Монета могла производиться двумя путями: литьем в форму и чеканкой. Литье — более древний способ. Оно использовалось в годы древней Греции и древнего Рима. Бралась форма, в ней делались ямки, между которыми делали каналы, туда заливали расплавленную металлическую массу. Когда металл застывал, форму ломали и монеты доставали. Затем ломали канальчики, а остававшиеся выступы зачищали. Небольшой остаток выступа, который не может быть зачищен, называется литик. Монеты, сделанные путем отливки, обычно имеют изображение только с одной стороны, что объясняется особенностью технологии. Монеты, которые делались в этой технике, отличаются бобовидной формой, некоторой толстотой и грубостью, отсутствием надписей.
Более распространенной, прогрессивной и совершенной техникой изготовления монеты является техника чеканки. Техника чеканки делится на пять этапов: подготовительные работы, изготовление монетных кружков, изготовление штемпелей, чеканка монет, верификация (проверка) монет. На этапе подготовительных работ из руд получался сплав нужной пробы, который застывал в цан — слиток металла, имеющий заданную пробу, подготовленный для дальнейшего использования. На втором этапе специально обученный человек делает из цана металлический лист, расплющивая слиток в пластину. Затем из этой пластины выбиваются будущие монеты — делаются монетные кружки. Самый простой способ их изготовление — разрезание листа на квадраты ножницами. Получавшиеся квадратные монеты называются клипа (от швед. резать). Затем использовались заточенные полые цилиндры, с помощью которых выбивались монетные кружки.
На третьем этапе изготавливаются штемпели — приспособления для изготовления монет . стержни, сделанные из более прочных материалов, нежели те, из которых будет чеканиться монета. Обычно используется два штемпеля — нижний и верхний. Нижний штемпель обычно был конусовидным, т.к. вставлялся в деревянную колоду, немного выступая вверх. Верхний же штемпель обычно был цилиндрической формы и имел выемку для руки мастера-чеканщика. Самый простой способ изготовления штемпеля — человек брал стержень (обычно бронзовый или стальной), брал специальные приспособления (резец и циркуль) и вырезал изображение. Потом для облегчения своей работы монетчики делали следующее — они использовали пуансоны (пунсоны), т.н. штемпели для штемпеля или маленький штемпель — тоненький стержень, на боковом срезе которого делалось какое-нибудь изображение, которое затем использовалось как матрица при отливке большого штемпеля.
На четвертом этапе чеканилась монета. Монета делалась так: монетчик закладывал монетный кружок между верхним и нижним штемпелем и ударяет по верхнему штемпелю молоточком. Далее монеты проверяются разными способами: они взвешивались, измерялся их диаметр и толщина.
Существовала специальная техника изготовления монет, которая называлась техника вальцверк, которая была разработана в 1566 г. Суть ее в том, что была машина с двумя валиками, на которых были некоторые изображения. Монетный лист протягивается между валиками, по выходу имея на себе изображения. Но эта техника исчезла почти сразу после своего возникновения. Причиной этому было то, что было очень тяжело достигнуть полного совмещения нижних и верхних штемпелей, а также происходило вытягивание монет в результате протягивания. Во вт. пол. XVII века монетчик Абэн Ольвье в Парижском монетном дворе стал использовать гуртильное кольцо, тем самым создав способ создания гурта. В конце XVII в. в Лондоне стали использовать гуртильную машину, когда монета прокручивалась под давлением. В 1786 г. в Швейцарии монететчик Пьер Дро придумал первую монетодельную машину, т.е. монетный станок. В этом станке ряд процессов был механизирован. После этого ручная чеканка стала постепенно уходить в историю. В XIX-XX вв. процесс монетного производства полностью автоматизирован. В 70-е гг. XX века был проведен эксперимент, когда сравнивался количественный выход монет ручным и автоматизированным способом . если ручным способом делалось 6 монет в минуту, то винтовой пресс делал 30 монет в минуту, а современные электрические прессы дают 120 монет в минуту, т.е. разница с ручным способом была в 20 раз.
Техника изготовления проволочных монет была широко распространена в России в допетровские времена. Эта техника в небольших объемах использовалась и в ВКЛ. Сперва брали серебро, из него тянули проволоку. Эту проволоку рубили на кусочки. Кусочки раслющивали и получали своеобразную чешуйки. Затем брали круглые штемпели, между ними закладывали заготовки и делали изображение. Особенностью было то, что на этих монетах изображение не помещалось целиком изображения из-за несоответствия штемпеля заготовке. Особенностью этой техники было то, что не оставалось отходов производства в отличие от традиционных способов изготовления монет.
Брактиаты — это тонкие монетные пластинки. Они делались с XII по сер. XIV вв. н.э. в Европе, особенно в Германии. Это очень тонкие монеты, которые делались с целью экономии металла. Так, в такой технике делали частные монеты . они сохраняются и в кладах. Брактиаты — это дешевый способ производства монет, обычно из малоценных сплавов. Иногда в этой технике могли делать и золотые монеты, но они обычно использовались весьма ограниченно. Сам термин брактиат появился в XVII в. Скифатные монеты — это монеты, имеющие незначительную деформацию (они выпукло-вогнутые), что объясняется чрезмерно сильным ударом верхнего штемпеля. Контрамарка — это небольшой значок, который дополнительно отбит на монете после ее выпуска в обращение. Они ставились в тех случаях, когда монету нужно было пустить в обращение, скажем, по завышенному курсу или нужно было узаконить обращение монеты иностранного происхождения. Контрамарки еще называются надчеканки.
На монетах при ручной чеканке мог возникнуть ряд дефектов: мог быть перепутан монетный кружок, могло быть смещение изображения, может быть двойное изображение (в результате двойного удара), могут быть ошибки в легенде, допущенные резчиком, могли быть спутаны изображения аверса и реверса с разных монет.