X-PDF

Современные технологии музыкального воспитания детей

Поделиться статьей

Современныетехнологии музыкального воспитания детей

 

 

 

 

 

 

 

                                         

 

 

 

 

 

В настоящее время существует огромноеколичество технологий музыкального воспитания детей.

Сущность педагогической технологии заключается в том, чтобыпозволить педагогу и музыкальному руководителю детского сада облечь содержаниесвоей профессиональной деятельности в оптимальную для его реализации форму,помогающую выстроить профессиональные действия в последовательную логическуюцепочку.

«Стремление к технологичности, или, иначе, к прогнозируемой,осознанной деятельности – есть своеобразное практическое отражение поисканадежных логических оснований профессионального бытия» — точка зренияИ.А.Колесниковой.

Педагогическая технология – инструмент, позволяющий эффективнорешать задачи своей профессиональной деятельности педагогу, музыкальномуруководителю детского сада (с высокой вероятностью получения желаемогорезультата).

Педагогическую технологию отличают: последовательностьпрофессиональных действий, ясность цели, прогнозирование промежуточного иокончательного результатов.

Важный признак педагогической технологии – воспроизводимость.

По мнению В.А.Сластенина: «педагогическая технология – этофилософия педагогического действия». Любая технология базируется напсихолого-педагогических и философско-педагогических принципах. Не исключениемстановятся и технологии музыкального воспитания детей раннего и дошкольноговозраста, основами которых стали:

— принцип гуманизации, предполагающий учет особенностей личностиребенка, индивидуальной логики его развития в процессемузыкально-художественной деятельности;

— принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка,объясняющий необходимость использования диагностики музыкальности детей;

— принцип учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка ворганизации музыкально-художественной деятельности, означающий учет интересов вмузыке и направленность на конкретный вид музыкальной деятельности;

— принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессемузыкально-художественной деятельности, означающий свободу высказываний иреакций детей, совместное высказывание оценок и суждений ребенком и взрослым,обращение к жизненному опыту;

— принцип педагогической поддержки, направленный на оказаниепомощи ребенку педагогом, испытывающему затруднения в процессемузыкально-художественной деятельности;

— принцип профессионального сотрудничества и сотворчества, означающийобязательное профессиональное взаимодействие музыкального руководителя ивоспитателя в организации процесса музыкального воспитания и развитиядетей-дошкольников;

— принцип целенаправленности процесса восприятия музыкидошкольниками, предполагающий целенаправленный процесс, успешность котороговлияет на исполнительство и детское творчество;

— принцип отбора музыкальных произведений – необходимостькритериального отбора музыки детей;

— принцип систематичности и последовательности в организации музыкально-художественнойдеятельности, предполагающий систематическую работу с детьми с постепеннымусложнением музыкального содержания задач воспитания и развития, сквозную связьпредлагаемых форм, средств, содержания и методов работы;

— принцип продуктивности музыкально-художественной деятельности вдошкольном детстве, означающий, что процессывосприятия-исполнительства-творчества выражены в некоем продукте (образ,воплощенный в игре, слове, мелодии и т.д.);

— принцип синкретичности, подразумевающий объединениеразнообразных методов активизации детской музыкальной деятельности в рамкахпедагогической технологии.

Рассмотрим наиболее интересные и приемлемые на мой взглядсовременные технологии музыкального развития детей.

Эвритмия. Основанная на закономерностях речи и музыки, эвритмияявляется одним из способов выражения музыкального движения в пространстверазвивает творческие и музыкальные способности детей,нравственно-коммуникативные качества, эмоциональную сферу, психическийпотенциал дошкольников, который, благотворно влияет на культуру движения детей.

Цель эвритмии — развитие культуры движения детей дошкольноговозраста.
         Игра — ведущая деятельностьдошкольника, именно этот вид деятельности и стал основой для разработкиспециальных упражнений по эвритмии.
         Акцентирование внимания наобучение музыкально — ритмическим движениям, на анализе мыслительных иэмоциональных процессов – главная особенность эвритмических упражнений.

Эвритмия включает в себя блоки, которые могут располагаться впроизвольном порядке:

— ритмические игры;

— блок развития мелкой моторики;

— блок развития крупной моторики (упражнение для развитияравновесия, координации, ловкости стопы);

Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

— ориентация в пространстве;

— двигательно-импровизационные композиции с музыкальным сопровождением;
— игропластика — упражнения для развития мышечной гибкости, силы в игровых иобразных двигательных заданиях;

— игротанцы — танцевальные шаги, направленные на развитие исовершенствование танцевальных движений.

Широко используются в непосредственно образовательной деятельностипо музыке, физической культуре, а также во всех режимных моментах дошкольнойобразовательной организации разученные музыкально-ритмические этюды,композиции.

Технология проектирования. Данная технология — современный методинтеграции деятельности, позволяющий решать комплекс задач, подчиненных однойтеме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе. Этот оченьэффективная и актуальная технология, дающая ребенку развивать творческиеспособности и коммуникативные навыки, возможность синтезировать полученныезнания. Кроме того, деятельность проектного характера позволяет сформировать удетей исследовательские умения и познавательный интерес.

Педагогическая технология «Звучащий мир». Цель данной технологии:развитие музыкальности детей раннего и младшего-среднего дошкольного возраста.Технология построена на теориях: сенсорного воспитания М.Монтессори,Л.А.Венгер; формирования перцептивных действий (понятие о сенсорных эталонах)А.В.Запорожца; идеях о сенсорном развитии Е.И.Тихеевой, А.П.Усовой,Н.П.Сакулиной и Н.Н.Поддъякова.

Первоочередная задача для педагога – введение ребенка в мирзвуков. Музыка должна стать для ребенка содержанием и средством общенияпедагога и ребенка, не только в условиях специально организованных занятий, а впервую очередь в естественной обстановке.

Важнейшее условие в рамках технологии – организация в группезвучащей музыкальной среды, побуждающей ребенка к активной звуковойдеятельности, сначала под руководством педагога, затем в самостоятельнойдеятельности.

Педагогическая технология развития творческого воображения детейсреднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки.

Цель: развитие творческого воображения дошкольников пятого годажизни в процессе восприятия музыки.

Деятельность, в ходе которой дети создают отсутствующие ранее,новые представления, опираясь при этом на образы, которые сохранены у него впамяти – творческое воображение. Данная деятельность связана с преобразованиемнакопленных ребенком представлений о явлениях и предметах мира его окружающего,его изменением, дополнением, присвоением нового значения или смысла. Творческоевоображение, как самостоятельная конкретизация музыкальных образов в разныхвидах музыкальной деятельности проявляется при прослушивании музыки. Технологияпредлагает развивать творческое воображение детей пятого года жизни начиная спрослушивания программных произведений, содержащих конкретные образы: «Игра влошадки», «Новая кукла» П.И.Чайковского или «Птичка» Э.Грига и т.д.

В реализации технологии принимают участие педагоги при активнойподдержке музыкального руководителя, педагога-психолога. Важное условие _устройство в группе музыкальной зоны для слушания музыки, включающей в себя:магнитофон или проигрыватель, кассеты или пластинки с записью музыкальныхпроизведений, книги музыковедческого содержания для взрослых и детей, портретымузыкантов, репродукции картин, альбомы и многое другое.

Занятия по развитию творческого воображения проводятся во второйполовине дня 2-3 раза в неделю и строятся по логике процесса музыкальноговосприятия.

Педагогическая технология развития игровой деятельности детейсреднего и старшего дошкольного возраста в процессе слушания музыки.

Цель: развитие игровых умений детей среднего и старшегодошкольного возраста посредством восприятия музыкальных произведений.

Музыкальное искусство является наиболее эффективным педагогическимсредством обогащения и развития сюжетов детской игры. Музыка развиваеттворческое мышление, воображение, что необходимо для создания сюжетов игр. Играи музыка, представляют собой образное представление действительности, прикотором музыкальный образ, легко превращается в игровой. В первую очередьобогащать сюжеты детских игр будет музыка следующего вида: активизирующаятворческое воображение и фантазию ребенка, программная, с развитым сюжетом,художественная, образная, побуждающая к самостоятельной игре и игровомудействию, направляющая (подсказывающая, как использовать те или иныевыразительные движения, жесты, мимику).

Реализация данной технологии обеспечивается организационнымиусловиями: активное взаимодействие музыкального руководителя и педагога;создание интегративной музыкально-игровой среды (внешнее условие),инициирующего процессы обогащения и развития игровых умений дошкольников.

Музыкально-игровая зона – пространство взаимодействия детей смузыкальным руководителем или педагогом.

Педагогическая технология проектирования музыкально-обогащеннойсреды в группе детского сада .

Цель: проектирование музыкально-обогащенной среды группы с учетоммузыкальных интересов, предпочтений детей, особенностей детской музыкальнойсубкультуры.

Музыкально-обогащенная среда представляет собой предметно–развивающую среду группы, обогащенную песенным и музыкальным репертуаром,позволяющим ребенку накапливать музыкальный опыт. Стратегия и тактикапостроения среды определяется особенностями личностно-ориентированнойразвивающей модели воспитания и подчинена следующим принципам:

— позиции при взаимодействии, дистанции;

— активности, творчества, самостоятельности;

— стабильности-динамичности;

— комплексности и гибкого зонирования;

— эмоциогенности среды, эмоционального благополучия ииндивидуальной комфортности каждого ребенка и взрослого;

— сочетания привычных и неординарных элементов и эстетической организациисреды;

— открытости-закрытости;

— учета половых и возрастных различий детей.

Технология реализуется в ходе совместной деятельности музыкальногоруководителя и педагога. Время и место реализации технологии: использованиемузыки при проведении непосредственно организованной деятельности; организациярежимных моментов под музыку; создание для самостоятельной деятельности детеймузыкально-обогащенной среды.

В настоящее время существует великое множество различныхтехнологий музыкального воспитания, мы рассмотрели наиболее приемлемыесовременные технологии для работы с детьми в детском саду.

Таким образом, современные музыкальные технологии направлены наформирование:

— процесса профессионального сотворчества и сотрудничествапедагогического коллектива детского сада в решении задач музыкальноговоспитания и развития дошкольников;

— целостного образовательного процесса, содействующего целостномумузыкальному развитию здорового ребенка-дошкольника в детском саду;

— развивающей музыкально-образовательной среды детского сада,инициирующей процессы целостного музыкального (художественного) развития ивоспитания ребенка;

— культурно-образовательного музыкально-эстетического пространствав педагогическом коллективе образовательного учреждения — в детском саду и семьевоспитанника, в детском саду и учреждениях культуры;

— процесса личностно-профессионального развития и саморазвития,образования и самообразования, наращивания профессиональной компетентности всехсотрудников педагогического коллектива через обогащение общекультурной,базовой, специальной компетентностей.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет