Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе.
Всовременных условиях цели и задачи специального образования меняются.Знание-ориентированная модель обучения постепенно заменяется личностно-ориентированнымподходом к формированию учащегося, обладающего жизненной компетенцией инеобходимыми практическим опытом для самостоятельной жизни. Очевиднымстановится необходимость активного использования в учебно-воспитательномпроцессе коррекционно-образовательных технологий обучения, способствующихснижению зависимости ребенка с особенностями психофизического развития отпосторонней помощи, стимулированию его активности и самовыражения, адаптации кокружающей социальной среде. Ребенок с любым нарушением развития потенциальноспособен адекватно воспринимать и понимать мир, в котором живет, однако неможет это сделать теми способами, которыми естественно пользуются его нормальноразвивающиеся сверстники.
Современныетехнологии отражают в основном две модели обучения: информационную иоперационную. Первая модель обеспечивает усвоение знаний, умений и навыков наоснове реализации принципов научности, доступности, наглядности. Вторая модельобучения опирается на концепцию деятельности, которая рассматривается какоснова формирования знаний и овладения способами деятельности, как факторуправления различными сторонами психики обучающихся и условие ихсамореализации. Требования практики диктуют необходимость усиления творческогои рефлексивного (отражающего, анализирующего) потенциала участниковобразовательного процесса, индивидуализации коррекционно-развивающей помощи .
Предлагаемаянами коррекционно-образовательная технология обучения учащихся с тяжелымимножественными нарушениями развития характеризуется следующим образом: поуровню применения — частнометодическая (предметная), по ориентации наличностные структуры — прикладная (формирование действенно-практической сферы),по характеру содержания — обучающе-воспитательная, по организационным формам -индивидуально-групповая, по подходу к ребенку — личностно
ориентированная,обеспечивающая развитие и саморазвитие личности ребенка, исходя из выявленияего индивидуальных особенностей как субъекта познания и деятельности.
В связис тем, что в школе получают образование дети и подростки в возрасте от семи довосемнадцати лет, данная технология имеет различное содержательное ипроцессуальное наполнение на каждом возрастном периоде: младший школьныйвозраст (учащиеся I—IV классовцентра) и старший школьный возраст (учащиеся V—X классов).
Рассмотримструктуру и содержание коррекционно-образовательной технологии обученияучащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Диагностическийкомпонент предполагает соотнесение уровня развитияребенка с условно-нормативными показателями конкретного возрастного периода,выявление особенностей деятельности учащихся с тяжелыми множественныминарушениями развития для разработки содержания индивидуальной программыразвития.
Целевойкомпонент определяет цель и основные задачиформирования у учащихся определённого опыта деятельности. Целью коррекционнообразовательнойтехнологии выступает формирование у детей
способовдеятельности, позволяющих им достичь максимальной самореализации в собственнойпрактически- значимой деятельности. Исходя из поставленной цели, определяютсязадачи обучения: формирование положительной мотивации и потребности квыполнению поставленных задач; формирование умений работать в процессесовместных действий, сопряженно с педагогом, а также выработка определеннойсамостоятельности в процессе обучения; воспитание адекватного отношения крезультатам собственной деятельности и деятельности других, формирование у нихоснов самооценки.
Концептуальныеосновы технологии составляют следующие подходы: —системный. У детей со сложной структурой нарушения всеосновные новообразования возраста формируются с запозданием и имеюткачественное своеобразие. Вследствие этого, необходима комплексная и системнаяработа над созданием благоприятных условий для наиболее полной реализациипотенциальных возможностей детей в практически- значимой для них деятельности сучетом возрастных, индивидуальных и психофизических особенностей их развития,обусловливающих специфические цели и задачи их обучения;
— личностно-ориентированный. Рассматривает личность ребенка в центре
всейкоррекционно-образовательной системы, целью которой является обеспечениекомфортных, бесконфликтных и безопасных условий для ее развития
— онтогенетический. Реализация выделенного подхода в ходе коррекционно-образовательной работыс учащимися предполагает
соотнесениеуровня развития ребенка с условно-нормативными показателями конкретноговозрастного периода, определение исходной позиции для началакоррекционно-педагогической помощи и разработки содержания индивидуальнойпрограммы развития данной продуктивной деятельности;
— деятельностный. Соблюдение этого подхода очень важно, так какспецификой обучения учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развитияявляется практическая его направленность. Доступная для освоения ребенкомдеятельность, с одной стороны, является источником знаний об окружающем мире, сдругой стороны — обеспечивает процесс закрепления и использования практическихумений, делает каждого учащегося элементом социального опыта;
— прагматический. Центральным звеном вучебно-воспитательном процессе центра являются уроки, подготавливающие сучащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития к самостоятельнойпрактической деятельности. В связи с этим, уроки можно рассматривать какпропедевтику усвоения учащимися специальных умений и навыков, способов действийпрактически-значимой деятельности, формирования умений контактировать сокружающими в процессе ее освоения;
— рефлексивный. В основе данного подхода понимание иосмысление каждым учащимся собственной продуктивной деятельности и еерезультатов. Рефлексия дает возможность педагогу отслеживать достижения,фиксировать и устранять имеющиеся недочеты коррекционно-развивающего обучениякаждого учащегося.
— единства бытия и становления человека. Этот принцип ориентируетпедагога к принятию учащегося таким, каков он есть, понимания того, что ребенок«не готовится жить, а уже живет», уважения его индивидуальности;
— индивидуализации и дифференцированности, отражающих ориентацию
педагогана личность каждого ребёнка, своеобразие его интеллектуальной иэмоционально-волевой сфер и особенностей, связанных с имеющимися у детейнарушениями психофизического развития. Следствием практической реализацииданного принципа является опора при планировании, организации и проведениизанятий на возрастные и индивидуальные особенности психофизического развития,на образовательные потребности личности, ее потенциальные возможности;
—гуманизма и педагогического оптимизма. Реализацияданного
принципав осуществлении коррекционно-образовательной технологии основана на активнойпомощи педагога в становлении и развитии деятельности каждого учащегося,понимания его возможностей и потребностей, акцентировании на зоне ближайшегоразвития, использовании необходимых средств и создании оптимальных условий дляреализации в собственной деятельности;
—коммуникативной направленности деятельности.Взаимодействие педагога с учащимся строится не на жестко структурированнойиерархичной системе, а на партнерском начале в виде совместной деятельности,опосредованной осознанием общих интересов и проблем.
Списокиспользованных источников.
1. Селевко, Г. К. Современные образовательныетехнологии: учебное пособие /
2. Коррекционно-образовательные технологии: пособиедля педагогов / А. Н. Коноплёва [и др.]; науч. ред. А. Н. Коноплёва. — Минск,2004. —
