X-PDF

«Современные проблемы образования, тенденции его развития и направления реформирования»

Поделиться статьей

Доклад натему: «Современныепроблемы образования, тенденции его развития и направления реформирования»

В качестве одного из ведущихфакторов, влияющих на сферу образования, многими исследователяминазывается ускорение темпов общественного развития, котороехарактеризуется ростом объемов и интенсивности информационных потоков,расширением инновационных процессов, стремительным научно-техническимпрогрессом, динамично меняющимися условиями жизни.

Динамичное развитие экономикиприводит к росту конкуренции на глобальных, национальных и региональных рынках,сокращению сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, кглубоким изменениям в структуре занятости, что в свою очередь определяетпостоянную потребность в повышении профессиональной квалификации ипереподготовке работников, росте их профессиональной мобильности.

Производственным ресурсом сегодня всечаще становятся информация и знания, которые превращаются в главную движущуюсилу экономики. Человеческий капитал в широком смысле — это интенсивныйпроизводительный фактор экономического развития, развития общества и семьи,включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарийинтеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовойдеятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционированиечеловеческого капитала как производительного фактора развития.

Человеческий капитал в развитыхстранах признается главным производительным фактором, обеспечивающим созданиеновейших технологий, развитие производств, повышение их эффективности,опережающее развитие науки, культуры, здравоохранения, безопасности, социальнойсферы.

Значимым для образования являетсяпроцесс глобализации. Появление и рост социально-природных(глобальных, цивилизационных) проблем, от решения которых зависит социальныйпрогресс человечества и сохранение цивилизации, приводит к необходимостисотрудничества па всех уровнях, от личностного и организационного донационального и международного, что требует формирования у новых поколенийсовременного мышления. Успешное решение глобальных проблем возможно лишь припереносе акцентов на общечеловеческие ценности, при расширении конструктивногои взаимоприемлемого сотрудничества всех стран и народов, несмотря на различиясоциальных систем, политических, идеологических и других убеждений.

Важным фактором, влияющим наобразование, становится демократизация общества, расширениевозможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимостьповышения уровня готовности граждан к такому выбору.

Российское образование, демонстрирует следующие характерные векторы развития: гуманизация,демократизация, интеграция, стандартизация, информатизация, технологизацияобразования и его непрерывность.

Гуманизация образования. Гуманизацияпредполагает, что центром образования становится Человек с его индивидуальнымивозможностями и способностями, что приводит к необходимости создания условий,которые позволили бы учитывать в образовании интересы и особенности личности.Значимым становится индивидуальный образовательный маршрут. Развитие личностиначинает преобладать над обучением. Важнейшими образовательными результатамистановятся способность к самоанализу, самооценке, рефлексии.

Демократизация образования. Вниманиек личности, ее интересам и потребностям формирует общественные требования испособы реализации идеи личностного развития, которые ложатся в основудемократических основ образования. Согласно Конституции РФ каждый человек имеетправо на образование, а образовательная система обязана создавать необходимыеусловия для реализации личностью этого права. Сегодня это достигается путемдецентрализации управления образованием, создания государственно-общественнойсистемы управления, предоставления более широких прав и свобод самимобразовательным организациям, что также выступает одной из сторондемократизации образования, обеспечивая повышение открытости образовательныхсистем, реализацию права потребителя образовательных услуг на свободный выборучебного заведения и права педагога на свободу творчества.

Важным аспектом становится доступностьобразования.  Имея большое число населения, охваченного образованием,российская система образования не всегда может обеспечить равную доступность ккачественному преподаванию, высокой технологической и материально-техническойоснащенности и финансовой обеспеченности образовательного процесса, существуеттакже серьезная разница в возможности оплатить получение высшего образования уразличных слоев населения.

Интеграция образования. Сегодняидет процесс интеграции образовательных пространств различных стран, во многомобусловленный глобализацией.

Интеграционные процессы наблюдаются ивнутри образовательной системы (внутренняя интеграция). Современныеобразовательные стандарты нового поколения ориентируют на тесное взаимодействиеобразовательных организаций с рынком труда, социальным окружением, навзаимосвязь учебного и внеучебных процессов, на усиление межпредметных связей,на разработку интегрированных занятий и целых курсов.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1516

Стандартизация образования. Расширениепроцессов глобализации и интеграции явилось предпосылкой стандартизацииобразования как за рубежом, так и в России. В последние десятилетия со сторонынациональных систем образования уделялось значительное внимание этим вопросам,вызвавшее трансформацию понятия «стандарт» в современном образовательномпространстве. Обозначив эпоху глубоких и масштабных преобразований национальныхсистем в Европе, Болонская декларация предусматривала изменения образовательныхпрограмм и институциональные изменения, но при этом говорила о «минимальномстандарте».

В России на сегодняшний моментсложилась единая система федеральных государственных образовательных стандартов(ФГОС) для всех уровней образования, выполнение которых является обязательнымдля образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию.

Информатизация образования. Появлениеколоссального потока информации, в котором оказывается современный человек, вомногом обязано компьютерам и системе Интернет, делающим ее доступной для любогопользователя. Соответственно, в образовательный процесс начали активновнедряться информационно-коммуникационные технологии. Сам компьютер вобразовании стал не только объектом изучения и средством, с помощью которогообучают, но и инструментом повышения эффективности педагогической деятельностии научно-исследовательской работы, а также компонентом системы управленияобразования.

Сложно найти еще какое-нибудьтехнологическое открытие в истории человечества, которое могло бы сравниться ссетью Интернет по степени и глубине своего влияния на экономику, историю,культуру и, конечно, образование.

Популярными на данный моментстановятся консорциумы вузов, открывающие на своих площадках открытыеуниверситеты. Так, например, Электронные технологии меняют подходы к формамобразования; так появляются:

 виртуальные классы —онлайн-обучающая среда, базирующаяся на Интернете с доступом к ней через порталили специальное программное обеспечение;

вебинары (англ, webinar)— онлайн-семинары, веб-конференции, онлайн-встречи, уроки или презентации черезИнтернет;

 система управления учебным процессом(LMS) — программный продукт или сайт, используемый для планирования,осуществления и оценки конкретного учебного процесса;

 «перевернутый» класс — методобучения, обратный традиционному, когда чтение лекций и изучение предметапроисходит онлайн, а домашнее задание выполняется в реальном классе;

синхронное и асинхронное обучение —преподаватель и учащийся синхронно входят в виртуальный класс, илипреподаватель размещает свои лекции и задания в Интернете, а обучающийсявыполняет их в удобное для себя время;

технология 1:1, когда каждый студентобеспечен ноутбуком или планшетом и др.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.21%
НЕТ
38.79%
Проголосовало: 1516

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1516


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет