Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
«Ермаковскаясредняя школа №2»
_____________________________________________________________________________
|
|
РАБОЧАЯПРОГРАММА
по учебному курсу «Избранныевопросы биологии» в 11 классе
(наименованиеучебного курса, предмета, дисциплины модуля)
ВорошиловАлексей Дмитриевич
(Ф.И.О.учителя-разработчика)
с.Ермаковское, 2022 год
Пояснительнаязаписка
Актуальность дополнительнойобразовательной программы базируется на анализе педагогического опыта, которыйпоказывает, что материалы курсов «Растения. Грибы. Лишайники.Бактерии», «Животные», «Человек и его здоровье» часто вызывают затруднения,так как впрограмму «Общая биология» 10 – 11 класса не включены и требуют повторения вовнеурочное время.
Программакурса «Избранные вопросы биологии» ориентирована на подготовку учащихся куспешному прохождению итоговой аттестации и в первую очередь направлена на систематизациюи углубление знаний обучающихся по разделам «Многообразие организмов», «Человеки его здоровье».
Курсбазируется на эволюционном подходе и сравнительном анализе организмов на разныхуровнях их организации (от молекулярно- клеточного до системно-органного).
Отличительнойособенностью программы заключается в том, что программа курса нацелена на формирование уобучающихся естественно – научного мировоззрения, эволюционного мышления приизучении живой природы во всех ее проявлениях, экологической культурышкольников.
Возраст детей,участвующих в реализации программы
«Общая биология» являетсялогическим продолжением предыдущих разделов биологии, таких как «Растения. Грибы. Лишайники. Бактерии», «Животные», «Человек и его здоровье».Поэтому усвоение этих тем необходимо для начального этапа обучения общейбиологии и способствует формированию биологических понятий.
Программа кружка «Избранные вопросы биологии» ориентированана учащихся 11 классов (в том случае, если они занимаются по программепредусматривающей изучение основных закономерностей общей биологии).
Сроки реализации
Срок реализации дополнительной образовательной программы – 1год. На освоение курса отводится 68 учебных часов, с учетомканикулярного времени.
Режим занятий
Оптимальный вариант работы по данной программе – организация1-но часовых занятий 2 раза в неделю.
Для отслеживания результативности образовательногопроцесса используются следующие виды контроля:
· начальныйконтроль (сентябрь);
· текущийконтроль (в течение всего учебного года);
· промежуточныйконтроль (январь);
· итоговыйконтроль (май).
Способы определения результативности:
•устный контроль (оценивание активности правильности ответов учащихся назанятиях);
•письменныеконтроль (терминологический диктант, опрос в форме тестирования по вариантамКИМов);
•взаимопроверка;
•самопроверка;
Текущийконтроль осуществляется с помощью заданий КИМов.
Тематическийконтроль (оценка результатов тематического тестирования);
Итоговыйконтроль – тестирование в форме ЕГЭ
Системаоценивания рейтинговая.
Критерииоценивания: «зачтено» ставится в случае, если обучающийся набрал 35 и болеебаллов. «Не зачтено» ставится, если обучающийся набрал менее 35 баллов
Основнаяцель курса— подготовка учащихся успешному прохождению итоговой аттестации.
Задачикурса:
создатьусловия для
-систематизации и углубления знаний обучающихся по разделам «Многообразиеорганизмов», «Человек и его здоровье»;
-более полной реализации своего интереса к биологии;
-совершенствования навыка в решении тестовых заданий.
Образовательные задачи:
1. Формированиеу обучающихся понятие о методах изучения живых организмов;
2. обосноватьзначение многообразияорганизмов
3. обосноватьроль генотипа и среды в формировании фенотипа;
4. ознакомитьучащихся с методикой решения биологических задач;
Развивающие задачи:
1. формироватьу учащихся навыки вычисления важнейших биометрических показателей;
2. формироватьу детей понятие о строении человека и его здоровья;
· развивать умения учащихся работать с дополнительной литературой исправочниками;
· развивать умения общения и умения взаимодействия;
· развивать умения думать, умения исследовать, умения доводить делодо конца
Воспитательные задачи:
· обосновать вредное влияние мутагенов, курения, употребленияалкоголя на наследственность, развитие потомства;
· формирование научно — материалистического мировоззрения;
· формирование ценностного отношения к природе(экологическое воспитание)
· овладение умениями оценивать последствия своейдеятельности
Содержание программы курса
Тема 1. Биологиякак наука. Методы научного познания. (2 часа)
Тема 2. Клеткакак биологическая система (8 часов)
Тема 3. Организмкак биологическая система (23 часа)
Тема 5. Организмчеловека и его здоровье (12 часов)
Тема 6. Эволюцияживой природы (8 часов)
Тема 7. Экосистемаи присущие им закономерности (8 часов)
Планируемые результаты
Деятельность образовательной организации в обучениибиологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностныхрезультатов:
1) знание основных принципов и правил отношения кживой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов имотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений(доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы идр.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоениявыпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) умение работать с разными источникамиинформации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями исправочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее изодной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности,включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, даватьопределения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты,делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать,защищать свои идеи;
2) умение организовать свою деятельность:определять цель работы, ставить задачи, планировать — определятьпоследовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлятьконтроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличениирезультатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение иосознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознаниекачества и уровня усвоения;
3) способность выбирать целевые и смысловыеустановки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровьюсвоему и окружающих;
4) умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группусверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументациисвоей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точкузрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения данной программыявляются:
формирование представлений о взаимосвязимира живой и неживой природы, между живыми организмами; формированиеисследовательских умений.
1.В познавательной(интеллектуальной) сфере:
приведение доказательств взаимосвязичеловека и экологического состояния окружающей среды; необходимости защитыживотного мира;
объяснение роли растений в жизни человека;значения растительного разнообразия;
выявление приспособлений растений к средеобитания;
овладение методами биологической науки:наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановкабиологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационнойсфере:
знание основных правил поведения вприроде;
анализ и оценка последствий деятельностичеловека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы во времятрудовых десантов.
4. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетическойточки зрения объекты живой природы
Тематическоепланирование
2022-2023 учебныйгод
11класс
2часа в неделю, 68 часов в год
|
ТЕМА |
Дата проведения |
||||||||
|
|
|||||||||
Тема 1. Биология как наука. Методы научного познания. |
||||||||||
1 |
Методы познания живой природы |
2.09 |
|
|||||||
2 |
Биологические системы и их общие признаки. Уровневая организация живой природы. |
2.09 |
|
|||||||
Тема 2. Клетка как биологическая система |
||||||||||
3 |
Современная клеточная теория. Неорганические и органические вещества клетки. |
9.09 |
|
|||||||
4 |
Лабораторная работа №1 Строение клетки. Прокариоты и эукариоты. |
9.09 |
|
|||||||
5 |
Обмен веществ и превращение энергии. Фотосинтез и хемосинтез. |
16.09 |
|
|||||||
6 |
Энергетический обмен в клетке и организме. |
16.09 |
|
|||||||
7 |
Генетическая информация в клетке. Биосинтез белка. Репликация ДНК. |
23.09 |
|
|||||||
8 |
Жизненный цикл клетки. Хромосомный набор клетки. |
23.09 |
|
|||||||
9 |
Лабораторная работа № 2 Деление клетки. Митоз. Мейоз. |
30.09 |
|
|||||||
10 |
Итоговое повторение по теме «Клетка как биологическая система» |
30.09 |
|
|||||||
Тема 3. Организм как биологическая система |
||||||||||
11 |
Разнообразие организмов. Размножение организмов. |
7.10 |
|
|||||||
12 |
Образование половых клеток. Оплодотворение и онтогенез животных. |
7.10 |
|
|||||||
13 |
Лабораторная работа № 3 Оплодотворение и циклы развития растений |
14.10 |
|
|||||||
14 |
Основные генетические понятия. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание |
14.10 |
|
|||||||
15 |
Практическая работа №1 . Решение задач |
21.10 |
|
|||||||
16 |
Хромосомная теория наследственности. |
21.10 |
|
|||||||
17 |
Сцепленное наследование признаков. |
28.10 |
|
|||||||
18 |
Генетика пола. |
28.10 |
|
|||||||
19 |
Практическая работа №2 Решение задач. |
11.11 |
|
|||||||
20 |
Формы изменчивости. Ненаследственная изменчивость |
11.11 |
|
|||||||
21 |
Формы изменчивости. Наследственная изменчивость |
18.11 |
|
|||||||
22 |
Практическая работа №3 Селекция, ее задачи и методы. |
18.11 |
|
|||||||
23 |
Биотехнология, ее направления |
25.11 |
|
|||||||
24 Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511 |
Итоговое повторение по теме «Организм как биологическая система» |
25.11 |
|
|||||||
25 |
Многообразие организмов. Основные систематические категории. Царство бактерий, царство грибов. Лишайники. |
2.12 |
|
|||||||
26 |
Царство растений. Покрытосеменные растения |
2.12 |
|
|||||||
27 |
Основные отделы растений |
9.12 |
|
|||||||
28 |
Царство животных. Одноклеточные, черви, моллюски |
9.12 |
|
|||||||
29 |
Царство животных. Тип Членистоногие. |
16.12 |
|
|||||||
30 |
Хордовые животные. Ланцетники, рыбы |
16.12 |
|
|||||||
31 |
Класс Земноводные, Пресмыкающиеся |
23.12 |
|
|||||||
32 |
Класс Птиц |
23.12 |
|
|||||||
33 |
Класс Млекопитащие |
30.12 |
|
|||||||
34 |
Итоговое повторение по теме «Система и многообразие органического мира» |
30.12 |
|
|||||||
Тема 5. Организм человека и его здоровье |
||||||||||
35 |
Ткани. Органы и системы органов. Эндокринная система |
13.01 |
|
|||||||
36 |
Нервная система. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности |
13.01 |
|
|||||||
37 |
Опорно-двигательная система |
20.01 |
|
|||||||
38 |
Внутренняя среда организма человека. Кровь. |
20.01 |
|
|||||||
39 |
Система кровообращения, лимфообращения |
27.01 |
|
|||||||
40 |
Дыхательная система |
27.01 |
|
|||||||
41 |
Пищеварительная система. Обмен веществ. Витамины. |
3.02 |
|
|||||||
42 |
Кожа. Выделение. Размножение и развитие человека |
3.02 |
|
|||||||
43 |
Лабораторная работа № 4 Анализаторы. Органы чувств |
10.02 |
|
|||||||
44 |
Высшая нервная деятельность |
10.02 |
|
|||||||
45 |
Личная и общественная гигиена |
17.02 |
|
|||||||
46 |
Итоговое повторение по теме «Организм человека и его здоровье |
17.02 |
|
|||||||
Тема 6. Эволюция живой природы |
||||||||||
47 |
Эволюционная теория Чарльза Дарвина. Синтетическая теория эволюции. |
3.03 |
|
|||||||
48 |
Движущие силы эволюции. |
3.03 |
|
|||||||
49 |
Естественный отбор, его формы |
10.03 |
|
|||||||
50 |
Вид, его критерии. |
10.03 |
|
|||||||
51 |
Популяция. |
17.03 |
|
|||||||
52 |
Лабораторная работа № 5 Результаты эволюции: приспособленность и видообразование |
17.03 |
|
|||||||
53 |
Доказательства эволюции живой природы |
31.03 |
|
|||||||
54 |
Направления и пути эволюции |
31.03 |
|
|||||||
55 |
Гипотезы возникновения жизни на Земле |
7.04 |
|
|||||||
56 |
Антропогенез. Человеческие расы. |
7.04 |
|
|||||||
57 |
Итоговое повторение по теме «Эволюция живой природы» |
14.04 |
|
|||||||
Тема 7. Экосистема и присущие им закономерности |
||||||||||
58 |
Среды обитания организмов. Экологические факторы. Биотические взаимоотношения |
14.04 |
|
|||||||
59 |
Экосистема, ее компоненты. Правила экологической пирамиды |
21.04 |
|
|||||||
60 |
Практическая работа № 4 Цепи и сети питания. |
21.04 |
|
|||||||
61 |
Разнообразие экосистем. Агроэкосистемы. Саморазвитие и смена экосистем. |
28.04 |
|
|||||||
62 |
Биосфера- глобальная экосистема |
28.04 |
|
|||||||
63 |
Живое вещество, его функции. |
5.05 |
|
|||||||
64 |
Биологический круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. |
5.05 |
|
|||||||
65 |
Глобальные изменения в биосфере вызванные деятельностью человека |
12.05 |
|
|||||||
66 |
Практическая работа №5 Решение экологических проблем |
12.05 |
|
|||||||
67 |
Итоговое повторение по теме «Экосистема и присущие им закономерности» |
19.05 |
|
|||||||
68 |
Итоговый контроль по курсу «Биология» |
19.05 |
|
|||||||
Списоклабораторных и практических работ
Лабораторная работа №1 Строениеклетки. Прокариоты и эукариоты.
Лабораторная работа № 2 Делениеклетки. Митоз. Мейоз.
Лабораторная работа № 3 Оплодотворениеи циклы развития растений
Лабораторная работа № 4 Анализаторы.Органы чувств
Лабораторная работа № 5Результаты эволюции: приспособленность и видообразование
Практическая работа №1 . Решениезадач
Практическая работа №2Решение задач.
Практическая работа №3 Селекция,ее задачи и методы.
Практическая работа № 4Цепи и сети питания.
Практическая работа №5 Решениеэкологических проблем
Переченьиспользуемого оборудования
Световые микроскопы, цифровой микроскоп,лабораторное оборудование
Цифровая лаборатория по биологии:
Цифровая лаборатория по физиологии
Цифровая лаборатория по экологии
Раздаточный материал:
Рекомендуемая литература
1. Биологическийэнциклопедический словарь. / Гл. ред. М.С. Гиляров — 2-е изд. — М., 1995.
2. БогдановаТ.Л. Общая биология в терминах и понятиях. М.,1988.
3. ВиллиК., Детье В. Биология. М., 1975.
4. ГринН., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. М., 1990.
5. ДрагомиловА. Г., Маш Р. Д. Биология: Человек: Учебник для 8 класса общеобразовательныхучреждений.- 2-ое изд., переработ. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 272 с.: ил.
6. ДарвинЧ. Происхождение видов путем естественного отбора. М.,1987,
7. КонстантиновВ. М.,Бабенко В. Г., Кучменко В. С. Биология: Животные: Учебник для 7 классаобщеобразовательной школы / Под ред. В. М. Константинова, И. Н. Пономаревой. –М.: Вентана-Граф, 2003г
8. МамонтовС.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии. М., 1992.
9. ПономареваИ. Н.,Корнилова О. А.,Кучменко В. С. Биология: Растения. Бактерия. Грибы.Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы / Науч. Ред. Проф. И.Н. Пономарева. – М.: Вентана — Граф, 1999. – 224 с.: ил.
10. ПономареваИ. Н., Корнилова О. А., Чернова Н. М. Основы общей биологии: Учебник дляучащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ Под общей ред. Проф. И. Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2003. – 240с.: ил
11. РеймерсН. Ф. Основные биологические понятия и термины. М., 1988.
Интернет-ресурсы
1. http://www.eidos.ru –Эйдос-центр дистанционного образования
2. http://www.km.ru/education— Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
3. http://school-collection.edu.ru/catalog/search — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. http://window.edu.ru/window/— единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.
5. http://www.5ballov.ru/test— тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.
6. http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm— Телекоммуникационные викторины по биологии — экологии на сервере Воронежскогоуниверситета.
7. http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm— Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделуБиология.
8. http://ic.krasu.ru/pages/test/005.html-тесты по биологии.
9. http://www.kokch.kts.ru/cdo/— тестирование On-line по биологии для учащихся 5-11классов.
10. Другие интернет- ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
Ресурсы дистанционногообучения
1. http://www.informika.ru/-обучающих программ по биологии и химии.
2. http://testipobiologii.ucoz.ru/— тесты по биологии от учителя биологии Муромцевой Юлии Владимировны (авторскийперсональный сайт)
3. http://www.ballov.net/login.php— тесты на странице электронного дневника ballov.net(авторские ресурсы)
4. http://biouroki.ru/material/animals/cherv.html !!!!
