Тема: Методика формирования универсальных учебных действий
На уроках родного языка и литературы
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. Современные проблемы преподавания родных языков
2. Суть понятия «универсальные учебные действия»
3. Виды универсальных учебных действий
4. Проектирование урока в условиях внедрения ФГОС
5. Средства формирования универсальных учебных действий на уроках родного языка и литературы
Список литературы
1. Как проектироватьуниверсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] . под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
3. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…». – М., 2011.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011.
|
|
5. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
7. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования /Рос. акад. Наук, Рос. Акад. . под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.
8. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. -М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000.
Современные проблемы преподавания родных языков
Язык народа – это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизнь родного народа своеобразно и неповторимо отразились в родном языке, в его устной и письменной формах. И, значит, культура языка, культура слова предстает как неразрывная связь многих и многих поколений. Родной язык – душа нации, первостепенный и наиболее очевидный ее признак. В языке и через язык выявляются такие важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность. Знать выразительные средства языка, уметь пользоваться его стилевыми и смысловыми богатствами во всем их многообразии – к этому должен стремиться каждый носитель языка. Сегодня защита и охрана природных богатств, здоровье народа осознаются как важное общегосударственное дело. Охраняются и восстанавливаются памятники культуры. Наш язык нуждается в таком же бережном подходе. Ведь ни для кого не секрет, что современная устная и письменная речь стилистически снижается и огрубляется, засоряется ненужными иноязычными заимствованиями, разного рода неточностями и ошибками. Язык художественной литературы испытывает тенденции к безликости и стандартности. Язык науки страдает от ненужной усложненности. Публицистика подчас грешит многословием, невнятностью и невыразительностью. Это может привести к оскудению, а, следовательно, к обеднению языка. Такое состояние современного литературного языка является отражением и показателем недостаточно высокого уровня речевой культуры говорящих и пишущих. Именно поэтому сегодня правомерно говорить об экологическом подходе к вопросам культуры речи или об экологии языка, которая становится одной из актуальных проблем современности. Экология культуры речи предполагает ответственное отношение к национальным языковым традициям, воспитание любви к родному языку, заботу о его прошлом, настоящем и будущем. Заметим, что культура языка, как и любая культура, предполагает ее постоянное освоение и «возделывание», обработку и охрану. И тут уместно сказать, что целью лингвистической экологии является и сам литературный язык, и человек, пользующийся им. Цель эта состоит в заботе о воспитании человека, для которого традиционные литературные нормы – основа выражения своих мыслей и идей. И здесь очень важна роль школы, одной из актуальных задач которой является воспитание и формирование всесторонне развитой личности, обладающей потенциалом гуманитарной культуры, необходимым компонентом которой является речевая культура. Актуальность проблемы обусловлена резким снижением уровня речевой культуры учащихся, неуважением к существующим нормам речи. Учащиеся не могут точно и кратко сформулировать мысль, неадекватно реагируют на замечания педагогов, но и сами эти замечания делают часто в некорректной форме. Но чтобы разобраться в непростых реалиях современной жизни, молодым людям необходимо научиться формулировать свои мысли, связно выражать своемнение относительно тех или иных проблем окружающей действительности. В связи с захлестнувшей общество разноголосицей мнений, суждений, идеологий у представителей многих профессий возникает потребность в таком виде воздействия на людей, как убеждение словом.
|
|
Родной язык – душа народа. И каждый народ хранит и бережет свой язык с одной целью – передать его своим потомкам.
С самого рождения ребенок должен слышать, ощущать красоту и прелесть, глубину и богатство, силу и величие родной речи. Наша цель- это повышение интереса к изучению родного языка, родной литературы и культуры, воспитанию наших детей на лучших традициях и обычаях своего народа, вооружение детей знаниями, формирование самостоятельности мышления.
Обучение детей родному языку решает следующие задачи:
во-первых, развивать в детях ту врожденную душевную способность, которую называют даром слова .
во-вторых, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка .
в-третьих, усвоить детьми логику этого языка.
Эти цели и задачи достигаются в комплексе на каждом уроке.
Родное слово является основой развития. Очень важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и грамотности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.
Чем лучше они владеют родным языком, тем ярче, красивее и богаче выражают свои мысли в устной и письменной речи. Первоначальные сведения об окружающем мире и о человеческой деятельности дети получают посредством родного языка, на котором они общаются дома, в классе, на улице. Поэтому первейшая задача школы — обучить детей хорошо владеть родным языком.
|
|
Основные проблемы в преподавании родных языков (будет очень хорошо, если вы сможете добавить те проблемы, которые имеются в вашей школе или видится вами):
Устаревший подход к изучению родного языка. Сюда относится представление языка как свода правил, а не как «живую» систему, меняющуюся со временем и под воздействием различных факторов, но в то же время хранящую важную культурную информацию о народе – носителе языка.
Сегодня важно показать ученикам, что из себя представляет родной язык, его место среди других языков, из каких разделов он состоит и какова его роль в жизни современного человека. Сейчас все чаще звучит мнение о том, что акцент на правописание и грамматику при обучении родного языка малоэффективен, так как делает уроки скучными и не позволяет осваивать язык как инструмент коммуникации.
Проблема формирования интереса к родному языку. Характерное устремление сегодняшнего дня – поиск путей гуманизации общества и школьного обучения. Поэтому создание интереса к изучению родного языка – это по-прежнему один из злободневных вопросов преподавания. Важнейшим двигателем стремления совершенствовать знание родного языка является постепенно формирующееся сознание, что национальный язык – предмет не только изучения, но и предмет гордости, особое эмоциональное отношение к этому. На родном языке, через родную речь дети узнают национальную жизнь, приобщаются к культурному наследию народа, через учебный предмет “родной язык” осваивают традиции и закономерности языка. И тогда на первый план выходит задача освоения школьниками убеждения, что они не только учатся и разговаривают на родном языке, но и сами являются носителями языка – самобытного, колоритного, живого и естественного.
|
|
Живое слово земляков и о земляках на уроках родного языка воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, расширяет представление об ее истории и сегодняшнем дне.
В связи, с чем в учебно-воспитательном процессе следует использовать средства этнопедагогики, связанные с укладом жизни, ценностями и психологией народа. Системное использование прогрессивных народных традиций в учебной и внеклассной работе может привести к значительному и ожидаемому результату.
Активизация работы по внедрению инновационных подходов в преподавании родных языков . продолжение работы по развитию системы научных, методических и психолого-педагогического обеспечения обучения родным языкам . привлечение в процесс этнокультурного образования, семью, общественность и др институтов социализации человека, является необходимым условием для развития системы этнокультурного образования.
Большую роль в лучшем овладении родным языком, в стимулировании интереса к его изучению играют конкурсы, олимпиады, круглые столы, семинары, научно-практические конференции. Популяризации родных языков, усилению интереса учащихся к родным языкам, повышению их качества знаний, а также поддержке творчески работающих специалистов способствуют проведение ежегодных районных, городских, республиканских смотров художественной самодеятельности, традиционно проводимый «Международный день родного языка».
Проблема обучения правильной речи и коммуникации
Проблема, вытекающая из предыдущей – недостаток навыков правильной устной речи у школьников. В течение долгих лет самостоятельное формирование устной речи считалось чем-то само собой разумеющимся и не требующим специального обучения.
По сравнению с уроками иностранных языков, уроки родного проигрывают в этом отношении, так как при планировании первых выделяются часы на уроки говорения. В программе по родному языку такие занятия не предусмотрены.
В связи с этим требуется введение в систему школьного образования обязательного обучения риторике, формированию инструментальной базы, необходимой для составления речи или текста, соответствующих целям и форме общения. Овладение речью, в свою очередь, не представляется возможным без понимания законов, по которым создается текст.
Это значит, что особое внимание в процессе обучения родному языку должно уделяться именно работе с текстом. Причем изучаться язык художественных произведений должен не только на уроках литературы, но и на занятиях по родному языку.
Проблема низкой культуры чтения учеников
Большой проблемой остается и низкий интерес детей к чтению. Утверждение, что молодежь совсем не читает, было бы неверным. Детективы, комиксы, модные журналы с яркими картинками, тематические статьи в интернете — довольно популярное чтение, но классическая литература, которая является примером «чистого» правильного языка, по-прежнему мало привлекает школьников. Семейное окружение школьника также оказывает влияние на то, что он читает и изучает.
Проблемы в организации и материально-техническом обеспечении.
Общепризнано, что использование цифровых образовательных ресурсов позволяют лучше применять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Поэтому сегодня все более актуальным становится обучение через интернет посредством посещения специальных образовательных сайтов. И это действительно эффективно и, главное, увлекательно для школьника. Он может задать свой вопрос, например, на портале Текстология.ру и получить на него ответ от специалистов или обсудить интересующую его тему на форуме. Так, школьник перестает быть просто слушателем уроков и исполнителем домашних заданий, он оказывается вовлеченным в процесс собственного образования. Полезным будет и проведение образовательных игр с ребенком и его друзьями в виде шарад и викторин. И это не обязательно должен делать учитель в школе. На том же детском празднике родители вполне могут сами организовать подобные развлечения для детей. Однако отсутствие во многих школах соответствующим образом оборудованных, оснащенных компьютером, обеспеченных Интернетом классов (кабинетов) родного языка, других инновационных средств и технологий, малочисленность обучающих компьютерных программ и на родных языках, а также мультфильмов на родных языках не позволяют организовать данные виды работ на должном уровне.
Пассивное отношение родителей к изучению их детьми родного языка. Недостаточная практическая востребованность родных языков в различных сферах общественной жизнедеятельности.
В целях решения проблем в изучении родных языков необходимо повысить качественный уровень уроков, разнообразить уроки, внеурочные и внешкольные мероприятия . ввести интегрированные курсы, включающие в себя историю и культуру. умело осуществлять межпредметные связи, особенно с историей, изобразительным искусством, музыкой, театром.