X-PDF

«Создание предметно-развивающей среды в ДОУ для дошкольников с ОВЗ»

Поделиться статьей

Учитель-логопедМБДОУ «Детский сад №2 «Искорка»                 г. о. Протвино

МаркинаОльга Владимировна

«Созданиепредметно-развивающей среды в ДОУ                                    длядошкольников   с ОВЗ»                            

 

Проблема преобразованияобразовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение иразвитие ребёнка занимает особое место в педагогических исследованиях последнихлет. При этом коррекционно-развивающей среде, как части целостной формыпедагогической деятельности, отводится большая роль в речевом и психическомразвитии детей, имеющих речевое недоразвитие. Важнейшими принципамифункционирования такой среды являются принцип научности, природосообразности,перспективной направленности, комплексного использования предметов среды,принцип оптимального насыщения. Правильно организованнаяпредметно-пространственная среда в логопедической группе создаёт возможностидля успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевомразвитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях,но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей,самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности всебе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности(Н.В.Нищева).

В нашем детском саду группакомпенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речифункционирует с сентября 2000 года. Мы постарались организовать развивающеепространство группы так, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться,наблюдать, добиваться поставленной цели. Обстановка группы позволяетпредусмотреть чередование специально организованных занятий и свободнойдеятельности детей, способствует реализации режима двигательной активности, чтопредупреждает умственное утомление, способствует здоровьесбережению. Крометого, создавая коррекционно-развивающую среду группы, мы стремились к тому,чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызываластремление к самостоятельной деятельности.

Логопедическая группа представляетсобой сказочную страну, в которой дети учатся красивой и правильнойречи. Каждый центр группы отграничен от остального пространства с помощьюмебели или воздушного зонирования и имеет своего радушного хозяина, способногомногому научить детей.

Центральным персонажем сталпозаимствованный в пособии Учим ребёнка говорить и читать С.П.Цукановой, Л.Л. Бетц весёлый инопланетный житель Юпик. Он прилетелк детям в начале учебного года и оказался в удивительной стране красивойи правильной речи. Вместе с Юпиком дети учатся правильно выговариватьзвуки родного языка, различать их на слух и в произношении, знакомятся сбуквами, овладевают навыком слитного чтения. Юпик учит детейговорить пальчиками — вместе с ним дети выполняют пальчиковуюгимнастику, способствующую развитию мелкой моторики и стимулирующую развитиеголовного мозга и речи. Руки Юпика выполнены из трикотажных перчаток. Разучиваяновую пальчиковую гимнастику, воспитатель надевает перчатки и показывает детямупражнения. Знакомую игру могут показывать сами дети.

В теремке Звукарикеживёт Кот — Говорун, который всегда рад гостям и помогает детям научитьсявыполнять сложные артикуляционные упражнения (мягкая кукла с языком -варежкой). Он — хозяин речевого уголка. Здесь дети отрабатывают правильноезвукопроизношение перед волшебным зеркалом, глядя в которое всегда улыбаются.Кот придумывает для детей новые увлекательные игры со звуками и словами:бродилки-лабиринты, сочинялки, трудноговорилки и др. В игре дети осваиваютпроизношение трудных звуков.

На этапе автоматизации звуковудобно использовать зонтики — их интересно покрутить, назвать разместившиеся наних фигурки, составить о них предложение, подуть на капельки,отработать предложные конструкции. Сами зонтики — упаковка от конфет, фигуркиподобрали педагоги и родители.

На полочке 5+5 вречевом уголке у Кота — Говоруна разместились разнообразные пособия по развитиюмелкой моторики. Многие из них изготовлены руками творческих педагогов. Здесь ицветные бусинки, и весёлые резиночки,улитка, черепашка, длинные верёвочки, и,конечно, всем известные и любимые детьми массажёры — ёжики -су-джок и экспандеры. Выкладывание нитки в спирально закрученном панциречерепашки и раковине улитки не только развивает мелкую моторику, но и помогаетвыработать у детей усидчивость и терпение. Вместо ниточки можно предложитьдетям прокатить по лабиринту бусинку — такие упражнения тоже увлекательны иполезны для детей. Любима детьми игра Золушка, в которой нужноразложить в двё ёмкости горох и фасоль. Увлекает малышей пособие Накормипоросёнка — в маленькое отверстие дети просовывают сухие макароны ипоросёнок доволен! Несложно изготовить сухой пальчиковый бассейн: возьмитетазик или широкое ведёрко и наполните его горохом, фасолью и т.д. В бассейнепрячутся игрушки, ответы на загадки, картинки — всё, что захочетпедагог. Если бассейн наполнить пуговицами, то кроме развития мелкой моторикиможно учиться счёту, сравнению по величине, форме (зрительное восприятие),развивать тактильные ощущения.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Дыхательные упражнения улучшаютритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, элиминируютмногие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы и т.д.(А.Л.Сиротюк). Обучая детей длительному плавному выдоху, мы оборудовали в речевомуголке полочку Дуй, ветерок. Здесь доступно для детей разместилисьдыхательные тренажёры, также изготовленные руками взрослых:Телевизор, Кот — Обжора, Бабочки,Цветные кружочки. Очень любят дети пускать кораблики в тазике сводой, играть в Футбол, выдувать морозные картинки изтрубочки. В вечернее время дети организуют оркестр — каждый пузырёк звучитпо-разному.

Все дети любят киндер-сюрпризы иприносят в детский сад игрушки, найденные внутри шоколадных яиц. Оказалось, чтои эти игрушки можно использовать с пользой: отрабатывать слоговую структуруслова и совершенствовать счётные навыки: один голубенький бегемотик, дваголубеньких бегемотика, три голубеньких бегемотика:, десять голубенькихбегемотиков. В группе собралась целая коллекция таких игрушек. Дети судовольствием рассказывают об игрушках, которые они принесли, сочиняют весёлыеи поучительные истории, строят города и жилища для своих персонажей.

Учебный центр оборудован магнитнойдоской, разрезной азбукой и Чудо деревом, на котором живёт умныйФилин. Умный Филин приносит детям картинки, ребусы, загадки, помогает усвоитьсложную грамматику родного языка и обогатить словарный запас. Здесь интереснопроходят организованные занятия. Каждый ребёнок получает возможностьпрактически действовать с учебным материалом: на наборном полотне выложить избукв слово или предложение, распределить по вагончикам слова.

Поупражняться в составлении словможно прямо на мягком диванчике — там разместились яркие подушки срассыпанными словами. Кто составит самое длинное слово, получаетзначок.

Запомнить зрительный образ буквпомогает сенсорная азбука, которую с любовью смастериливоспитатели. На буквы, вырезанные из линолеума наклеены различные материалы -крупы, бумага разной фактуры, фольга, ткани, мех, флористические жучки и т.д.

Ведущее место в комплексном подходек коррекции речевых нарушений многие исследователи (Р.Е.Левина, Г.А.Никишина,Г.А.Каше и др.) отводят формированию фонематического слуха и восприятия, т.е.способности воспринимать и различать звуки речи. Высшая степень фонематическогослуха и восприятия — звуковой анализ: способность установить, какие звукислышны в слове, определить порядок их следования и количество. У детей снарушениями речи усвоение такого материала вызывает значительные трудности.Поэтому педагоги ищут новые дидактические пособия, способные повысить интерес кзанятиям и облегчить понимание детьми нового материала. Для определения наличияи местоположения звука в слове на стене расположилась Цветочнаяполяна. На лепестках речецветиков дети размещают картинки, вназвании которых есть изучаемый звук. Постепенно цветочная поляна накапливаетсловарик-звукарик. Цвет буквы на лепестке обозначает акустическиехарактеристики звуков: гласный — красный, синий — твёрдый согласный, зелёный -мягкий согласный. Сложность изучения звуков обусловлена некоторойабстрактностью материала. Восприятие звука возможно только пока он звучит, азначит кратковременно. Человечки звуковички, изготовленные изконтейнеров от киндер-сюрпризов, помогают материализовать звуки. Вигре с самодельными куколками у детей включаются все анализаторы -тактильный, слуховой, зрительный, двигательный. Звуковички различаются цветом(в зависимости от обозначаемого звука), головки изготовлены из разных материалов:если звук твёрдый — головка из твёрдого шарика от пирамидки, если звук мягкий -головка из ниток, мягкая на ощупь. Звонкий звуковичёк звенит — внутри негоспрятаны металлические гайки. Звуковички должны отыскать свою комнатку в домике- слове, выстроиться в порядке расположения звуков.

В центре художественно -эстетического и креативного развития размещены музыкальные инструменты,сказочные персонажи, выполненные из различных материалов для всех видов театра- от настольного и плоскостного, до пальчикового и кукол би-ба-бо.С помощью героев русских народных сказок, знакомых детям с раннего возраста,педагоги легко преодолевают речевой негативизм у детей с моторной алалией,удерживают внимание гиперактивных детей. Дети с удовольствием играют в театр.Игра помогает развивать просодические компоненты речи — интонацию, дикцию,голосовую функцию; развивают уверенность в себе, коммуникабельность. Здесь жеразмещены материалы для изобразительной деятельности — рисования, лепки,аппликации. Главный персонаж центра меняется в зависимости от изучаемойлексической темы. Например, при изучении лексического блока Дом. КомнатыМебель. Посуда хозяевами уголка становятся 3 медведя. Вспоминая знакомуюсказку, дети описывают комнату каждого героя, мебель, посуду в комнатах, рисуютеё, изображают повадки животных. Это помогает актуализировать словарь,накопленный на занятиях, совершенствовать связную речь детей, упражнять вправильном употреблении грамматических форм языка.

Как известно, моторика глазявляется неотъемлемым компонентом всех видов познавательной деятельности, ипрежде всего — учебной (А.Л.Сиротюк). И.М.Сеченов обратил внимание на то, чтоформирование высших психических процессов базируется на материальной основе -элементарном зрительно-моторном акте. Следовательно, для полноценногопсихического развития детей требуется пространственно-поисковая активностьорганов зрения. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространствозрительного восприятия (А.Л.Сиротюк). Для проведения глазодвигательной гимнастикив группе нарисованы схемы зрительно-двигательных траекторий. Подорожкам бегут различные зверюшки, дети должны проследить глазами,помочь сказочному персонажу добежать до конца дорожки. Когда детиосваивают плавное движение глазами с опорой на линию схемы, им предлагаетсярисовать глазами воображаемые фигуры без зрительной опоры. Такиеупражнения тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, снимают умственноеутомление, способствуют развитию зрительного восприятия, улучшают циркуляциювнутриглазной жидкости, тренируют способность глаза фокусировать.

Большой ковёр позволяет прямо вгрупповом помещении выполнять телесные упражнения для развития координациидвижений, растяжки для нормализации мышечного тонуса, проводить упражнения нарелаксацию и подвижные физминутки во время занятий, предупреждающие утомлениедетей.

Т.О. в коррекционно-развивающейсреде логопедической группы созданы все условия для сознательно-регулируемойдеятельности детей, которая несёт в себе направленность коррекционного воздействияна речевое и психическое развитие, предусматривая их взаимодействие.Практическая значимость такого подхода к организации развивающего пространствасостоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребёнкуповышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшениюкачества и прочности результатов работы.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет