X-PDF

Союз как часть речи

Поделиться статьей

 

Союз как частьречи


Планируемый результат:обучающиеся получат полное представление о союзах, их особенностях; разовьютспособность к их употреблению, усовершенствуют навыки информационной обработкитекста, навыки самоорганизации и саморазвития; научатся опознавать,анализировать, классифицировать языковые явления, связанные со служебнымичастями речи; научатся применять знания и умения в собственной речевой практике.

Сценарий урока:

1. Настрой

 

Прозвенел уже звонок. 
Начинается урок. 
Мы сегодня не одни, 
Гости на урок пришли. 
Повернитесь поскорей, 
Поприветствуйте гостей! 

А теперь садитесь и с усердием трудитесь.

2. Актуализация знаний.Подготовка к усвоению нового материала.

Фронтальный опрос:

            -какие разделы о языке вы знаете? Что они изучают?

            -какой раздел науки о языке мы изучаем в настоящее время? (морфология)

            -что изучает морфология?

            -на какие группы можно разделить части речи?

            -в чем отличие служебных частей речи от самостоятельных?

            -что такое предлог?

            -на какие группы можно разделить предлоги по составу? По образованию?

 

 Рассмотритеслайд,сформулируйте задание (записать словосочетания с предлогами, объяснить  ихправописание)

Благодаря поддержк… родителей

(В)следстви… (не)большой размолвкис братом

Достать подарок из(под) ёлки

(В) течени… семейного ужина

(Не)смотря на разные взгляды

Поговорить на(счёт) подарка длябабушки.

 

Дополнительное задание: морфологическийразбор предлога В ТЕЧЕНИЕ.

 

— Ребята, как выдумаете, какой общей темой можно объединить словосочетания, записанные надоске? (Семья). Нет в жизни любого человека ничего важнее, ближе идороже семьи, родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. А что такоесемья? (Ответы учеников).

 

 

 

 

Семья– это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

 

Семья– это крепкий союз. Обратите внимание на наш эпиграф (слайд):

Узы, которые связывают твою истинную семью, не есть узы крови, ониоснованы на уважении и радости, открываемых нами в жизни друг друга. РичардБах, Иллюзии

— Ребята, как вы понимаете смысл этого высказывания?

— Что такое узы? Назовите родственные слова  (узел, вязать,связанный).

-Мы с вами знаем, что морфема – наименьшая часть слова, обладающая значением. Акакое значение у приставки со- ?

-Назовите слов с этой приставкой (сочувствие, содействие, сопереживание, соавтори т.п.).

 

3. Усвоение и закрепление новых знаний.

 

Теманашего урока заключена в последней строчке стихотворения: СЛАЙД

Задача наша –соединять

В надёжные,крепкие узы.

Знать нас, ребята,должны вы на «пять»!

Нас называют — …..(союзы).

 

— Попробуйтеразобрать слово СОЮЗ с точки зрения этимологии? (Слово СОЮЗ пришло изстарославянского языка. Оно образовано с помощью приставки СЪ (СО, котораяобозначает СОЕДИНЕНИЕ, СБЛИЖЕНИЕ, СВЯЗЬ, например: СОдружество, Согласие,Сотворчество).

 

Вэто время пригласить двух учеников к доске с фонетическим и морфемным разборомслова «союз». Проверим. Согласны, ребята?

 

Названиеэтой части речи – союз – появилось в 17-веке. В русском языке насчитываетсяоколо 250-ти союзов. В 19-ом веке в «Толковом словаре живого великорусскогоязыка» Владимир Иванович Даль так определил значение слова СОЮЗ: «Взаимные узы,связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующаяслова». А в «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова слово СОЮЗ определенотак: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутрипредложения».

 

-Обратимся к таблице «ЗХУ»

 

 

 

 

 

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

-Какуючасть таблицы вы можете заполнить? Выполните.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1194

-Что же вы уже на данном этапе знаете о союзах? Что хотите узнать? По ходу уроказаполняйте соответствующую колонку в таблице и составляйте кластер, сегоднякластер в виде цветка, т.к. весна на дворе.

-А каковы его основные функции? Докажите примерами. Работаем в парах.  Незабудьте о том, что речь сегодня о семье. Выберете спикера для ответа.

-Рассмотрите слайд,сформулируйте задание, опираясь на предыдущее задание.

                        Запишитепредложения, определите функцию союзов, составьте  схему.

1. В трудной ситуации со мной рядом всегда мама ипапа, брат и сестра.

            [Ɵ и Ɵ, Ɵ и Ɵ].

2. Я всегда могу обратиться за советом к маме, и папасможет дать толковый совет, и старший брат не оставит в беде.

[ = — ], и [ — =], и [ — = ].

3. «Как Таня выросла! Давно ль
Я, кажется, тебя крестила?
А я так на руки брала!
А я так за уши драла.
А я так пряником кормила!» (А.С.Пушкин)

 

 

— Какие слова вывнесли в схемы? (Союзы).

— Почему в схемеотображаются именно союзы, а не предлоги или слова самостоятельных частей речи?Что соединяют союзы в данных предложениях?  (В первом предложении союзсоединяет однородные члены, а во втором предложении – части сложногопредложения).

 

Проанализируйтезаписанное и ответьте на вопрос, являются ли эти предложения текстом? Почему вытак решили? С какой целью А.С.Пушкин употребил союз а? (Союзсоединяет предложения в единый текст).

— Исходя изпроделанной работы, определите, что такое союз как служебная часть речи. (Союз– это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частейсложного предложения, а также связывает предложения в единый текст).

 

Занесите эту информацию в кластер.

— Как вы думаете,какой союз является наиболее употребительным? (союз И). А как вы думаетепочему?

Ученые исследовалисоюз И, его значение, частоту употребления и обнаружили:

— слово И – одиниз самых древних союзов русского языка,

— слово И – затысячелетия – не изменило своего звучания,

— слово И – затысячелетия не изменило своего значения,

— слово И – было иостается исключительно частотным словом.

— Как выдумаете, почему? (Очевидно, все дело в значении союза И. Ведь он, по мнениюнекоторых ученых, обозначает сходство, близость, равенство, соединениепредметов при их сопоставлении. А это – общее свойство всего мира. Поэтому союзИ употребляется чаще других слов, сохраняет это важное значение и в течениетысячелетий не изменяется). А различие предметов передается с помощьюдругих союзов (а, но).

 

           

 

Работа с текстом(раздаточный материал). Рассмотрите слайд, сформулируйте задание.

 Задание: вставитьи объяснить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, найти втексте союзы, взять их в овал, определить функцию союзов, составить схемыпредложений. Какие дополнительные вопросы вы можете задать одноклассникам,задайте.

Проверка на слайде(ученик к доске).

Наша семьяочень дружная потому что мы любим и уважаем друг друга. Если кто(то)нуждает(?)ся в помощи и поддер…ке он всегда может ра…считывать на остальных.Родители заботят(?)ся о нас а мы стараемся во всём им п…могать. А добрыетрадиц…. обер…гают сч…стье покой и благополучие в доме. Я хочу чтобы из нашегодома (н…)когда (не)ух…дило тепло с…мейного оч…га.

 

-Одинаковыли по смыслу предложения?

-За счет чего меняется значение предложений? (за счет союзов)

-Что же следует из этого? (союзы делятся на группы и имеют значения)

-Да,союзы имеют значения, но где же оно проявляется? (в предложении), поэтому союзывыражают отношения между однородными членами и простыми предложениями в составесложного.

-Попробуем определить эти отношения.

-Ещераз скажите, какие союзы встретились в тексте.

-Какие из этих союзов не могут употребляться при однородных членах предложениях,а какова тогда их функция?

-Ав каких отношениях находятся эти предложения? (одно противопоставлено другому,а одни подчиняются другому)

-Вспомните, как будут называться эти части сложного предложения?

-Что вы расскажите о знаках препинания в таких предложениях?

-Тогда, как будут называться союзы, которые находятся в подчинении у другихпредложений? (подчинительные)

-А как же назовем другую группу союзов? (сочинительные)

-А какова их функция?

 

Занесеминформацию в кластер.

-Определите в тексте вид союзов по значению и функции.

-Еще раз посмотрите на союзы. Скажите, какой союз будет лишним, если учесть егосостав? Почему? Какой вывод?

-Назовите группы союзов по их составу.

-Занесем в кластер данную информацию.

 

           

            Почастоте использования союз занимает 7 место в речи. Их можно встретить как вхудожественной, так и в научно-популярной литературе. Я предлагаю Вамобъединиться в группы и сыграть в лингвистическую игру «Собери пословицу».Работаем в группе (по 4 человека). Не забудьте выбрать спикера для ответа.

1.      Семьясильна, когда над ней крыша одна.

2.      Вся семьявместе, так и душа на месте.

3.      Не будет добра, коли в семьевражда.

4.      Семья без детей, что цветокбез запаха.

5.      В гостяххорошо, а дома лучше

6.      В своем доме и стеныпомогают.

7.      Добро по миру не рекойтечёт, а семьёй живёт.

8.     В дружнойсемье и в холод тепло.

9.     При солнышкетепло, а при матери добро.

10.  Когда нет семьи, так и дома нет.

11.  Дерево держится корнями, а человек семьей.

12.  Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1194

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1194


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1194


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1194


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1194


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1194


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет