пользователи, а не отдельные «посвященные».Постоянное возникновение новых сервисов, ориентированных на решениеразнообразных коммуникационных задач, рождает вопрос: как использовать их вобразовательной практике?
Развитиеинтернет-сервисов позволяет реализовать стандарты второго поколения в образовании.Уроки постепенно переходят в интерактивную форму и социальные сервисы Веб 2.0являются активными помощниками в этом. Но большинство учителей школы недооценивают сервисыВеб 2.0. и не применяют их в своей работе.
Таким образом,сложилось противоречие: между широкими возможностями применения сервисов Веб2.0. на уроках математик с целью формирования коммуникативных УУД инедостаточным использованием их на учебных занятиях.
Исходяиз выделенного противоречия, можно сформулировать проблему: какие сервисы Веб2.0. можно использовать в учебном процессе и какова их эффективность дляформирования коммуникативных УУД?
Объектисследования – процесс формирования коммуникативных УУД у младших школьников
Предмет исследования –сервисы Web 2.0. как средство формированиякоммуникативных УУД
Задачи исследования:
1) Изучить теоретическиеосновы проблемы формирования коммуникативных УУД младших школьников посредствомсервисов Веб 2.0;
2) Рассмотреть виды УУД;
3) Дать характеристикусервисам Web 2.0, изучить их возможности;
4) Подобрать и апробироватьсервисы Web 2.0, которые можноиспользовать на уроках математики
5)Проанализировать полученные результаты
Методыисследования:
§ Теоретические: анализпечатных источников, анализ понятийного аппарата.
§ Эмпирические: тестирование,беседа
База исследования: г.Муром МБОУ«СОШ№20» 4 «Б» класс
ГЛАВА 1. Теоретическиеосновы проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действийна уроках математики.
1.1 Характеристика универсальных учебных действий.
В настоящее времяшкола пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизньчеловека обученного — квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее,информационное общество запрашивает человека обучаемого, способногосамостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянноудлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок,запаса какого — то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление ивозможность использовать то, что есть, то есть не структурные, афункциональные, деятельностные качества.
Иными словами,школа должна ребёнка: научить учиться, научить жить,научить жить вместе, научить работать и зарабатывать(из доклада ЮНЕСКО В новое тысячелетие) [5,8].
К сожалению, насегодняшний день эти задачи не нашли положительного решения. Можно говоритьпока ещё о достаточно низком уровне их сформированности у учащихся школ. [8]
Пока на этапеокончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают оченьслабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добываниюнеобходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы,находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешнойадаптации в современном мире. И как следствие — выйдя из стен школы, молодыелюди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогутнайти себя, что может привести к негативным социальным последствиям[5,8].
Вот почему передшколой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблемасамостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений икомпетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этогопредоставляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтомуПланируемые результаты Стандартов образования (ФГОС) второгопоколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностныерезультаты. [13]
Принципиальнымотличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация надостижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего,на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способамиучебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельностина всех этапах дальнейшего образования [14,15].
В широкомзначении термин универсальные учебные действия означает умениеучиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путёмсознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Способностьобучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать уменияи компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е.умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия какобобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как вразличных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности,включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых иоперациональных характеристик. Таким образом, достижение умения учитьсяпредполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебнойдеятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель,учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразованиематериала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышенияэффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений икомпетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного моральноговыбора.[3]
В работе мырассмотрели теоретические основы проблемы формирования коммуникативных УУДпосредством сервисов Веб 2.0. Изучили виды УУД.
Видыуниверсальных учебных действий: личностные; регулятивные; познавательные;коммуникативные.
Личностные УУД обеспечиваютценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события спринятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделитьнравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях имежличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделитьтри вида действий:
· самоопределение- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
· смыслообразование- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность,ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какоезначение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
· нравственно-этическаяориентация — действие нравственно – этического оценивания усваиваемогосодержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных иличностных ценностей.
Основныехарактеристики личностного развития учащихся начальной школы.
Самоопределение.
1. Формированиеоснов гражданской идентичности личности:
— чувствасопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них,ответственности человека за благосостояние общества;
— осознанияэтнической принадлежности и культурной
идентичности наоснове осознания «Я» как гражданина России.
2. Формированиекартины мира культуры как порождения трудовой предметно преобразующейдеятельности человека:
— ознакомление смиром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
3. Развитие Яконцепции и самооценки личности:
— формированиеадекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.
Смыслообразование.
Формированиеценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:
— развитияпознавательных интересов, учебных мотивов;
— формированиямотивов достижения и социального признания;
— мотива,реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемойдеятельности.
Нравственно-этическая ориентация включает:
— формированиеединого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей,религий; отказ отделения на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всехнародов, развитие толерантности;
— ориентацию внравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступковокружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторовморального поведения;
— знание основныхморальных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость,честность, ответственность);
— выделениенравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных,персональных и моральных норм;
— формированиеморальной самооценки;
— развитиедоброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности ксотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— развитиеэмпатии и сопереживания, эмоционально нравственной отзывчивости;
— формированиеустановки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и уменияпротивостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья,безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;
— формированиечувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой иотечественной художественной культурой.[9]
РегулятивныеУУД обеспечиваюторганизацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
· целеполагание- как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно иусвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
· планирование- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечногорезультата; составление плана и последовательности действий;
· прогнозирование– предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
· контрольв форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с цельюобнаружения отклонений от него;
· коррекция– внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случаерасхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
· оценка –выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежитусвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
· саморегуляциякак способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию –выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
В начальной школеможно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержаниеведущей деятельности детей младшего школьного возраста:
1. Умение учитьсяи способность к организации своей деятельности (планирование, контроль,оценка):
— способностьпринимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
— умение действоватьпо плану и планировать свою деятельность;
— преодолениеимпульсивности, непроизвольности;
— умениеконтролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществлениепредвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
— умениеадекватно воспринимать оценки и отметки;
— умениеразличать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
— умениевзаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
2. Формированиецелеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма,готовности к преодолению трудностей:
—целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
— готовность кпреодолению трудностей, формирование
установки напоиск способов разрешения трудностей;
— формированиеоснов оптимистического восприятия мира[9]
ПознавательныеУУД включаютобщеучебные, логические действия, а также действия постановки и решенияпроблем.
Общеучебныеуниверсальные действия:
· самостоятельноевыделение и формулирование познавательной цели;
· поиск ивыделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, втом числе с помощью компьютерных средств;
· структурированиезнаний;
· осознанноеи произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
· выборнаиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретныхусловий;
· рефлексияспособов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатовдеятельности;
· смысловоечтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
· постановкаи формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности прирешении проблем творческого и поискового характера.
Особую группуобщеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
· моделирование;
· преобразованиемодели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логическиеуниверсальные действия:
· анализ;
· синтез;
· сравнение,классификация объектов по выделенным признакам;
· подведениепод понятие, выведение следствий;
· установлениепричинно-следственных связей;
· построениелогической цепи рассуждений;
· доказательство;
· выдвижениегипотез и их обоснование.
Постановка ирешение проблемы:
· формулированиепроблемы;
· самостоятельноесоздание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Подробноостановились на коммуникативных УУД, которые обеспечивают социальнуюкомпетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению илидеятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективномобсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивноевзаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. [13]
КоммуникативныеУУД обеспечиваютсоциальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению илидеятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективномобсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивноевзаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативныхдействий являются:
· планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функцийучастников, способов взаимодействия;
· постановкавопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
· разрешениеконфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативныхспособов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
· управлениеповедением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
· умение сдостаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачамии условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речив соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Коммуникативныедействия можно разделить (с неизбежной долей условности, поскольку ониисключительно тесно связаны между собой) на три группы в соответствии с тремяосновными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникацией каквзаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией как условиеминтериоризации [5].
В частности,очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий,взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участникамиспособов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группыосуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первыхэтапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки вработе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательномуконтролю (выявляют причины ошибок, разъясняют их характер). Работа в группепомогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно,учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируютдеятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно.Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную исодержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общуюработу класса, например робкие или слабые ученики. [8]
1.2Характеристика сервисов Веб 2.0
Сервисы WEB 2.0.(Веб 2.0) –это второе поколение сетевых сервисов, которые позволяют пользователям нетолько путешествовать по сети, но и совместно работать и размещать в сетитекстовую и медиа- информацию.
Новые сервисысоциального обеспечения радикально упростили процесс создания материалов и публикацииих в сети. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровымколлекциям, но и принять участие в
формировании собственного сетевогоконтента. Создание презентаций,
фотоальбомов, работа по созданиюучебных фильмов, обработка звука, работа с документами может проходить как виндивидуальном режиме, так и в функции группового доступа.
Сервисы Web 2.0 постоянно совершенствуются, втом числе и при участии пользователей. Сервис Web 2.0 нельзя использовать на компьютере, который неподключен к Интернет.[9]
Каждый из Web 2.0сервисов можно использовать в учебных целях. Варианты использования зависят, восновном, от возможностей предлагаемой программы, пользовательских навыковучастников группы и фантазии преподавателя.
С помощью Веб 2.0 можно организоватьследующую коллективную деятельность для формирования коммуникативных УУД:
ü совместныйпоиск;
ü совместноехранение закладок;
ü созданиеи совместное использование медиа-материалов (фотографий, видео, аудиозаписей…);
ü совместноесоздание и редактирование гипертекстов;
ü совместноередактирование и использование в сети текстовых документов, электронных таблиц,презентаций и других документов;
ü совместноередактирование и использование карт и схем.
1.3.СервисыWeb 2.0как средство формирования коммуникативных УУД на уроках математики.
На уроках математики и в рамках вариативного курса происходитформирование и развитие коммуникативной деятельности обучающихся, они изучаютновые инструменты общения (форумы, чаты, конференции, блоги, электроннуюпочту), раздвигают границы коммуникации, расширяют круг собеседников.
ИКТ-технологии позволяют:
· cоздавать гипермедиа-сообщения (wiki
· cопровождать выступление аудио-визуальной поддержкой;
· фиксировать ход коллективной,личной коммуникации (аудио-, видео- и текстовая запись);
· общаться в цифровой среде.
Итогомработы обучающегося при этом будет не только словесное изложение результатовдеятельности, но и сопровождение выступления – представление своего мини-сайта,проекта, буклета. Таким образом идет формирование и последующее развитиеследующих презентационных умений и навыков:
· навыков монологической речи;
· умения уверенно держать себя во время выступления;
· артистических умений;
· умения использовать различные средства наглядности при выступлении;
· умения отвечать на незапланированные вопросы.
Всеэто является важным инструментом формирования коммуникативных учебных действий.При помощи этих средств преподаватель и обучающиеся совместно используютинформацию, сотрудничают в решении общих проблем, презентуют свои идеи,участвуют в решении задач и их обсуждении.[10]
Использование современных интерактивных средств (интерактивнойдоски, системы опроса, документ-камеры) и оптимальных методов обучения(деятельностного подхода) приводит к целому ряду положительных эффектов:
· освещает урок эмоциональной окрашенностью;
· психологически облегчает процесс усвоения;
· возбуждает живой интерес к предмету познания;
· расширяет общий кругозор;
· повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Ученик становится активным субъектом учебной деятельности, а учительвыступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки,стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.
Включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность(в рамках вариативного курса) с использованием ИКТ способствует закреплениюключевых понятий курса, воспитывает культуру речи, обеспечивает условия дляпроявления творческого начала. Проектная деятельность повышает уровеньграмотности учащихся, создает учебные условия (гимназический сайт) дляинтеграции коммуникативных умений. Данный вид работы позволяет обучающимсяпринимать участие (I областной медиафестиваль, областной конкурс сайтов, посвященныйГоду учителя) и побеждать втворческих проектах, конкурсах разного уровней («КИТ», «Инфознайка», муниципальныйконкурс-игра «Digital teens»), чтоспособствует формированию умения строить речевое высказывание, слушать других,отвечать на вопросы, принимать другие точки зрения.[10]
Стремительное развитие коммуникаций и появление Web 2.0 и социальныхсервисов этой сети ведет к формированию взаимодействия людей в группе. Один изпринципов социальных сетей – принцип ответственности каждого за сам контент.Совместное ведение документов (например, совместное заполнение таблицы в среде Google), работа в одной среде (например,wiki-страницы) обеспечиваютумение понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместнуюдеятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга,уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи,уважать партнера и самого себя. Сервисы Web 2.0 помогают обучающимся выйти зарамки класса и школы, обмениваясь информацией и сотрудничая со сверстниками,учителями, родителями и специалистами во всем мире.
Развитие коммуникативных УУД происходит впроцессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а такжелабораторных работ, выполняемых группой.
Большойэффект дают следующие виды деятельности, применяемые на занятиях:
· Владение формами устной речи — монолог, диалог, умение задатьвопрос, привести довод при устном ответе, дискуссии, защите проекта.
· Ведение диалога человек — техническаясистема — понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговымиокнами, настройка параметров среды.
· Умение представить себя устно и письменно, владение стилевымиприемами оформления текста – это может быть электронная переписка, сетевойэтикет, создание текстовых документов по шаблону, правила подачи информации впрезентации.
· Владение телекоммуникациями для организации общения с удаленнымисобеседниками.
· Понимание факта многообразия языков – формальных языков, системкодирования, языков программирования; владение ими на соответствующем уровне.
· Умение работать в группе,искать и находить компромиссы, например работа над совместным программнымпроектом, взаимодействие в сети. Проявление толерантности, умение строитьобщение с представителями других взглядов — это означает существование в сетевомсообществе, телекоммуникации с удаленными собеседниками.
Уровень развития коммуникации обучающегося повышается также и припоиске информации в сети Интернет. Ученик на основе имеющихся знаний,жизненного опыта подвергает сомнению достоверность прочитанного, обнаруживаетнедостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находит путивосполнения этих пробелов.[14]
Такимобразом, уроки математики обеспечивают возможности сотрудничества – умениеслышать, слушать и понимать партнера, согласованно выполнять совместнуюдеятельность, вести дискуссию, диалог, искать решения, оказывать поддержку другдругу, тем самым, осуществляются коммуникативные действия.
Решающим фактором развития интеллектуального потенциала обучающегосявыступает организация урочной и внеурочной предметной деятельности сиспользованием информационных технологий, в ходе которой создаются условия дляформирования коммуникативных УУД, обеспечивающих социальную компетентность ипоисковую активность личности.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяетсформировать систему теоретических знаний, предоставляет возможностьтворческого самовыражения, создаёт условия для целостного развития ребенка, егоинтеллекта, воли, чувств, эмоционально-нравственной сферы и в целом позволяетболее эффективно развивать коммуникативную компетентность обучающегося. Ребёнокстремится к знаниям, становится неутомимым, творческим, настойчивым итрудолюбивым. Заложить эти качества необходимо, поскольку умение – этофундамент образования, и от того, каким будет этотфундамент, зависит дальнейшая успешность выпускника в современном мире.[20]
ВЫВОДЫ
Таким образом, впервой главе я изучила теоретические основы проблемы формированиякоммуникативных УУД посредством сервисов Веб 2.0.
Подробноостановилась на коммуникативных УУД, которые обеспечивают социальнуюкомпетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению илидеятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективномобсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивноевзаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Основнымииндикаторами функциональной грамотности являются коммуникативные, познавательные,регулятивные универсальные учебные действия.
КоммуникативныеУУД предполагают владение всеми видами речевой деятельности, построениепродуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватноевосприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и выразительноеизложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессекоммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевогоэтикета.
Так же, в первойглаве я изучила классификацию и возможности сервисов Веб 2.0., которые можноиспользовать в учебном процессе, в том числе на уроках математики дляформирования коммуникативных УУД младших школьников.
ГЛАВА2. Опытно-практическая работа по формированию коммуникативных УУД посредствомсервисов Web 2.0
2.1.Анализ уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников
Для определенияуровня сформированности коммуникативных УУД я провела первичную диагностику.
А именно анкетирование и диагностические методики: «Матрешки» (Цукерман), «Дорога к дому», «Ковер» (Р.Овчарова).[15]
Данныедиагностики соответствует предмету исследования, отвечают требованиямпедагогической диагностики, понятны учащимся. Кроме того, эта методики отражаютступени, этапы развития коммуникативной компетентности.
Диагностика«Матрешки» (Цукерман).[15]
Суть этойметодики в том, что дети объединяются по четверо человек. Они получаютматрешки, их задача договорить и решить что будет изображено на матрешках.Рисунок должен получиться одинаковый на всех четырех матрешках.
Критериивыполнения задания.
1)продуктивностьсовместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на матрешках;
2)умение детейдоговариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать ит.д.;
3)взаимныйконтроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у другаотступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
4)взаимопомощь походу рисования, эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное(работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг сдругом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятсяи др.).
Показатели уровнявыполнения задания:
Анализанкетирования учащихся показал, что у 38 % учащихся данного класса высокийуровень (матрешки украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активнообсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способараскрашивания матрешек; сравнивают способы действия и координирую их, строясовместное действие; следят за реализацией принятого замысла), у 41 % -средний уровень (сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форманекоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия), у 21 % — низкийуровень (в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети непытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на свое).
