Создание системы психолого-педагогического сопровождения детей сограниченными возможностями здоровья
Умерова Тамила Русмамбетовна логопед МБДОУ№1 «Ручеек»
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Оглавление
1. Актуальность ипрактическая значимость программы.
2. Концептуальныймодуль. Цели и задачи программы.
3. Взаимосвязанныемодули:
1. Диагностическиймодуль
А) Медицинская диагностика
Б) Психолого-педагогическая
В) Социально-педагогическая
1. Коррекционно-развивающиймодуль
А) Психолого-педагогическаяработа
Б) Лечебно-профилактическая
3.3 Консультативный модуль
А) Консультированиепедагогов
Б) Консультированиеродителей
В) Консультирование учащихся
3.4. Информационно –просветительский модуль
4. Механизмы реализациипрограммы
А) Комплексность
Б) Многоаспектныйанализ
В) Составлениекомплексных индивидуальных программ
Г) Социальное партнерство
5. Требования кусловиям реализации программы
5.1 Психолого-педагогическоеобеспечение
5.2. Программно-методическоеобеспечение
5.3. Кадровое обеспечение
5.4. Материально-техническоеобеспечение
5.5. Информационноеобеспечение
6. Выводы
Литература
Актуальность — в связи спринятой Государственной программой «Доступная среда» 2011-2015 гг. возникланеобходимость создавать в общеобразовательных учреждениях условия для обучениядетей с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость -программа коррекционной работы направлена на создание системы комплекснойпомощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основнойобразовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатковв физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
2. Концептуальный модуль
Программа коррекционнойработы направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченнымивозможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начальногообщего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическомразвитии обучающихся, их социальную адаптацию.
В основе коррекционнойработы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации опроблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения иразработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основнымипринципами содержания программы коррекционной работы в образовательномучреждении являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность;вариативность и рекомендательный характер.
Организационно-управленческойформой коррекционного сопровождения является медико – психолого –педагогический консилиум. Его главная задача: защита прав интересов ребенка;диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих вниманияспециалистов; консультирование всех участников образовательного процесса.
Цель: созданиесистемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченнымивозможностями здоровья, детей-инвалидов, детей с особыми образовательнымипотребностями.
Задачи:
· своевременноевыявление детей с трудностями в обучении, обусловленными ограниченными возможностямиздоровья;
· определениеособых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностямиздоровья, детей-инвалидов;
· созданиеусловий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровьяосновной образовательной программы начального общего образования и ихинтеграции в образовательном учреждении;
· осуществлениеиндивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям сограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или)физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии срекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
· разработкаи реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или)групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или)психическом развитии;
· обеспечениевозможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программами получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
· реализациясистемы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностямиздоровья и формирования здорового образа жизни;
· оказаниеконсультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детейс ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другимвопросам.
3. Программакоррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себявзаимосвязанные модули (направления). Данные модули отражают её основноесодержание:
· диагностическая работа обеспечиваетсвоевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья,проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказаниюим психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательногоучреждения;
· коррекционно-развивающая работа обеспечиваетсвоевременную специализированную помощь в освоении содержания образования икоррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей сограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательногоучреждения; способствует формированию универсальных учебных действийобучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
· консультативная работа обеспечиваетнепрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностямиздоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированныхпсихолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития исоциализации обучающихся;
· информационно-просветительская работа направлена наразъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностямиобразовательного процесса для данной категории детей, со всеми участникамиобразовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющиминедостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическимиработниками.
3.1 Диагностический модуль
Цель: выявлениехарактера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченнымивозможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовкурекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Задачи
(направлениядеятельности
Планируемые результаты |
Виды и формы деятельности |
Сроки (периодичность в течение года) |
Ответственные |
|
Медицинская диагностика |
||||
Определить состояние физического и психического здоровья детей. |
Выявление состояния физического и психического здоровья детей. |
Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями, наблюдение классного руководителя, анализ работ обучающихся |
сентябрь |
Классный руководитель Медицинский работник |
Психолого-педагогическая диагностика |
||||
Первичная диагностика для выявления группы «риска» |
Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи
Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ |
Наблюдение, логопедическое и психологическое обследование; анкетирование родителей, беседы с педагогами |
сентябрь |
Классный руководитель Педагог-психолог Учитель-логопед |
Углубленная диагностика детей с ОВЗ, детей-инвалидов |
Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических портретов детей |
Диагностирование. Заполнение диагностических документов специалистами (Речевой карты, протокола обследования) |
сентябрь |
Педагог-психолог Учитель-логопед |
Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении. Выявить резервные возможности |
Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося |
Разработка коррекционной программы |
До 10.10 |
Педагог-психолог Учитель-логопед |
Социально – педагогическая диагностика |
||||
Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой и личностной сферы; уровень знаний по предметам
|
Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам. Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.) |
Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики. |
Сентябрь — октябрь |
Классный руководитель Педагог-психолог Социальный педагог Учитель-предметник |
3.2. Коррекционно-развивающий модуль
Цель: обеспечениесвоевременной специализированной помощи в освоении содержания образования икоррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей сограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Задачи направлениядеятельности
Планируемые результаты. |
Виды и формы деятельности, мероприятия. |
Сроки (периодичность в течение года) |
Ответственные |
|
Психолого-педагогическая работа |
||||
Обеспечить педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов |
Планы, программы |
Разработать индивидуальную программу по предмету. Разработать воспитательную программу работы с классом и индивидуальную воспитательную программу для детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Разработать план работы с родителями по формированию толерантных отношений между участниками инклюзивного образовательного процесса. Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника. |
сентябрь |
Учитель-предметник, классный руководитель, социальный педагог |
Обеспечить психологическое и логопедическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов |
Позитивная динамика развиваемых параметров |
1.Формирование групп для коррекционной работы. Представленная информация была полезной? ДА 60.9% НЕТ 39.1% Проголосовало: 1537 2.Составление расписания занятий. 3. Проведение коррекционных занятий. 4. Отслеживание динамики развития ребенка |
До 10.10
10.10-15.05 |
Педагог-психолог Учитель-логопед |
Лечебно – профилактическая работа |
||||
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов
|
Разработка рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с детьми с ОВЗ. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни. Реализация профилактических образовательных программ (например, «Все цвета кроме черного» и другие). |
В течение года |
Медицинский работник |
3.3. Консультативный модуль
Цель: обеспечениенепрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченнымивозможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированныхпсихолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития исоциализации обучающихся
Задачи (направления)деятельности
Планируемые результаты. |
Виды и формы деятельности, мероприятия. |
Сроки (периодичность в течение года) |
Ответственные |
|
Консультирование педагогических работников по вопросам инклюзивного образования |
1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. 2. Разработка плана консультивной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы |
Индивидуальные, групповые, тематические консультации |
По отдельному плану-графику |
Специалисты ПМПК Учитель – логопед Педагог – психолог Учитель – дефектолог Социальный педагог Заместитель директора по НМР |
Консультирование обучающихся по выявленных проблемам, оказание превентивной помощи |
1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. 2. Разработка плана консультивной работы с ребенком |
Индивидуальные, групповые, тематические консультации |
По отдельному плану-графику |
Специалисты ПМПК Учитель – логопед Педагог – психолог Учитель – дефектолог Социальный педагог Заместитель директора по НМР |
Консультирование родителей по вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии воспитания, психолого-физиологическим особенностям детей |
1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. 2. Разработка плана консультивной работы с родителями |
Индивидуальные, групповые, тематические консультации |
По отдельному плану-графику |
Специалисты ПМПК Учитель – логопед Педагог – психолог Учитель – дефектолог Социальный педагог Заместитель директора по НМР |
3.4. Информационно – просветительский модуль
Цель: организацияинформационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образованиясо всеми участниками образовательного процесса
Задачи (направления)деятельности
Планируемые результаты. |
Виды и формы деятельности, мероприятия. |
Сроки (периодичность в течение года) |
Ответственные |
|
Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам |
Организация работы семинаров, тренингов, Клуба и др. по вопросам инклюзивного образования |
Информационные мероприятия |
По отдельному плану-графику |
Специалисты ПМПК Учитель – логопед Педагог – психолог Учитель – дефектолог Социальный педагог Заместитель директора по НМР другие организации |
Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей |
Организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного образования |
Информационные мероприятия |
По отдельному плану-графику
|
Специалисты ПМПК Учитель – логопед Педагог – психолог Учитель – дефектолог Социальный педагог Заместитель директора по НМР другие организации |
4. Механизм реализации программы
Однимиз основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимальновыстроенноевзаимодействие специалистов образовательного учреждения,обеспечивающее системное сопровождение детей с умеренно ограниченнымивозможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательномпроцессе. Такое взаимодействие включает:
— комплексностьв определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированнойпомощи специалистов разного профиля;
— многоаспектныйанализ личностного и познавательного развития ребёнка;
— составлениекомплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельныхсторон учебно-познавательной, эмоциональной-волевой сфер ребёнка.
Консолидацияусилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины,социальной работы позволит обеспечить систему комплексногопсихолого медикопедагогического сопровождения и эффективно решать проблемыребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы организованноговзаимодействия специалистов на современном этапе — это консилиумы и службысопровождения образовательного учреждения, которые предоставляютмногопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а такжеобразовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией,обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с умеренно ограниченнымивозможностями здоровья.
Вкачестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство,которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательногоучреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств,общественными организациями и другими институтами общества). Социальноепартнёрство включает:
— сотрудничествос учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственностиобучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей сумеренно ограниченными возможностями здоровья;
— сотрудничествос негосударственными структурами (общественными объединениями инвалидов);
— сотрудничествос родительской общественностью.
5. Требования к условиям реализации программы
Психолого-педагогическоеобеспечение:
— обеспечениедифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативныеформы получения образования и специализированной помощи) в соответствии срекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии;
— обеспечениепсихолого-педагогических условий (коррекционная направленностьучебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка;соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современныхпедагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных дляоптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности,доступности);
— обеспечениеспециализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения,ориентированных на образовательные потребности обучающихся с умеренноограниченными возможностями здоровья, направленных на решение задач развитияребёнка; использование специальных методов, приёмов, средств обучения,образовательных и коррекционных программ, ориентированных на образовательныепотребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётомспецифики развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося,осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
— обеспечениездоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укреплениефизического и психического здоровья, профилактика физических, умственных ипсихологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиеническихправил и норм);
— обеспечениеучастия детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья, вместе снормально развивающимися детьми впроведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительныхи иных досуговых мероприятий;
Программно методическоеобеспечение
Впроцессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованыкоррекционно развивающие программы, диагностический икоррекционно-развивающий
инструментарий,необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя,педагога-психолога, учителя-логопеда.
Кадровоеобеспечение
Важныммоментом реализации программы коррекционной работы является кадровоеобеспечение. Коррекционная работа осуществляться специалистами соответствующейквалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшимиобязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамкахобозначенной темы.
Сцелью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровьяосновной образовательной программы начального общего образования, коррекции ихразвития необходимо ввести в штатное расписание общеобразовательного учрежденияставки педагогических (учителя дефектологи, учителя логопеды,педагоги психологи, социальные педагоги и др.) и медицинских работников. Уровеньквалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемойдолжности должен соответствовать квалификационным характеристикам посоответствующей должности.
Необходимообеспечить на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышениеквалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решениемвопросов образования детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья. Педагогическиеработники образовательного учреждения должны иметь чёткое представление обособенностях психического и (или) физического развития детей с умеренноограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организацииобразовательного и процесса адаптации.
Материально техническоеобеспечение
Созданиинадлежащей материально технической базы, позволит обеспечить адаптивную икоррекционно развивающую среды образовательного учреждения, в том числе надлежащиематериально технические условия, обеспечивающие возможность длябеспрепятственного доступа детей с недостатками физического развития в здание ипомещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения вучреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованныеучебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинскоеоборудование, а также оборудование и технические средства обучения.
Информационноеобеспечение
Необходимымусловием реализации программы является создание информационной образовательнойсреды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющихтрудности в передвижении, с использованием современныхинформационно коммуникационных технологий.
Обязательным являетсясоздание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья,родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации,к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методическихпособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядныхпособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Выводы:
Предлагаемая намикоррекционная программа – это система сопровождения детей с ограниченнымивозможностями здоровья, которая охватывает все аспекты, связанные с нахождениемребенка с ОВЗ в учебном учреждении.
Цель, поставленная присоздании программы достигнута. Реализация предложенной программы коррекционнойработы направлена на создание необходимой комплексной помощи детям сограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательнойпрограммы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и(или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Литература:
1. Малофеев Н.Н.Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательнымипотребностями в условиях интегрированного обучения/ Дефектология, № 5, 2005.
2. Малофеев Н.Н.«Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна» // Альманах ИКП РАО,№11/2007, Электронная версия).
3. Назарова Н.М.Закономерности развития интеграции как социального и педагогического феномена//Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы.-М., 1996.
4. Назарова Н.М. Истокиинтеграции: уроки для будущего // В сб.: «Ребенок в современном мире» СПб,2008.
5. Специальнаяпедагогика в 3-х томах. Том I.: Назарова Н.М., Пенин Г.Н. История специальнойпедагогики.- М., 2007.
6. Фуряева Т.В.Педагогика интеграции за рубежом. — Монография.- Красноярск, 2005.
7. Дианова, В.И.Проблемы интегрированного обучения и предпосылки их решения: (из опыта работыпилотных площадок интегрированного образования детей с ограниченнымивозможностями здоровья в Краснодарском крае) / В.И. Дианова // Воспитание иобучение детей с нарушениями развития. – 2010. – № 4. – С. 19-24.
8. . Дорохова, Е.С.Организация инклюзивного образования в системе ДОД / Е.С. Дорохова //Дополнительное образование и воспитание. – 2010. – № 1. – С. 27-33.
9. Единая концепцияспециального федерального государственного стандарта для детей с ограниченнымивозможностями здоровья: основные положения / Н.Н. Малофеев [и др.] //Дефектология. – 2010. – № 1. – С. 6-22.
