Тема статьи: «Специфика и проблема дополнительного образования в областихореографии.»
Возраст детей от 5 лет
Подготовила:
Педагог дополнительного образования
Сафонова И. И.
Специфика и проблема дополнительного образования вобласти хореографии.
Хореография — искусство синтетическое, в неймузыка живёт в движении, приобретает осязательную форму, а движения как быстановятся слышимыми. В «век гиподинамии», когда дети проводят большоеколичество времени сидя за партой, за компьютером или просто у телеэкрана,занятия хореографией становятся особенно актуальными.
Во-первых, танец — это движение, которое развиваетфизическую силу, выносливость, ловкость, формирует фигуру.
Во-вторых — искусство, развивающее художественноевоображение, ассоциативную память, творческие способности.
Хореография является дополнительным резервомдвигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышенияработоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а следовательно,одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности.
Танец всегда играл особую роль в культуре каждого народа. Танец сопровождалчеловека всегда. В разные эпохи он являлся частью культуры, религии,воспитания, становился профессией, терапией, развлечением, спортом, искусством.Танцевали короли и простолюдины, аристократы и обитатели рабочих районов. Наданный момент хореографическое искусство – массовое искусство доступное всем.
Хореография входит в программы дополнительного образования детей и подростков.Занятия хореографией способствуют развитию кругозора, формируют определенныеэстетические принципы и ценности, а также позитивные физиологические показателичеловека: физическое здоровье и выносливость, гармоничное телосложение. Занятиеребёнка танцем – это приобщение к мировому культурному наследию, привитие любвик хореографическому искусству.
На данный момент особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщениюдетей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укреплениепсихического и физического здоровья. Получение общего эстетического, моральногои физического развития. У детей при занятии хореографией формируетсяопределенная нравственная культура; вырабатывается социальная адаптация,помогающая им преодолевать сложные жизненные ситуации; формируется выраженноежелание и умение самостоятельного образовательного, творческого и духовногоразвития; формируется готовность к обучению в вузах и техникумах (не толькотворческой направленности) за счёт повышенной работоспособности,конкурентоспособности; формируется умение терпимо относится к любым видамискусства, в том числе и к национальному.
На данный момент хореография является достаточно перспективным направлением вискусстве. Хореографическое образование можно получить в учреждениях высшего исреднего специального образования, а также в системе дополнительногообразования. К формированиям в системе дополнительного образования в областихореографии относятся студии и кружки при школах искусств.
Современная система дополнительного образования отличается постоянной,динамично развивающейся направленностью
на потребности и интересы общества, инновационные разработки. В современныхусловиях большое значение приобретает образ всесторонней гармонично развитойличности, возведение человека к нормам духовности и морально-нравственнымидеалам, образцам эстетичной направленности, где место культурного воспитанияимеет огромное значение, так как всесторонне развитый индивид способен статьхорошим специалистом в любой отрасли.
Раскрыть потенциал ребенка, комплексно организовать процесс обучения,систематизировать полученные знания в конечный продукт умения-навыки – основныезадачи педагога. Но в последнее время, недостаточно простого взаимодействия врамках схемы «педагог-воспитанник». Необходимо полное всестороннее погружениене только в педагогический процесс, но и в полноценное общение, контакт ребенкаи взрослого, анализ привычного окружения и естественного поведения воспитанникав нем.
Большое значение в воспитательном процессе в системе дополнительногообразования в области хореографического искусства имеет мотивация ребенка нахорошую, продуктивную работу, и, как следствие, получение желаемого результата.
Мотивационный фактор для каждого ребенка свой. В то время, как одногозаинтересует сам процесс, другой будет ориентирован на конечный результат,третьего же подстегивает «соревновательный» момент внутри группы.
Задача педагога – определить те субъекты, которые влияют на мотивационнуюактивность обучающегося в области хореографического искусства.
Дальнейшая педагогическая деятельность при работе с детьми в системедополнительного образования в области хореографического искусства должнастроиться на основании выводов, полученных вследствие изучения особенностейличности каждого ребенка. Данные результаты позволяют педагогу выбрать исоответствующую структуру занятия для конкретных групп и каждого ребенка вчастности:
— урок-игра;
— урок-конкурс;
— урок-лекция;
— урок-практика;
— комбинированныйурок.
Огромное значение в работе педагога дополнительного образования в областихореографического искусства играет вовлечение родителей и опекунов в учебныйпроцесс детей. Эмоциональная подготовка взрослых людей к возможным вариантамразвития подросткового образования не просто необходима, скорее обязательна,ведь несоответствие ожидания родителей конечным результатам воспитательнойдеятельности – явление довольно распространенное. Педагог дополнительногообразования в области хореографического искусства должен максимально приблизитьрезультат обучения воспитанника к требованиям их родителей, в тоже время еслиданное уравнение невозможно свести к максимально благоприятному результату, сгладитьреакцию взрослого человека на конечный результат образовательной программы.
Вовлечение ребенка в творческую среду способствует укреплению личностнойпозиции, дает свободу выбора в принятии решений, полностью реализует скрытыйпотенциал и совокупность возможностей.
В настоящее время необходимо обратить внимание на уровень подготовки педагоговдополнительного образования в области хореографического искусства.
Разработка долгосрочной стратегии связана с определением методологических и теоретическихоснов педагогической системы данного типа, выработкой достаточно универсальноймодели решения этой задачи.
При этом уровень подготовки к профессиональной деятельности может бытьсущественно повышен, если:
— созданы,аргументированы и поняты педагогическими кадрами методологические итеоретические основы системы дополнительного образования в областихореографического искусства;
— готовыеметодологические и теоретические основы педагогического процесса обеспечиваютего индивидуальную ориентацию, учитывают логику системы дополнительногообразования в области хореографического искусства, совместно с воспитательнымицелями;
— процесс образованияв системе дополнительного образования в области хореографического искусстваприведен в соответствие с закономерностями и тенденциями современного общества;
— система обученияпредусматривает вектор на решение профессионально-ориентированных задач наоснове использования педагогических средств, методов, принципов, приемов иопирается на логику системы дополнительного образования в областихореографического искусства.
Педагог дополнительного образования в области хореографического искусствадолжен стремиться к активности, к саморазвитию, самосовершенствованию,динамичности, умению добиваться успеха, быть широко образованный,профессионально подготовленный, творческий, способный решать сложныепрофессиональные задачи в быстро изменяющихся условиях, смело приниматьноваторские решения и проводить их в жизнь на протяжении всей жизни.
Реализация педагогического процесса поставит педагога дополнительногообразования в области хореографического искусства перед необходимостью овладетьинновационными, дополнительными профессиональными качествами:психолого-педагогического профиля, разнопланового хореографа (современному,классическому, народно-сценическому, бальному танцу). Специфика проявленияобусловлена широкой эрудированностью педагога-воспитателя, внутреннейсобранностью, готовностью к экспромту и импровизации, построениюучебно-воспитательного процесса, убедительного, на высоком уровне наглядногопоказа и способностью творчески развивать познавательные эстетическиепотребности в обучении искусству танца.
Перспективный, всеохватывающий, многоуровневый образовательный процессвоспитания и обучения предполагает владение педагога навыками комбинирования,составления, разработки многообразия возможностей проведения программы,особенностей хореографической направленности, возможности научить воспитанника.Для этого они должны обладать такими профессиональными качествами личности,как:
— собственноевидение;
— эстетический вкус;
— разносторонность,обширный кругозор;
— фантазия при работес музыкальным материалом, ритмичность;
— приятная внешность;
— большие творческиеамбиции;
— владение актерскиммастерством;
— интуиция;
— коммуникативныенавыки.
Выделенные профессиональные качества личности педагога дополнительногообразования в области хореографического искусства выражают идею приоритетностисвободной формы сотрудничества педагога и воспитанника, перспективность формработы, обмен культурными и профессиональными ценностями не только опытногохореографа и подростка, но и самих подростков между собой. Содержаниеобразования в области хореографического искусства должно быть ориентировано наобеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации.
Занятия танцами – это не просто досуг, и это прекрасно понимают те, кто идетчерез этот нелёгкий, но очень интересный путь. Любой опытный танцор ипреподаватель понимает, что без многократного повторения и тренировки телатрудно рассчитывать на большой прогресс в танце. Занятия школьников, уставшихпосле уроков, танцами оказываются не только развлечением, но и ещё одним,дополнительным видом деятельности, где необходимо старание, упорство, усилиенад собой.
Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенностьмногообразием приёмов, методов и форм могут обеспечить эффективность обучения.Уроки не должны быть одинаковыми, тем более в дополнительном образовании!Однообразие всегда утомляет.
Важно найти подход к каждому ребенку, завоевать симпатии детей, разглядеть вкаждом только ему присущие качества. Главная наша задача – не только дать детямзнания, умения, навыки, но создать условия для свободного владения ими, ихтворческого использования.