Современные подходы к подготовке и проведению уроковматематики с использованием информационных компьютерных технологий.
По новым образовательным стандартам РФ цель образования —подготовка всесторонне развитых личностей, способных ориентироватьсяв современном информационном обществе, самостоятельно мыслить, видетьвозникающие проблемы, искать пути их решения, используя новые технологии,грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, самостоятельноразвивать свой интеллект, культурный уровень. Традиционный подходк обучению не всегда в полной мере позволяет это реализовать. Длярешения этих задач, необходимо в структуру урока включать компоненты,которые присущи активным методам обучения. Надо использовать методики, которыеявляются наиболее эффективными, дают высокий положительный результатв повышении качества образования. В современных условиях основныеметодические инновации связанны с применением интерактивных методик,в том числе и информационных технологий. Интерактивные методикииспользуют приёмы, обеспечивающие включение в работу всех сфер личностиребёнка и поддерживающие его интерес и активность в течениивсего урока. Одни из них создают мотивацию к учению, помогая пробудитьу ребёнка интерес и желание участвовать в работе на уроке.Другие помогают ученику осмыслить происходящее на занятии, сделать выводы,выразить свои впечатления. Третьи помогают снять напряжения, переключатьвнимание. Огромное количество информации, которое приходится восприниматьи усваивать современным ученикам в процессе обучения не возможно безумения пользоваться компьютером, информационными технологиями. Прииспользование информационных и коммуникационных технологий происходятизменения не только в производственной сфере, но и сфере взаимоотношенийчеловека — человека, человека и общества. А это влечёт измененияи в мышлении человека. Насколько мы сможем перестроить своё мышление,настолько мы сумеем адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Применение новых информационных и телекоммуникационныхтехнологий на уроках математики, это не дань моде, а реальность.В настоящее время происходит интенсивное внедрение современныхкомпьютерных технологий в преподавание естественных учебных дисциплин,в том числе и в математике. Преподавание математики немыслимо безширокого использования различных методов и средств обучения.Информационные технологии дают то, что учебник дать не может. Информационныекомпьютерные технологий позволяют не только сократить время на освоениематериала, но и повысить глубину и прочность знаний, уровень развитияучащихся, снять напряжение, повысить мотивацию приобретения новых знанийи умений.
Огромные возможности представления информации на компьютерепозволяют изменять и неограниченно обогащать содержание уроков математики;выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создаетвозможность для повышения интенсивности урока; использование вариативногоматериала и различных режимов работы способствует индивидуализацииобучения.
Круг методических и педагогических задач, которые можнорешить с помощью ИКТ, разнообразен. Можно выделить несколько основныхнаправлений применения ИКТ урока математики:
1) Internet.
2) Интерактивная доска.
3) Компьютерное тестирование.
4) Применение презентаций, созданныхв программе PowerPoint.
1) Internet создаёт реальную возможность быстрого и удобного доступапользователя ко всей информации, накопленной человечеством за свою историю.Информационные компьютерные технологии дают ученикам возможность самостоятельногоисследовательского поиска материалов, опубликованных в Internet дляподготовки докладов и рефератов, предоставляют помощь в поискахответов на проблемные вопросы.
2) Ещё недавно об интерактивной доске многие мечтали, а сейчас тольков нашей школе 13 интерактивных комплексов. Такая доска позволяет управлятьпроцессом презентации содержащих информационные материалы и тестовыезадания разной степени сложности для базового и углублённого уровняобучения, вносить поправки и коррективы, делать пометкии комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использованияи редактирования.
3) Компьютерное тестирование является компонентом компьютерной учебнойматематической среды. В силу этого открываются большие методическиевозможности при работе с самой разнообразной информацией в процессеобучения. На сегодняшний день создано большое количество различных пакетовпрограмм тестирования. Практически по любому разделу математики составленытесты, которые входят в обучающие программы. Но эти готовые программы неучитывают индивидуальных особенностей учащихся и уровня обученностикласса.
4) Применение презентаций, созданных в программе PowerPoint Использованиепрезентаций на
уроках математики имеют следующие цели:
— образовательные: познакомить с алгоритмами решения различных задач,построения и преобразования графиков, научить распознавать графикиосновных видов функций;
— развивающие: развивать математические способности учащихся, формироватьлогическое мышление и умение отыскивать математические закономерности,совершенствовать графическую культуру, развивать надпредметные уменияи навыки;
— воспитательные: создавать положительную мотивацию; активизироватьпознавательную деятельность детей, воспитывать навыки работыв нестандартной ситуации, способствовать самоопределению или выборудальнейшей профессиональной деятельности.
Этапы применения презентаций на уроках математики.
— Свведением новых стандартов математическое образование в школе направленнона достижение планируемых результатов освоения учебного материала. Это возможноза счёт внедрения системы устных упражнений. Именно эта система поможетучащимся отработать технику вычислительных операций, выполнять правильно и быстрозадания разного уровня сложности, развивать память, внимание, речь. Припроведении устных упражнений презентация дает возможность оперативнопредъявлять задания и корректировать результаты их выполнения. Устнаяработа проводится с использованием линейных компьютеров для просмотрапрезентации, а также с применением мультимедийного проектора дляпроекции слайдов на большой экран. Заинтересовать новой темой, вовлечьв совместную работу. Для этого достаточно создать ребус, кроссворд, которыйразгадывается в начале урока.
— Объяснение нового материала. На этапе приобретения новых знаний компьютервыступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокийуровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрациейпрезентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимыхмоментах учебного материала. Если раньше применялось огромное количестворазличных технических средств обучения, то теперь всё это можно поместить нанесколько слайдов. Визуальное представление определений, формул, теореми их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам,предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы дляосознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоениеучащимися новых знаний и умений. Образовательная деятельность направленана повышение результативность, путём перевода учащихся из позиции объектадеятельности учителя в позицию субъекта учения, содействует развитиюпотенциала каждого ребёнка, раскрытию заложенных в нём возможностей.
— Урок — лекция. Выдержать долгий рассказ учителя может не каждый учащийся.В процессе урока внимание рассеивается. Такие уроки лучше готовитьв системе, для достижения оптимального результата. Урок-лекцияобеспечивает работу всех каналов восприятия: позновательной учебнойдеятельностью обеспечены и аудиалы, и визуалы, и кинестетики. Наслайдах можно расположить всю информацию так, чтобы ребёнок следил за ходомрассуждений на протяжении всего рассказа. Отличительной чертой примененияинформационных технологий в процессе обучения является разнообразие формпредставления информации: тексты, таблицы, графики, диаграммы, аудио-и видеофрагменты, а также их сочетание. Такая мультимедийностьсоздает психологические условия, способствующие лучшему восприятиюи запоминанию учебного материала с включением подсознательных реакцийобучающихся.
— Решениеразличных задач. В этом случае возможна демонстрация пошагового решениязадачи: На уроках решения задач с помощью презентаций можно предложитьбольшой спектр задач, выполненных на готовых чертежах. Можно продемонстрироватьалгоритм решения, образец оформления задачи, правильность выполнения домашнегозадания.
— Проверкапониманий и закрепление знаний с помощью тестирования, математическихдиктантов. Математические диктанты, помещённые в презентации помогаютучителю в организации самостоятельной работы детей, проведении текущегои тематического контроля. Печатный вариант диктанта можно использоватьи как тренировочной тест по теме. Тесты, диктанты предназначены длякорректирования и контроля знаний учащихся по изучаемой теме.В мультимедийной презентации представлены диктанты, а также ихрешения, позволяющие сразу проанализировать результаты. Математические диктантыможно применять в форме устной или парной работы на обобщающем уроке.
Хочется отметить, что создание презентаций — это трудный,но увлекательный процесс. Презентации, созданные в PowerPoint, это своегорода мини-конспекты урока.
Кроме решения выше перечисленных задач обучения, важнымдостоинством информационных технологий является возможность накапливатьи классифицировать допускаемые обучающимися ошибки, выяснить причины ихвозникновения. Они же способствуют, при необходимости, корректировкесодержания, организации и методики обучения учащихся. Использованиеинформационных технологий не заменяет учителя, оно наполняет его деятельностьновым содержанием, позволяя сосредоточиться на обучающих, воспитательныхи развивающих функциях.
Положительные моменты использования информационных технологий науроке: сокращение времени при выработке технических навыков учащихся;увеличение количества тренировочных заданий; достижение оптимального темпаработы ученика; диалог с компьютером приобретает характер учебнойигры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности.Итак, нельзя отрицать очевидного: применение ИКТ — реальность современногоурока! Главное достижение использования ИКТ на уроках — это горящие глазаучеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новыхзнаний и ощущение самостоятельности. Компьютер позволяет делать уроки, непохожими друг на друга, способствует развития интереса к учению.Преимуществом информационных технологий является использование различныхмоделей, знаковых систем, помогающих определённым образом упорядочитьи структурировать учебный материал. Они позволяют задействовать всеспособы мышления и основываются на самостоятельной работес различными формами информации. Применение информационных технологий приобучении детей, позволяет учителю довольно просто распределить времяи структуру урока. Так как использование различных технологий на урокахматематики являются инструментом творчества педагога, каждый учитель вправесоздавать свои личные вариации.
НикитинаАлла Геннадьевна,
учительматематики
ГКОУ«Нелидовская школа-интернат»
