Союз как частьречи
Планируемый результат:обучающиеся получат полное представление о союзах, их особенностях; разовьютспособность к их употреблению, усовершенствуют навыки информационной обработкитекста, навыки самоорганизации и саморазвития; научатся опознавать,анализировать, классифицировать языковые явления, связанные со служебнымичастями речи; научатся применять знания и умения в собственной речевой практике.
Сценарий урока:
1. Настрой
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
А теперь садитесь и с усердием трудитесь.
2. Актуализация знаний.Подготовка к усвоению нового материала.
Фронтальный опрос:
-какие разделы о языке вы знаете? Что они изучают?
-какой раздел науки о языке мы изучаем в настоящее время? (морфология)
-что изучает морфология?
-на какие группы можно разделить части речи?
-в чем отличие служебных частей речи от самостоятельных?
-что такое предлог?
-на какие группы можно разделить предлоги по составу? По образованию?
Рассмотритеслайд,сформулируйте задание (записать словосочетания с предлогами, объяснить ихправописание)
Благодаря поддержк… родителей
(В)следстви… (не)большой размолвкис братом
Достать подарок из(под) ёлки
(В) течени… семейного ужина
(Не)смотря на разные взгляды
Поговорить на(счёт) подарка длябабушки.
Дополнительное задание: морфологическийразбор предлога В ТЕЧЕНИЕ.
— Ребята, как выдумаете, какой общей темой можно объединить словосочетания, записанные надоске? (Семья). Нет в жизни любого человека ничего важнее, ближе идороже семьи, родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. А что такоесемья? (Ответы учеников).
Семья– это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Семья– это крепкий союз. Обратите внимание на наш эпиграф (слайд):
Узы, которые связывают твою истинную семью, не есть узы крови, ониоснованы на уважении и радости, открываемых нами в жизни друг друга. РичардБах, Иллюзии
— Ребята, как вы понимаете смысл этого высказывания?
— Что такое узы? Назовите родственные слова (узел, вязать,связанный).
-Мы с вами знаем, что морфема – наименьшая часть слова, обладающая значением. Акакое значение у приставки со- ?
-Назовите слов с этой приставкой (сочувствие, содействие, сопереживание, соавтори т.п.).
3. Усвоение и закрепление новых знаний.
Теманашего урока заключена в последней строчке стихотворения: СЛАЙД
Задача наша –соединять
В надёжные,крепкие узы.
Знать нас, ребята,должны вы на «пять»!
Нас называют — …..(союзы).
— Попробуйтеразобрать слово СОЮЗ с точки зрения этимологии? (Слово СОЮЗ пришло изстарославянского языка. Оно образовано с помощью приставки СЪ (СО, котораяобозначает СОЕДИНЕНИЕ, СБЛИЖЕНИЕ, СВЯЗЬ, например: СОдружество, Согласие,Сотворчество).
Вэто время пригласить двух учеников к доске с фонетическим и морфемным разборомслова «союз». Проверим. Согласны, ребята?
Названиеэтой части речи – союз – появилось в 17-веке. В русском языке насчитываетсяоколо 250-ти союзов. В 19-ом веке в «Толковом словаре живого великорусскогоязыка» Владимир Иванович Даль так определил значение слова СОЮЗ: «Взаимные узы,связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующаяслова». А в «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова слово СОЮЗ определенотак: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутрипредложения».
-Обратимся к таблице «ЗХУ»
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
-Какуючасть таблицы вы можете заполнить? Выполните.
-Что же вы уже на данном этапе знаете о союзах? Что хотите узнать? По ходу уроказаполняйте соответствующую колонку в таблице и составляйте кластер, сегоднякластер в виде цветка, т.к. весна на дворе.
-А каковы его основные функции? Докажите примерами. Работаем в парах. Незабудьте о том, что речь сегодня о семье. Выберете спикера для ответа.
-Рассмотрите слайд,сформулируйте задание, опираясь на предыдущее задание.
Запишитепредложения, определите функцию союзов, составьте схему.
1. В трудной ситуации со мной рядом всегда мама ипапа, брат и сестра.
[Ɵ и Ɵ, Ɵ и Ɵ].
2. Я всегда могу обратиться за советом к маме, и папасможет дать толковый совет, и старший брат не оставит в беде.
[ = — ], и [ — =], и [ — = ].
3. «Как Таня выросла! Давно ль
Я, кажется, тебя крестила?
А я так на руки брала!
А я так за уши драла.
А я так пряником кормила!» (А.С.Пушкин)
— Какие слова вывнесли в схемы? (Союзы).
— Почему в схемеотображаются именно союзы, а не предлоги или слова самостоятельных частей речи?Что соединяют союзы в данных предложениях? (В первом предложении союзсоединяет однородные члены, а во втором предложении – части сложногопредложения).
Проанализируйтезаписанное и ответьте на вопрос, являются ли эти предложения текстом? Почему вытак решили? С какой целью А.С.Пушкин употребил союз а? (Союзсоединяет предложения в единый текст).
— Исходя изпроделанной работы, определите, что такое союз как служебная часть речи. (Союз– это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частейсложного предложения, а также связывает предложения в единый текст).
Занесите эту информацию в кластер.
— Как вы думаете,какой союз является наиболее употребительным? (союз И). А как вы думаетепочему?
Ученые исследовалисоюз И, его значение, частоту употребления и обнаружили:
— слово И – одиниз самых древних союзов русского языка,
— слово И – затысячелетия – не изменило своего звучания,
— слово И – затысячелетия не изменило своего значения,
— слово И – было иостается исключительно частотным словом.
— Как выдумаете, почему? (Очевидно, все дело в значении союза И. Ведь он, по мнениюнекоторых ученых, обозначает сходство, близость, равенство, соединениепредметов при их сопоставлении. А это – общее свойство всего мира. Поэтому союзИ употребляется чаще других слов, сохраняет это важное значение и в течениетысячелетий не изменяется). А различие предметов передается с помощьюдругих союзов (а, но).
Работа с текстом(раздаточный материал). Рассмотрите слайд, сформулируйте задание.
Задание: вставитьи объяснить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, найти втексте союзы, взять их в овал, определить функцию союзов, составить схемыпредложений. Какие дополнительные вопросы вы можете задать одноклассникам,задайте.
Проверка на слайде(ученик к доске).
Наша семьяочень дружная потому что мы любим и уважаем друг друга. Если кто(то)нуждает(?)ся в помощи и поддер…ке он всегда может ра…считывать на остальных.Родители заботят(?)ся о нас а мы стараемся во всём им п…могать. А добрыетрадиц…. обер…гают сч…стье покой и благополучие в доме. Я хочу чтобы из нашегодома (н…)когда (не)ух…дило тепло с…мейного оч…га.
-Одинаковыли по смыслу предложения?
-За счет чего меняется значение предложений? (за счет союзов)
-Что же следует из этого? (союзы делятся на группы и имеют значения)
-Да,союзы имеют значения, но где же оно проявляется? (в предложении), поэтому союзывыражают отношения между однородными членами и простыми предложениями в составесложного.
-Попробуем определить эти отношения.
-Ещераз скажите, какие союзы встретились в тексте.
-Какие из этих союзов не могут употребляться при однородных членах предложениях,а какова тогда их функция?
-Ав каких отношениях находятся эти предложения? (одно противопоставлено другому,а одни подчиняются другому)
-Вспомните, как будут называться эти части сложного предложения?
-Что вы расскажите о знаках препинания в таких предложениях?
-Тогда, как будут называться союзы, которые находятся в подчинении у другихпредложений? (подчинительные)
-А как же назовем другую группу союзов? (сочинительные)
-А какова их функция?
Занесеминформацию в кластер.
-Определите в тексте вид союзов по значению и функции.
-Еще раз посмотрите на союзы. Скажите, какой союз будет лишним, если учесть егосостав? Почему? Какой вывод?
-Назовите группы союзов по их составу.
-Занесем в кластер данную информацию.
Почастоте использования союз занимает 7 место в речи. Их можно встретить как вхудожественной, так и в научно-популярной литературе. Я предлагаю Вамобъединиться в группы и сыграть в лингвистическую игру «Собери пословицу».Работаем в группе (по 4 человека). Не забудьте выбрать спикера для ответа.
1. Семьясильна, когда над ней крыша одна.
2. Вся семьявместе, так и душа на месте.
3. Не будет добра, коли в семьевражда.
4. Семья без детей, что цветокбез запаха.
5. В гостяххорошо, а дома лучше
6. В своем доме и стеныпомогают.
7. Добро по миру не рекойтечёт, а семьёй живёт.
8. В дружнойсемье и в холод тепло.
9. При солнышкетепло, а при матери добро.
10. Когда нет семьи, так и дома нет.
11. Дерево держится корнями, а человек семьей.
12. Дом согревает не печь, а любовь и согласие.