X-PDF

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе

Поделиться статьей

Современныепедагогические технологии как средство повышения качества образования вначальной школе

 

Хочу начать свое выступление с притчи.

Сидитстарик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним елепоспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старикуводы и дать кусок хлеба из запасов.

– Чтоты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.

– Ждутебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

–Верно! – удивился человек.

– Такбери с собой мудрость:

Еслихочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.

Еслихочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.

Ноесли доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.

– Какя это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.

–Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.

Прошлигоды.

Стариксидит на том же месте и смотрит в небо.

Видит:летит мальчик, а за ним – его учитель.

Ониопустились перед стариком и поклонились ему.

–Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ…Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвелкрылья своего воспитанника.

Ностарик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

– Менябольше радуют твои перышки…

 

Новые приоритеты вобразовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективныхтехнологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обученияи воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс, аименно личностно ориентированные педагогические технологии.

При этом должныпроизойти изменения личностных ориентации учителя. Он долженпредставлять, что пред ним не просто дети, которых надо учить и воспитывать, аяркие неповторимые личности — он обязан их глубоко уважать, ценить.Педагогическое содействие, помощь и поддержка каждому ученику должны статьосновной функцией профессионального педагога.

Личностно-ориентированныетехнологии ставят в центр образовательной системы личность обучаемого,обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию еёприродных потенциалов.

Развитие личности вшколе идет на учебном занятии, поэтому задача педагога состоит в том, чтобыобеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности.

В своюпрактику мы, учителя начальных классов, внедряем инновационные технологии,которые способствуют   формированию у детей ключевых компетенций,способствующих успешности учеников в современном обществе, помогают эффективноорганизовать работу на уроке, способствуют повышению качества знаний.

       Наша задача — не преподносить готовые знания ученику, акомпетентностно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именнопоэтому мы считаем необходимым использовать в своей педагогической практикетехнологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение,обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс.

      использование следующих  образовательныхтехнологий: игровые технологии; проблемное обучение;здоровьесберегающие технологии; информационные технологии; технологияпроектного обучения,технология педагогических мастерских.

              В первую очередь  имеетместо в работе учителей начальных классов технологияиспользование игр и игровых форм организации учебной деятельности.Игры способствуют психологической раскрепощённости на уроках.Использование игровых форм позволяет повысить интерес к предмету.Деловая игра решает серьезные задачи, но в игровой форме, что позволяет обучаемымэмоционально раскрепоститься, проявить творчество (например, разыгрываниеролей, обсуждение конфликтных ситуаций, имитация профессиональной деятельностии т.д.).

Игровая деятельность используется в следующих случаях:

  — Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра«Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народныепраздники»).                                     

— Вкачестве урока  или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения,контроля) — игры «в слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутыеслова», «Соедини половинки слов», Игра «Снежный ком», «Арифметическаяэстафета».

       Иногда можно провести весь урок в форме игры, например, урок–сказка, урок–аукцион,«В мире животных», «Следствие ведут знатоки», КВН, «Путешествие по станциям»,«Ярмарка» задач и другие.

      Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся:познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развиваютнавыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромнымжеланием.

       Проблемноеобучение  используется на этапах сообщения темы и целей урока исамостоятельной работы учащихся. Создается проблемная ситуация на уроке –удивление, затруднение.

      Так, обучая детей, можно вводить проблемный диалог, создавать проблемнуюситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на урокерусского языка  по теме «Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимсяпод диктовку написать слова «польёт», «семья», «солью». Пройдя по классу ипросмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске все варианты написания слов(конечно, среди них есть как правильные, так и неправильные). После прочтениядетьми написанного, задаю вопросы «Задание было одно? («Одно») А какиеполучились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, чтоиз-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов смягким знаком, о его роли в словах. «Какова же цель нашей работы на уроке?» -обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком знаке»). Продолжаю: «Для чего намэто необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так через созданиепроблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали темуи цель урока. Работа над проблемой проходит успешно тогда, когда возникаетпроблемная ситуация.

Проблемноеобучение эффективно способствует формированию у учащихся математического складамышления, появлению интереса к предмету, прививает навыки исследовательскойработы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации.

        

     Информационно-коммуникативныетехнологии используются в начальной школе   на уроках,  вовнеурочной деятельности.

        Как писал великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Если вывходите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показыватькартинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно». Со времёнУшинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Урок,включающий слайды, презентации, вызывают у детей эмоциональный отклик, в томчисле и самых инфантильных и расторможенных. Экран притягивает внимание,которого порой невозможно добиться при фронтальной работе с классом. 

Многие уроки проводим  с использованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуютнаглядного представления материала: окружающий мир — «Путешествие покарте», «Изображение Земли»;  литературное чтение — «Творчествописателей», «Узнай сказку» и т. д., математика – электронный устный счет.

Этостановится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на урокахизобразительного искусства и технологии.

Приорганизации учебных занятий с младшими школьниками используются видеоматериалыи звукозапись. Учащиеся слушают фрагменты литературных произведений,выразительное чтение стихотворений, голоса птиц, шум леса. Музыкальныезвукозаписи как эмоциональное сопровождение создают определенный настрой напредстоящую работу, а используемые как метод обучения – развивают творческоевоображение, формируют эстетический вкус учащихся.

Итак,применение ИКТ на уроках в начальных классах позволяет сделать учащихся непассивными наблюдателями, а активными участниками работы, повышаетзаинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подходить к работетворчески, добывать знания самостоятельно.

 

        Технологиюпроектного обучения используемв работе, как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения.Предметные проекты нашли широкое распространение на уроках окружающегомира,чтения. Предмет «Светская этика» в 4 классе предлагает широкий материалдля совместных проектов детей и родителей. Например «Родословная моей семьи»,«Традиции моей семьи».

        Эта педагогическая технология не заменяет традиционную систему, аорганично дополняет и расширяет ее. Проект ценен тем, что в ходе его выполненияшкольники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опытпознавательной и учебной деятельности.

       Здоровьесберегающиетехнологии 

  На уроках мы проводимфизкультминутки, двигательно-речевые упражнения,   упражнения нарелаксацию, дыхательную  гимнастику.

Выбираем физкультминутку  в зависимости отпреобладающей деятельности на уроке. Если преобладающий вид деятельностиписьмо, то используются упражнения для снятия общего или  локального утомления,   упражнения для кистей рук; если чтение -гимнастику для глаз; слушание, говорение — гимнастику для слуха, дыхательную  гимнастику.  

        

 Психологическийклимат на уроке.

        Каждый урок начинается спсихологического настроя класса. Психологический настрой проводится длясоздания благоприятной рабочей обстановки в классе, чтобы дети поняли, что имрады, их ждали. Приветливые, доброжелательные слова учителя, спокойная,уверенная манера являются условием выполнения задач данного этапа. Приходя наурок, учитель, посмотрев на лица ребят, должен понять, с чего нужно начинатьработу, какие слова сказать, чтобы настроить детей на рабочий лад.

Я хочу остановиться на технологии «Педагогическая мастерская»,      

Педагогическаямастерская – это одна из интенсивныхтехнологий обучения, включающая каждого из его участников в «самостроительство»своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающейинформации и самостоятельное решение творческих задач. Из существующихпедагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским ипроблемным методам обучения, которые опираются на логические противоречия исвязи, творческий процесс в мастерской основан  на чередованиибессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего егоосознания. В системе мастерских все проблемы выдвигаются участниками, и в нейважен сам процесс творчества.

Таким образом, образовательная технология «Педагогическая мастерская» отвечаеттребованиям федеральных государственных образовательных стандартов и,осуществляя деятельностный подход, обеспечивает «формирование готовности ксаморазвитию и непрерывному образованию; … активную учебно-познавательнуюдеятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётоминдивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностейобучающихся». 

Технология«Педагогические мастерские» создана во Франции в 20-х годах XX века. Принципыпостроения мастерской отличаются, на первый взгляд, от принятых в традиционнойпедагогике, но ни в коей мере не противоречат основным положениям дидактики.Скорее можно говорить о совершенствовании и приведении традиционных постулатовв соответствие с изменяющимся обществом.   Атмосфера, создаваемая на занятии,построенном по данной технологии, безусловно, способствует и стимулируеттворческое саморазвитие личности ребенка. Постулаты «все способны», «каждыйимеет право высказать свою точку зрения», «уважение мнения партнера»,«отсутствие официального оценивания», «важно не только, что мы узнаем, но икакие чувства и эмоции мы при этом испытываем» – с одной стороны создаютусловия для наиболее полного самовыражения школьника, с другой – требуют отпедагога особого внимания к состоянию эмоциональной сферы ребенка, ведьосновная задача мастера – подарить ученику радость открытия. Данная технологияпозволяет осуществить саморазвитие ребѐнка, способствует активному восприятиюобучающихся учебного материала, его творческому осмыслению и постижению,повышает интерес к процессу обучения, способствует улучшению грамотности иразвитию креативности, социальной компетенции. Самый важный результат вмастерской – приобретение знаний о самом себе, самооценка и «восхождение» ксебе.

    Почему данная технология получила название «Мастерская»? Своѐ название даннаятехнология получила из-за того, что учитель на уроке перестаѐт быть учитель –он становится Мастером. Мастер создаѐт условия, придумывает различные ситуациии задачи без вопросов.

  Позиция ведущего мастера — это, прежде всего, позиция консультанта и советника,помогающего организовать учебную работу, осмыслить продвижение в освоенииспособов.

  Французские учѐные считают, что когда мы объясняем, мы мешаем ребѐнку понимать.Следует не преподносить детям готовые знания, а дать возможность организоватьмыслительную деятельность и направить творческий поиск ребѐнка на изучение ипознание.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

        Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своихучеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которойученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и всебе через личный опыт, а учитель — мастер продумывает действия и материал,который позволит ребѐнку проявить себя через творчество. Мастер непризывает: «Делай как я». Он говорит: «Делай по-своему».

  Данная технология сходна с проблемным обучением. Новые знания в мастерской«выращиваются». Познание происходит через творчество. Знания оказываются«прожитыми», своими.

   Благодаря этому формируются коммуникативные качества, так как в данном процессеученик является субъектом, активным участником деятельности, которыйсамостоятельно определяет цели, планирует, осуществляет деятельность ианализирует.

 

Мастерская — это оригинальный способорганизации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) приучастии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характердеятельности учеников.

   Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Это живой опыт принятиялюбого партнѐра, развития толерантности и взаимопомощи

    Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать целиурока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развиваетинтеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместнойразработки проекта

     Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий.Алгоритм выполнения заданий подобран так, что каждый ученик находится втворческом поиске и в работе.

    Проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопределѐнности впонимание.

 

Основные этапымастерской:

Индукция (поведение) – это этап,который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся ктворческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств,подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения.

Индуктор– всѐ то, что побуждает ребѐнка к действию. В качестве индуктора можетвыступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всѐ то, что способновызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.

Деконструкция – разрушение,хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа сматериалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формированиеинформационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное отнеизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями,учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаѐтся информационныйзапрос.

Реконтрукция – воссоздание изхаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами илииндивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается ивыдвигается гипотеза, способы еѐ решения, создаются творческие работы: рисунки,рассказы, загадки, Идѐт работа по выполнению заданий, которые даѐт учитель.

Социализация – это соотнесение учениками илимикрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогруппи представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобыоценить и откорректировать свою деятельность. Даѐтся одно задание на веськласс, идѐт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапеученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковомтемпе для всех групп.

Афиширование – это вывешивание, наглядноепредставление результатов деятельности мастера и учеников. Это может бытьтекст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученикиходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают своитворческие работы.

Разрыв – резкое приращение в знаниях. Этокульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознаниенеполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результатэтого этапа – инсайт (озарение).

Рефлексия – это осознание учеником себя всобственной деятельности, это анализ учеником осуществлѐнной им деятельности,это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достиженийсобственной мысли, собственного мироощущения.

таккак, впервые познакомившись с ней в 2004 году. Я считаю, что использование науроках технологии педагогических мастерских  дает возможность эффективнопроводить различные типы уроков.

Можносформулировать следующие образовательные цели технологии«Педагогическая мастерская»:

·        Ø не формировать гармоническую личность, а создавать условия длясамоактуализации и самореализации  обучающегося;

·        Ø не дать знания по конкретному предмету или теме, апредоставить возможность для конструирования собственного знания, для созданиясвоего цельного образа мира;

·        Ø не проконтролировать и оценить сделанное, а реализоватьвозможности самооценки и самокоррекции;

·        Ø не сформировать умение, а помочь выработать навыкиинтеллектуального и физического труда, предоставляя учащимся право на ошибку иправо на сотрудничество.

Сущность этойсистемы выражается в следующих основных положениях:

1.   Личность с новым менталитетом – это личность «самостоятельная,социально ответственная и конструктивно вооруженная», способная оказыватьпозитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.

2.   Все способны: каждый ребенок обладает способностями практическико всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным игуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой и

т.д. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе егообразования.

3. Интенсивные методы обучения и развития личности.

Тоесть, Мастерская – это технология, требующая от преподавателя перехода напозиции партнерства с учащимися, ненасилия, приоритета процесса надрезультатом. Это технология направлена на «погружение» участников мастерской впроцесс поиска, познания и самопознания. В мастерской учитель – это мастер. Онне передает знания и умения незнающему и не умеющему, а лишь создаеталгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. А принимают внем участие все, в том числе и сам учитель-мастер. В работе мастерской важенсам процесс, который приобщает к радости творчества, к самостоятельнойисследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости иуважения к неповторимости другого. Именно поэтому, наверное, и дети, и взрослыевоспринимают процесс в мастерской как кусочек живой жизни. Создатели авторскихмастерских говорят: «Мастерская  не урок, в мастерской происходитпроживание».

 

           Таким образом, можно сказать, что применениесовременных образовательных технологий на уроках дают возможность ребёнкуработать творчески, способствуют развитию любознательности, повышаютактивность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться, иследовательно, повышается качество знаний по предмету.

                    И в завершении хочу сказать:

Мы с вами делаемпогоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности,солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!

Ведь изменчивый,неустойчивый характер погоды в классе плохо влияет на здоровье людей, постояннов нем находящихся. Особенно плохо влияет на всех резко континентальный климат вклассе.

Это – когда вклассе рядом существуют разные континенты: континент учителей и континентучащихся.

Не надо нам вшколе, в классе ничего резкого, а тем более континентального.

Отсюда – мои«пожелания»:

Пусть учитель будетметеорологом, предвидящем погоду в классе.

Пусть изменчивыйхарактер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность.

Пусть температуразнаний в вашем классе будет всегда плюсовой и никогда не опускается до нуля иниже.

Пусть ветер переменникогда не превращается в ветер в голове.

Пусть ветер в вашемклассе будет ласковым и свежим.

Пусть светит ввашем классе радуга открытий.

Пусть минует васград «неудов» и «двоек», а «пятерки» и успехи льются рекой.

Пусть совсем «негрянет буря» в вашем классе.

Пусть ваш классбудет парником – парником любви, доброты, уважения и порядочности. В такомпарнике вырастут дружные зрелые, сильные всходы. И это будет – замечательныйпарниковый эффект.

Пусть геомагнитноеполе класса всегда будет умеренно спокойным. Ведь учитель – магнит,притягивающий или отталкивающий учеников.

Пусть всегда ввашем классе будет много солнечного света.

Пусть учитель,воспитатель будет в классе солнышком. И пусть вашим лозунгом будет:

«Учить всегда,учить везде,

До дней последнихдонца!

Учить – и никакихгвоздей!

Вот лозунг мой – исолнца»!

Хочу напомнить слова Конфуция: «Тот, ктообращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем».

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.9%
НЕТ
39.1%
Проголосовало: 1537

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет