X-PDF

«Специфика работы концертмейстера в классе медных духовых инструментов»

Поделиться статьей

Муниципальноеавтономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств с. Зирган»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

 

«Специфика работы концертмейстера

в классе медных духовых инструментов»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

                                                                                     Выполнила: Габбасова Р.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Зирган — 2023

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессия концертмейстера незаменима для профессиональных музыкантов –вокалистов, струнников, духовиков, хоровых коллективов. Концертмейстернеобходим на каждой стадии работы музыкантов – от выбора программы и выборапроизведения до исполнения на сцене. Особенно ответственна и важна рольконцертмейстера при работе с учениками детских музыкальных школ и школискусств.

Для работы концертмейстером пианист должен обладать некоторыминеобходимыми навыками и умениями. Прежде всего, он должен хорошо владетьинструментом, быть техничным и артистичным. Неотъемлемым умением являетсячтение с листа, поскольку иногда нет времени для долгого разучивания программы.При исполнении произведения без предварительного проигрывания концертмейстерунужно увидеть фразировку солиста, выявить характер и стиль, выполнить авторскиеуказания, темповые изменения.

В работе с инструменталистами необходимо знание правил оркестровки,особенностей игры на инструментах симфонического оркестра; наличие тембральногослуха; умение играть клавиры (концертов), умение перекладывать неудобные эпизодыв фортепианной фактуре в клавирах, не нарушая замысла композитора.

 Кроме технических навыков концертмейстер должен знать  историюмузыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы верноотразить стиль и образный строй произведений. Кроме того, необходимо накопитьбольшой музыкальный репертуар, чтобы почувствовать музыку различных стилей. Дажеесли впоследствии концертмейстер будет ограничен узкой сферой аккомпаниаторскойдеятельности, ему всегда будут встречаться в какой-то мере элементы другихжанров.  

Специфика игры пианиста-концертмейстера состоит в том, что он является несолистом, а  одним из участников музыкального действия, причем, участникомвтороплановым. Пианисту-солисту предоставлена полная свобода выявлениятворческой индивидуальности. Концертмейстеру же приходится приспосабливать своевидение музыки к исполнительской манере солиста. Взаимодействие концертмейстераи исполнителя на другом музыкальном инструменте строится на законах ансамблевыхсоотношений. Работа концертмейстера не ограничивается только рамкамиаккомпанемента. Грузинский и российский пианист, педагог и концертмейстер ВажаЧачава так говорит о концертмейстере-пианисте: «…это и солист, и равноправныйпартнер, и аккомпаниатор. Это триединство и составляет суть концертмейстерскогоискусства». Солист и концертмейстер являются равноправными участникамиансамбля, который предусматривает слаженность игры солиста и аккомпаниатора:единство штрихов, динамических оттенков, звуковой баланс между инструментами.

Важным навыком для концертмейстера класса духовых инструментов являетсяумение транспонировать произведения в другие тональности. Так, транспонированиенеобходимо при переложении произведений для разных инструментов:саксофона-альта, кларнета, саксофона-сопрано и т.д. При исполнении произведенияв транспорте необходимо мысленно воспроизвести пьесу в другой тональности,поскольку в процессе игры с листа нет на это времени. Поэтому огромное значениеприобретает умение аккомпаниатора мгновенно определять тип аккорда, егоразрешение, интервал мелодического скачка и т.д.

Необходимо отметить количество духовых инструментов и их разновидности.Они подразделяются на деревянные (блокфлейта, флейта, кларнет, гобой, саксофон,фагот) и медные (труба, корнет, валторна, тромбон, туба). Каждый изинструментов отличается строением, особенностями звукоизвлечения, спецификойисполнения. Все это необходимо знать и учитывать концертмейстеру приаккомпанементе.

В работе с пьесами для духовых инструментах концертмейстер должен знатьпроизводные моменты звукообразования на этих инструментах, такие какартикуляция, атака, штрих. Атакой принято называть самое началозвукоизвлечения. Она занимает незначительную для слуха почти неуловимую частьдлительности — порядка сотых долей секунды. При аккомпанементе духовыминструментам нужно слышать также моменты взятия дыхания. Особое вниманиеследует обратить на ауфтакты, моменты взятия дыхания солистом, точное ощущениетемпа. Динамика фортепиано в ансамбле с каждым инструментом отличается большейили меньшей насыщенностью и плотностью. Например, аккомпанируя саксофонисту,фортепианную партию следует исполнять ярче, чем для блокфлейты. Хорошийконцертмейстер, работающий с учеником музыкальной школы,  должен учитывать егообщемузыкальное развитие и технические возможности. С «неярким» солистом емуследует исполнять вступления выразительно, но соизмеряя свою игру со звуковымии эмоциональными возможностями ученика.  

 

Рассмотрим некоторые особенности работы концертмейстера с меднымидуховыми инструментами. В эту группу входят корнет, труба, альт, тенор,баритон, валторна, тромбон, туба. При игре на медных инструментах дыханиеподается через мудштук, размер для каждого инструмента свой.

Корнетили корнет-а-пистон— духовой медный музыкальный инструмент, напоминающийтрубу, но имеющий более широкую и короткую трубку и снабжённый не вентилями, апистонами. Корнет — обычный участник духового оркестра, где исполняетмелодический голос. В XIX веке корнеты часто вводились в оркестр наряду струбами. Несмотря на то, что трубы уже были хроматическими инструментами,композиторы редко доверяли им сольные и виртуозные эпизоды. Считалось, чтокорнет обладает большими виртуозными возможностями и более мягким тембром, чемтруба. Диапазон действительного звучания корнета совпадает с диапазоном трубы —от ми малой октавы до до третьей октавы. Применяется в строях си-бемоль (in B)и ля (in A), ноты пишутся обычно без ключевых знаков, на тон или полтора (взависимости от строя) выше действительного звучания. «Область выразительнойигры» это средний регистр. В нижнем регистре корнет звучит тускловато и менеегибко в техническом и динамическом отношении. Втехническом отношении корнету доступны всевозможные построения виртуозногосклада, диатонические и хроматические гаммамы, трели, скачки, быстроповторяющимися нотами и любые мелодические обороты, рассчитанные на техническуюбеглость и блеск. Со временем корнет был вытеснен трубой. В настоящее время онявляется больше учебным инструментом, служащим для подготовительного этапа переходана трубу. Концертмейстеру следует учитывать яркий, иногда в исполнении ученика,кричащий звук корнета. Поэтому актуальным будет яркий, выразительный, четкийаккомпанемент. Ученикам непросто дается извлечение певучего, кантиленногозвучания из-за самого характера звука трубы. При исполнении стаккато пассажейили репетиций, языком ударяется каждая нота. Из-за несовершенства аппаратаученика, могут возникать неровности темпа, замедления, вялость исполнения. Всвоей работе концертмейстеру следует это учитывать и помогать солисту.

Следующая группа инструментов – это саксгорны,медные духовые музыкальные инструменты с широкой мензурой. В эту группу входят:альт, тенор, баритон, бас.

Альт — самый высокий из овальных медныхинструментов с широкой мензурой. Его лучший по полноте и экспрессии звучаниясредний регистр наиболее приспособлен для проведения плавных распевных мелодийи мелодий подвижного характера, а ясность и четкость извлечения звука в этом жерегистре способствует ритмической отчетливости исполнения мелодических исопровождающих голосов. Диапазон альта — от ля большой октавы — ми-бемольвторой. Аккомпанируя альту, концертмейстеру следует помнить, что этотинструмент обладает достаточно тусклым и невыразительным звуком. Поэтому нужносоизмерять звучание аккомпанемента с солирующей партией. Кроме того, учащиесямузыкальных школ по классу альта часто исполняют трубный репертуар, посколькуинструменты группы саксгорнов не являются сольными, а используются воркестрах.  Поэтому партию аккомпанемента приходится транспонировать (на квартувверх), это умение концертмейстера в данном случае важно.

Почти все выше сказанное об альте можно отнести и к тенору.Инструмент выделяется ровностью тона — полного, мягкого — на протяжении большейчасти диапазона. Лучшим же, наиболее выразительным и технически гибким являетсясредний регистр, нередко пополняемый близлежащими звуками высокого регистра.

А вот баритон обладает насыщенностью, певучестью,теплотой и экспрессивностью общего звучания. Прекрасные тембровые и динамическиесвойства баритона, сохраняемые на протяжении почти всего диапазона, особенноотчетливо проявляются в «области выразительной игры». Отсюда, очевидно, ипроизошло его наименование «еуфониум», что означает «хорошо звучащий».Технические возможности баритона не уступают возможности тенора и другихинструментов основной группы. Однако некоторая вязкость и тяжеловесность егозвучания, особенно заметная в нижнем регистре, не позволяет исполнять подвижныеголоса с такой легкостью и отчетливостью, которые свойственны, например,корнету. Поэтому аккомпанируя баритону, особенно в кантиленных произведениях,большее внимание нужно уделять звуку, выразительности фраз, певучести,поддерживая солиста.

Ярким представителем объединения медных духовыхинструментов является труба, инструмент альтово-сопранового регистра,самый высокий по звучанию среди медных духовых. Основным принципом игры на трубеявляется получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменениедлины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью механизма вентилей.На трубе применяется три вентиля, понижающих звук на тон, полтона и полторатона. Таким образом, труба получает хроматический звукоряд. Труба обладает большойтехнической подвижностью. Расход дыхания на трубе сравнительно небольшой,поэтому на ней возможно исполнение широких, яркого тембра и большойпротяжённости мелодических фраз в legato. Стаккатная техника на трубе блестящаяи стремительная (за исключением самых крайних регистров). От природы звук трубыменее богат и разнообразен, чем, скажем, у валторны. Ему не присуща теплота,задушевность, гибкость. Поэтому для учащихся это непростая задача, укротитьрезкий, иногда крикливый звук трубы в кантилене. Концертмейстеру здесь не нужноприглушать аккомпанемент. Репертуар трубы имеет большое количество сольныхпроизведений различного характера. Многим произведениям в быстрых темпахприсуща маршеобразность, призывные интонации, четкость ритма, что требует отсолирующей партии и аккомпанемента техничности, ясности и четкости звучания.

Валторна –медный духовой хроматический инструмент,превосходящий все остальные мягкостью тона. В отличие от других медных духовыхинструментов, валторна является инструментом левосторонним. Современнаявалторна относится к числу транспонирующих инструментов; он звучит на квинтуниже, чем нотируется. Из всех медных духовых инструментов валторна отличаетсянаибольшим диапазоном, так как при узкой мензуре и большой длине трубки на нейвозможно получить натуральную скалу от 2-го до 16-го обертона. Звуки 2-го и3-го обертонов довольно грубоваты и не очень наполнены. Начиная с 4-го обертонаи выше, до 12-го включительно, они становятся мягкими и выразительными в pianoи светлыми и яркими в forte. Выше 12-го обертона (то есть к 16-му) они делаютсянесколько сдавленными и трудноватыми для извлечения (возможны киксы). Валторнаособенно пригодна для извлечения длинных нот (педалей) и мелодий широкогодыхания. Расход воздуха на ней относительно невелик, что нужно учитывать ваккомпанементе, давая солисту время взять дыхание. Аttacca (моментвозникновения звука) на валторне в piano несколько «ленивая» и не стольотчетливая, как на других медных духовых инструментах. Legato — идеальное, поэтому от аккомпанемента требуетсяпевучесть звука. Стаккатная техника валторны весьма стремительна; на ней, кромепростого staccato, возможен «двойной» и «тройной» язык. Правда, быстроеstaccato валторны имеет несколько вязкий  характер и не так отчетливо, как,например, на трубе. Аккомпанируя валторне следует помнить, что по своей силезвук валторны слабее, чем у остальных духовых инструментов. Раструб направлен всторону и одна рука размещается внутри его. Валторна может выступать каксолирующий инструмент, репертуар в основном классический. 

Тромбон(итал. trombone — большая труба) — духовой медный музыкальный инструментбасово-тенорового регистра. От других медных духовых инструментов отличаетсяналичием кулисы — особой передвижной U-образной трубки, с помощью котороймузыкант изменяет объём заключённого в инструменте воздуха, таким образом,достигая возможности исполнять звуки хроматического звукоряда (на трубе,валторне и тубе этой цели служат вентили). Тромбон — нетранспонирующийинструмент, поэтому его ноты всегда записываются в соответствии сдействительным звучанием. Диапазон тромбона — от соль контроктавы до фа второйоктавы с пропуском звуков между си-бемоль контроктавы — ми большой октавы. Тромбон— разнообразный по штрихам и технически подвижный инструмент, обладает ярким,блестящим тембром в среднем и верхнем регистрах, сумрачным — в нижнем.  Ониспользуется не только в оркестре, но и  в качестве солирующего инструмента.Репертуар для тромбона разнообразный: от классического до джазового. Основноекачество, которое выработано со временем  – это умение «держать» темп иметроритм. Жить живым ритмом произведения исключительно важно, так как ритм вэстрадно – джазовой музыке является мощным средством музыкальнойвыразительности. Из технических приемов звукоизвлечения предпочтительнапальцевая атака, максимальная весовая игра от плеча.

Последний представитель «меди» в симфоническом оркестре – туба,самый низкий по регистру инструмент. Туба обладает суровым, массивным тембром,звук тубы трудно интонируемый. Нужно отметить, что из-за больших размеров тубы,исполнитель играет на нем сидя, держа инструмент перед собой, на слегкараздвинутых коленях. Но в случае сольной игры, тубисты часто исполняют стоя, используяпри этом поддерживающий ремень.  Раструб направлен строго вверх, без наклона,ввиду акустических особенностей инструмента. Следует отдельно сказать о дыханиипри игре не тубе. Оно расходуется в невероятных размерах. Иногда, особенно вforte в низком регистре, музыкант вынужден менять дыхание практически на каждомзвуке. По мере продвижения вверх усилия исполнителя возрастают вновь и в самойвысокой октаве оказываются затруднёнными в значительной степени, а чем большезвукоряд тубы приближается к своим наилучшим ступеням, тем расход дыханиястановится умереннее. Таким образом, крайние точки звукоряда, как снизу, так исверху, вызывают, примерно, одинаковый расход дыхания. Поэтому, аккомпанируятубисту, особенно ученику, следует помнить, что зачастую частое взятие дыханияв таких местах может затягивать темп. 

Обычно принято думать, что туба — инструмент вязкий, неуклюжий и неочень подвижный. Это не совсем так. Туба обладает достаточной гибкостью, чтобыиметь возможность выполнять довольно стремительные и острые ритмические узоры.Однако, из-за природно низкого звучания лёгкая техника не будет звучать на тубе«игриво». Она всегда будет иметь некоторую долю грузности и тяжеловесности.Следует помнить, что в быстрых гаммообразных диатонических и хроматическихпассажах, а также в арпеджио интонация тубы становится невнятной. Стаккато натубе звучит достаточно отчётливо, хотя и несколько грузно. Оно лучше получаетсяв форте, чем в пиано.

Верхний регистр практически полностью играется на натуральных обертонах,звук немного похож на валторновый. Этот регистр представляет собой большуюсложность в исполнении и требует полноценных ежедневных тренировок. Именно покачеству звучания «верхов» часто определяется уровень мастерства музыканта.Средний регистр, наиболее сочный и выразительный, является и наиболееупотребляемым — особенно в нем применяются басовые голоса, излагающие мелодию.В аккомпанементе следует уделять большее внимание левой руке, поддерживая тембртубы. Ноты в низком регистре на тубе звучат тускло и несколько сдавленно,поэтому концертмейстеру следует убрать звук, чтобы не «перекрыть» солиста. 

 

В заключениеможно еще раз отметить, что пианист в ансамбле духовых инструментов –равноправный участник всего музыкального действия. Именно в классе духовыхинструментов необходимы такие  навыки музицирования как транспонирование иподбор по слуху.  Концертмейстер также должен владеть  отличной фортепианнойтехникой, набором  специфических фортепианных приемов. При работе в класседуховых инструментов нужно учитывать и моменты взятия дыхания, и жестыдирижера, то есть постоянно воспитывать коллективное музыкальное мышление. Отконцертмейстера требуется свободное ориентирование в ансамбле, быстроесхватывание и запоминание всего произведения в целом и в деталях. Цифры,способы записи сокращений, повторений, вступления и отсчет пауз – все этонеобходимый набор знаний и умений для успешной деятельности концертмейстера. И,в конечном счете, нужно всегда понимать функции своей партии в ансамбле, уметьиграть ярко, но не противоречить другим исполнителям, быть и ведомым и ведущим,держать баланс звучания и по вертикали и по горизонтали.

 

Список использованной литературы

1. Баренбойм Л.А.Путь к музицированию – Л.,1979, 145 с.

2. Голубовская Н.И.О музыкальном исполнительстве — Л.: Музыка, 1985. – 143 с.

3.     Мур. Дж.Певец и аккомпаниатор: Воспоминания. Размышления о музыке. /  – М.: «Радуга»,1987

4. Шендерович Е.М.В концертмейстерском классе: Размышления  педагога. – М.: Музыка, 1996. – 207с.

5. Музыкальныйэнциклопедический словарь / Ред. Г.В. Келдыш. – Изд. 2-е. — М.: «БольшаяРоссийская Энциклопедия», 1998


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет