СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ОБЖ В УСЛОВИЯХКОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л.И. Шастина (г. Тобольск)
ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум»
Системообразующим компонентом ФГОСявляются результаты образования, рассматриваемые в контексте деятельностногоподхода. При этом процесс учения понимается не просто как усвоение системызнаний, умений, навыков, составляющих инструментальную основу компетенцийобучающегося, но и как процесс развития.
В новом образовательном стандартезаписано: «Развитие личности – смысл и цель современного образования». Такимобразом, компетентностный подход – методологическая основа ГОСТа новогопоколения [1].
С позиции компетентностногоподхода уровень образованности определяется способностью решать проблемыразличной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход предполагает неусвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.В связи с этим при проектировании урока ОБЖ в условиях реализациикомпетентностного образования является выбор и внедрение таких методов итехнологий обучения, которые способствуют включению обучающихся в активнуюдеятельность, развитию их ключевых компетентностей. Педагогических технологий,обеспечивающих деятельностный подход в обучении ОБЖ и формирование компетенцийобучающихся на уроке достаточно много. Остановимся на некоторых из них.
Проблемное обучение – этотехнология обучения умению видеть и выделять противоречия и находить способы ихрешения. При проблемном обучении ОБЖ задача учителя – организовать поисковуюучебно-познавательную деятельность на основе создания проблемной ситуации [2].При формулировке проблемного вопроса главное — активизация мышления обучающихся.Например, вопрос «Как взаимодействовать с окружающей средой сегодня, чтобы бытьздоровым завтра?» вызывает познавательное затруднение обучающихся и вовлекаетих в самостоятельное познание темы «Здоровый образ жизни». Данная технологияобеспечивает формирование познавательной самостоятельности обучающегося,развитие его творческих способностей, компетентности учения.
Для формирования устудентов способности прогнозировать события и принимать решения в ситуациинеопределенности использую «Метод решения ситуационных задач» или «Кейсовыйметод». Обучающиеся добывают знания из реальности: семья, улица, СМИ, интернет,литература, история и многое другое, с чем приходится сталкиваться каждый день.Наблюдая за опасной ситуацией, они ее оценивают, прогнозируют ее развитие, ищутспособы выхода из нее, анализируют действия участников этого события, а такжерассматривают возможность избежать такую ситуации в будущем. Например:
➢ Тема урока: Правилаповедения при чрезвычайных ситуациях природного характера. (1 курс) Ситуационныезадачи.
1. Население г. Тобольска, расположенного наберегу р. Иртыш получило предупреждение о возможном затоплении во времяполоводья. Население данного района заблаговременно получило сообщение обугрозе наводнения и необходимости эвакуации. Опишите ваши действия в даннойситуации.
2. Представьте, что летом вы отдыхаете надаче или в деревне. С погодой не повезло, льют бесконечные дожди, в результателетнего паводка неожиданно ваше жилище оказалось в зоне затопления, и водаприбывает с каждым часом. Какие действия вам следует предпринять в даннойситуации?
Групповая работа – формаорганизации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционированиеразных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическимизаданиями педагога в ходе, которой происходит овладение знаниями,формирование у обучающихся коммуникативных навыков. Приорганизации работы в группах каждый студент мыслит, выражает своёмнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идётвзаимообучение в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Например: самостоятельная работа в парах и группах поизучению и закреплению нового материала, практические работы, организуемые впарах и группах, ролевые и деловые игры, решение ситуационных задач:
1. Во дворе школынесколько парней отбирают деньги у младших школьников. Что делать?
2. Ты потерялся в незнакомомгороде. Твои действия?
После чегопредлагается обучающимся составить самим ситуацию, а решение находит втораягруппа.
➢ Одним из интересных приѐмов организациигрупповой работы на уроке ОБЖ является написание синквейнов (пятистиший).Следует отметить, что эта творческая работа вызывает интерес обучающихся всехвозрастов. Например: тема «Пожарная безопасность».
1. Дым.
2. Густой, токсичный.
3. Ослепляет, удушает, отравляет.
4. Отравление продуктами горенияявляется одной из причин гибели
людей при пожарах.
5. Поражающий фактор.
Таким образом, групповые формыработы обеспечивают формирование коммуникативной, социально-трудовойкомпетенций обучающихся.
Метод проектовсоздает условия для самостоятельного освоения обучающимися учебного материала впроцессе выполнения проектов. Студенты включаются в этот процесс от идеипроекта до его практической реализации [3]. В результате ониосваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатсясамостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применятьполученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность,ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения. Применение в обучении ОБЖ аудио видео компьютерныхкомплексов значительно изменяет способы работы обучающихся с учебнымматериалом: ориентация учебного процесса направлена на деятельность учения. Большойинтерес, проявляемый обучающимися к компьютеру, востребованность в жизни уменийи навыков работы на нѐм, высокий уровень новизны являются активнымистимуляторами познавательного процесса и мотивации обучения [4]. Компьютервыступает как средство управления познавательной деятельностью студентов.
Алгоритмпроектного метода:
➢Составитькраткий конспект, определить презентацию проекта.
Формируют группы из 5 человек поинтересам. Определяют проблемный вопрос группы, уточняют круг вопросов, которыенеобходимо раскрыть. Распределяют круг обязанностей в проекте. Анализируютвидеоматериал по теме, информацию учебника и дополнительной литературы.
➢ Обмениваются информацией, структурируют информацию по проблемномувопросу, определяют форму презентации. Готовятся к защите проекта. Уточняют,распределяют в группе.
➢ Публичное выступление, защита проекта. Высказывают свое мнение,определяют номинации.
Примеры проектов, над которымиработали студенты
➢1группа: Почему табак называют ядом? Раскрывают вопросы
•Курильщик впускает в свои уставрага, который похищает мозг
•Биохимическая характеристикатабака.
•Курение с точки зренияпсихиатрии.
•Подросток и табакокурение.
•Болезни вызванные табакокурением.
•Курение и беременность.
➢2группа: В чем значение закаливающих процедур?
•В здоровом теле — здоровый дух.
•Механизмы закаливания.
•Закаливание воздухом.
•Обтирание и обливание.
•Речные купания и ванны.
•Ходьба босиком. Закаливаниежаром.
Одной из целейсовременного обучения, в частности по предмету ОБЖ, является созданиеблагоприятных условий для развития личности как индивидуальности. Одно из такихблагоприятных условий – это творческая деятельность обучающихся вобласти, связанной с их интересами и способностями, в процессе которойосуществляется поиск и применение оригинальных способов решения задач изаданий, а результат обладает индивидуальной или общественной значимостью иобъективной или субъективной новизной.
➢ Примеры творческойдеятельности обучающихся:
• Антиреклама (Вредные привычки)
• Рисунки. (ПДД, ЗОЖ, вредные привычки)
• Видеоролики (ПДД, ЗОЖ)
• Стихотворения. (ЗОЖ, ПДД, вредные привычки)
• Викторины. (ПДД, ЧС, ЗОЖ)
• Обсуждение сообщений, докладов, рефератов.
• Защита проектов и рефератов.
• Участие в различных акциях по безопасностижизнедеятельности.
Возможность участия в конкурсах являетсясильнейшим стимулом для развития студентов. Организованная творческая деятельность стимулирует обучающихся продолжать обучение, рождает интерес к публичнымвыступлениям. Участие в конкурсах ставит перед обучающимисяконкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими ребятами всоревновательной форме. Участие в соревнованиях и конкурсах стимулируетобучающихся на получение знаний, навыков.
➢Примеры участия всоревнованиях и конкурсах:
• «Безопасное колесо»
• «Школа безопасности»
• «Без права на ошибку»
• «Знай, умей, действуй!»
• Олимпиады.
• Внимание! Железнаядорога!
Таким образом, педагогическиетехнологии позволяют существенно повысить эффективность образовательногопроцесса по ОБЖ. Они дают возможность проектировать учебный процесс по данномупредмету с позиции деятельностного подхода, формировать ключевые компетенцииобучающихся. Создают условия для развития личности и ее самореализации наоснове готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться»,толерантности жизни, высокой социальной мобильности.
Список литературы:
1. Сафронова И.А. Федеральныйгосударственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования/ И.А. Сафронова. – М.: Просвещение, 2014. – 63 с.
2. Махмутов М.И. Проблемное обучение.Основные вопросы теории /М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1975. – 368 с.
3. Пахомова Н.Ю. Учебноепроектирование / Н.Ю. Пахомова, И.В. Суволкина// Справочник заместителядиректора школы. – 2010. – № 3. – С. 49-61.
4. Чагин Д. Компьютерныетехнологии в преподавании курса ОБЖ / Д. Чагин // ОБЖ. Основы безопасностижизни. – 2006. – № 11. – С. 36-38.