Диагностика«Дорога к дому».[15]
Суть даннойдиагностики в том, что двоих детей усаживают друг напротив друга за стол,перегороженный экраном (ширмой). Одному дается карточка с изображением пути кдому, другому — карточка с ориентирами-точками. Первый ребенок диктует, какнадо идти, чтобы достичь дома, второй — действует по его инструкции. Емуразрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку сизображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечаяновый путь к дому.
Критерииоценивания:
1)продуктивностьсовместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек собразцами;
2)способностьстроить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит,а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указатьориентиры траектории дороги;
3)умение задаватьвопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера подеятельности;
4)способывзаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
5)эмоциональноеотношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием иинтересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости),негативное.
Анализанкетирования учащихся показал, что у 40 % учащихся данного класса высокийуровень (узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога детидостигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информациейдля построения узоров, в частности, указывают номера рядов и столбцов точек,через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравниваютрезультат (нарисованную дорогу) с образцом), у 45 % — средний уровень (имеетсяхотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают частьнеобходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяютполучить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичноевзаимопонимание), у 15 % — низкий уровень (узоры не построены или не похожи наобразцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируютсянепонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера).
Сравниваяполученные результаты, можно говорить о том, что у 36 % (9 человек) детейданного класса соответственно высокий уровень сформированности коммуникативныхуниверсальных учебных действий. Эти дети успешно справились с заданием ипродемонстрировали прекрасное владение коммуникативными умениями. 44% (11 человек)детей соответственно показали средний уровень сформированности коммуникативныхуниверсальных учебных действий, что свидетельствует о том, что у этих учащихсяхорошо развито умение работать в группе, но испытали затруднения при нахожденииобщего решения задачи. 20% (5 человек) детей класса в ходе выполнения работыне смогли договориться, найти общее решение задачи, что говорит о низком уровнесформированности коммуникативных универсальных учебных действий.
Таким образом,результаты первичной диагностики позволили сделать вывод о том, чтопреобладающий уровень сформированности коммуникативных УУД у учащихся данногокласса средний.
2.2. Проектирование деятельностипо формированию коммуникативных УУД младших школьников посредством сервисов Web 2.0
Исходя из результатовпервичной диагностики, я начала опытно-практическую работу по формированиюкоммуникативных УУД. Уровень сформированности коммуникативных УУД у учеников 4класса повышали посредством сервисов Web 2.0 в течение четырех недель.
Основная цельпрактической работы – подбор, составление и применение сервисов Web 2.0 на уроках математики. [17,18]
С помощью WEB 2.0. (Веб 2.0) мы организовывали следующую коллективнуюдеятельность для формирования коммуникативных УУД:
· совместное хранение закладок;
· создание и совместное использование медиа-материалов (фотографий,видео, аудиозаписей…)
· совместное редактирование и использование карт и схем;
· совместное составление дидактических материалов к урокам.
- совместное редактирование и использование в сети текстовых документов, электронных таблиц, презентаций и других документов;
![]() |
|||
![]() |
Из всегомногообразия сервисов Web.2.0, которые были изучены втеоретический главе, я отобрала и апробировала те, которые, на нмой взгляд,способствуют повышению уровня сформированности коммуникативных УУД. Данныесервисы использовались на разных этапах урока математики.
Социальные фотосервисы- сервисы, предназначенные дляпубликации, хранения, просмотра и комментирования изображений. Использовались персональнои с коллективным доступом. Средство для совместной учебной деятельностиучеников из нескольких школ или городов (создание галереи)
Социальные видеосервисы- сервисы, предназначенные дляпубликации, хранения, просмотра и комментирования видео. Используется для самостоятельнойисследовательской, творческой деятельности учащихся, основанной на поиске иобмене видеоматериалами, а также размещении собственных видеоматериалов впроцессе совместной деятельности удаленных участников учебной группы
Социальные аудиосервисы- сервисы, предназначенные дляпубликации, хранения, прослушивания и комментирования аудиозаписей
Сервисы для создания и/или хранения презентаций — социальныесервисы, предназначенный для публикации, хранения, просмотра и комментированиямультимедийных презентаций, в том числе, со звуком и эффектами (на некоторыхсервисах). Есть возможность вставки в блоги и сайты с помощью кода. Публикацияи хранение творческих работ учеников и учителей. Обмен разработками к урокамдля учителей
Сервисы для создания и/или хранения документов — социальныесервисы, предназначенные для совместного создания и редактирования документов:текстов, презентаций, таблиц и рисунков. Средство для совместногоредактирования любых документов проектной деятельности школьников и взрослых.Для проведения и поддержки уроков (например, создания, совместногоредактирования и публикации текстов с рисунками, схемами, иллюстрациями: эссе,сказок, рассказов и т.д.).
Вики (Wiki)-сервисы— социальный сервисы, позволяющие любомупользователю редактировать текст сайта (писать, вносить изменения, удалять,создавать ссылки на новые статьи). Совместное создание виртуальныхкраеведческих и экологических экскурсий школьниками и студентами. Коллективноесоздание творческих работ – сказок, стихотворений, эссе. Коллективное созданиеучительских, студенческих и школьных энциклопедий.
Социальные геосервисы – сервисы, которыепозволяют находить, отмечать, комментировать, снабжать фотографиями различныеобъекты в любом месте на изображении Земного шара с достаточно высокойточностью. Платформа для решения исследовательских задач по различнымпредметам, связанных с вычислениями расстояний, подбором кратчайшего пути,сравнением особенностей разных местностей и т.д. Платформа для проведения сетевыхпроектов (вебквестов), связанных с угадыванием и поиском различныхгеографических пунктов Земли
Сервисы для создания Карт знаний (Интеллект – карт, Mind map) социальныесервисы для создания карт знаний. Для переработки и систематизации информации(например, для установления связей между объектами, для создания электронногоконспекта, опорных схем и т.д.)
Сервисы для создания опросов и тестов -Онлайн-сервисы, предназначенные для создания опросных форм и тестов. Длясоздания и проведения тестов по учебным предметам. Для проведения опросов ианкетирования
Сервисы для создания дидактических игр. Для созданиядидактических материалов к урокам. Для самостоятельной проверки и закреплениязнаний в игровой форме Сервисы для совместного творчества
Блоги (сетевые дневники) — сервисы, позволяющиелюбому пользователю вести записи в хронологии. Блоггер может управлять доступомк своим записям: делать их открытыми всем желающим, определенному кругу пользователейили совсем приватными. Площадка для виртуальных сообществ учителей-практиков иместо для педагогических дискуссий. Возможность для консультаций и получениядополнительных знаний.. Площадка для организации обучения школьников поосновным и дополнительным курсам («электронная тетрадь ученика»). Площадка дляорганизации дистанционного учебного курса. Дневник жизни класса или дневниквнеклассной работы школы/параллели/группы. Среда для организации сетевойисследовательской деятельности учащихся
Мною создан сайт в помощь учителю по работе с сервисами Web.2.0., который включаетописание сервисов, работу с ними и примеры созданных совместно с детьми работ.
2.3.Анализ полученных результатов.
С цельюобнаружения положительной динамики по формированию коммуникативных УУД младшихшкольников была проведена итоговая диагностика, в которой детям былипредложены задания, аналогичные тем, что и при первичной диагностике.
Уже у 40% (10человек) учеников данного класса высокий уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий, у 48% (12 человек) детей -средний уровень, у 12% (3 человек) детей класса низкий уровень сформированностикоммуникативных универсальных учебных действий.
Таким образом,полученные данные позволили сделать вывод о том, что проведенная намипрактическая работа способствовала, положительной динамике в формированиикоммуникативных УУД на уроках математики у детей младшего школьного возраста.
ВЫВОДЫ
Во второй главемы описали проведенную опытно-практическую работу по формированию у младшихшкольников коммуникативных УУД на уроках математики посредством сервисов Веб 2.0.Она состояла из трёх этапов.
Первый этап –первичная диагностика. Его цель состояла в том, чтобы определить уровеньсформированности коммуникативных УУД.
Второй этап -опытно-практическая работа по. Основная цель – подбор, составление ииспользование сервисов Web 2.0 на уроках математики.
Ученикам предлагаласьработа в различных сервисах Web 2.0: cредствадля хранения закладок, социальные фотосервисы- сервисы, предназначенные для,социальные видеосервисы- сервисы, социальные аудиосервисы- сервисы, сервисы длясоздания и/или хранения презентаций, сервисы для создания и/или хранениядокументов, вики (Wiki)-сервисы, социальные геосервисы, сервисы для созданияКарт знаний (Интеллект – карт, Mind map),сервисы для создания опросов и тестов,сервисы для создания дидактических игр, блоги (сетевые дневники ).
Был создан сайт впомощь учителю по работе с сервисами Web.2.0., который включает описание сервисов, работу с ними и примерысозданных нами работ. https://sites.google.com/site/servisyweb20pomosucitelu/
Третий этап –итоговая диагностика. Цель – обнаружение положительной динамики по формированиюкоммуникативных УУД.
Таким образом, в работея изучила классификацию и возможности сервисов Веб 2.0., создали и апробировалив учебном процессе сервисы, которые можно использовать в учебном процессе, втом числе на уроках математики для формирования коммуникативных УУД младшихшкольников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, всвоей работе мы ещё раз хотели подчеркнуть важность проблемы формирования коммуникативныхуниверсальных учебных действий у младших школьников.
Апробируя сериюуроков математики с применением сервисов Web 2.0 для повышения коммуникативных УУД у младших школьников, мы достиглицели.
Применениесетевых сервисов Web 2.0, позволят учителю повысить познавательный интересучащихся, добывать информацию, правильно её обрабатывать и применять длярешения поставленных задач. Сервисы Web 2.0 делают процесс создания и размещенияв сети дидактических материалов простым и доступным
Работа представляет практическую и теоретическую значимость для учителей, родителей. Методика работы по формированию коммуникативных УУД младшихшкольников посредством применения серии уроков дала положительные результаты попроблеме исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальныеучебные действия: от действия к мысли / Асмолов А.Г. М.:Просвещение — 2013.67 с.
2. Балашова А.И. К вопросу оразвитии универсальных учебных действий / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф.Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2012. — №5. — С. 69-73.
3. Беляева Т.А. Формирование универсальных учебныхдействий в начальной школе Фестиваль педагогических идей Открытыйурок [Электронный ресурс] / Т.П. Беляева. -http://festival.1september.ru/articles/563542/
4. Бершадский М.Е. Возможные направления интеграцииобразовательных и информационно-коммуникативных технологий. / М.Е. Бершадский// Педагогические технологии. — №1. — 2015.
5. Бершадский М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические ипсихологические основания образовательной технологии / М.Е. Бершадский, В.В.Гузеев. — М.: Педагогический поиск, 2014.
6. Кулик Е.Ю., Патаракин Е.Д.WikiWiki в организации учебного процесса. [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://heap.altlinux.ru/pereslavl2006/kulik/abstract.html
7. Логинова О. Конструированиеучебных ситуаций. [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://conf.iteach.ru/2010/iteach/
8. Неткасова, И.А. Формированиеуниверсальных учебных действий на уроках в начальной школе. Студенческийнаучный форум. [Электронный ресурс] / И.А. Неткасова. -http://www.rae.ru/forum2013/137/1070
9. Печенкин В.АНАЛИЗ социальныхсетей: в ожидании чуда. Журнал «Компьютерра» №42, 2014 г.
10. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. — М.:Интуит.ру, 2014. — 64 с.
11. Патаракин Е.Д., Создание коллективного гипертекста. //Информатика иобразование. — 2013. — № 4.
12. Прохоров А.Социальные сети и Интернет. Журнал «КомпьютерПресс» №1, 2006г.
13. Федеральный Государственный стандарт начального общего образования.http://safetykids.ru/tag/gosudarstvennyj-standart-obrazovaniya/
14.Фундаментальное ядро содержания основногообщего образования /Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред.В. В. Козлова, А.М.Кондакова. — М.: Просвещение, 2012
15.Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатсяучиться/Г.А. Цукерман. — М. Рига: Педагогический центр Эксперимент,2013
16. http://www.voxru.net/ –Опрос «Глас Рунета» Социальные сети.
17. http://www.time.com/time/magazine/article/0,9171,1569514,00.html_– Характеристики социальных сервисов Веб 2.0 Патаракин Е.Д.
18. http://ru.wikipedia.org/wiki/Ajax– Характеристики социальных сервисов формата Веб 2.0.
19. http://letopisi.ru/index.php/%D0%92% D0% B5% D0% B1_2.0 – Веб 2.0.
21. http://900igr.net/prezentatsii/informatika/Formirovanie-UUD/014-Kommunikativnye-UUD.html
22. http://studyspu.ru/clubs/27
23. http://chrio.edu.cap.ru/wiki
24. http://ku4mina.ucoz.ru/index/0-2
25. http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&d=light&id_sec=229&id_thesis=7769
