Справкао результатах проведенного тематического контроля на тему:
«Состояниеработы с дошкольниками по организации познавательной исследовательской иопытно-экспериментальной деятельности»
Во всех возрастныхгруппах МБДОУ «Детский сад «Аленушка» с. Чистенькое» с «14» ноября по «28»ноября 2022 года была проведена тематическая проверка согласно годовомуплану работы детского сада на 2022-2023 учебный год.
Приказомзаведующего № 198-ОД от «17» ноября 2022 года была создана комиссия всоставе:
— председатель комиссии:заведующий МБДОУ Кулешова Е.Л.
— членыкомиссии: старшийвоспитатель высшей квалификационной категории Базалий Э.В.., председательпрофсоюза, делопроизводитель Горбачева М.С., педагог-психолог Iквалификационной категории Розанова А.В.
Цель:анализ организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальнойдеятельности с дошкольниками.
Задачи:
© изучить условия, созданные в группах дляорганизации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;
© определить эффективность работы педагоговпо организации и руководству опытно-экспериментальнойдеятельностью;
© проанализировать навыкипознавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей;
© определить местопознавательно-исследовательской деятельности дошкольников в планахвоспитательно-образовательной работы;
© определить перспективы работы пооптимизации условий для детского экспериментирования.
Для проведениятематической проверки был составлен план, в котором были предусмотрены вопросы,подлежащие контролю.
Основные методы проверки:
1.Проверкаметодического обеспечения.
2.Анализорганизации развивающей предметно-пространственной среды (РППС).
3.Просмотрдокументов календарного и перспективного планирования.
4.Собеседования своспитателями.
5.Наблюдение зазанятиями, проведение бесед, игр, участие в режимных моментах.
6.Изучениевзаимодействия с родителями.
Оценочныйинструментарий:
- карта анализа условий для организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности детей (приложение 1);
- карта проверки плана воспитательно-образовательной работы (приложение 2);
· анкета для педагогов (приложение 3);
· диагностическая карта оценкипрофессионального мастерства педагогов в организации поисково-познавательнойдеятельности детей (приложение 4);
- карта проверки наглядной информации для родителей по проблеме «детское экспериментирование» (приложение 5).
Результаты проверки:
Намомент проверки функционировали 4 возрастные группы общеразвивающейнаправленности: 2 младшая (воспитатели Тинякова И.В., Малинчак В.А.), средняя(воспитатели Мусаева З.Р., Малинчаак В.А.), старшая (воспитатели БейтуллаеваЭ.С., Абдугафарова Э.С.), подготовительная (воспитатели Энверова Л.У.,Абдугафарова Э. С,)
ВДОУ создана система безопасности, обеспечивающая безопасное пребывание ребенкав течение дня.
Учреждениеотвечает санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим требованиям и правилампожарной безопасности, а также психолого-педагогическим требованиям кблагоустройству ДОУ, определённым Министерством образования.
Попервому вопросу «Оценка условийдля организации познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальнойдеятельности детей» в группах на основании оценки центров поэкспериментированию выявлено, что во всех группах в соответствии с программойесть центры исследовательской деятельности:
во второй младшейгруппе имеются сенсорный стол, центр песка и воды, который включает емкости разногоразмера, воронки, лейки, формочки, камешки, песок, ракушки, воду, трубочки,мыло, предметы из разных материалов: деревянные предметы, палочки, резиновыеигрушки.
В средней, старшейи подготовительной к школе группах имеются материалы для наблюдений иисследований (камни, песок, глина, чернозем и др.), сформированы коллекции исоответствующим образом оформлены, имеются емкости для измерения, зеркала,магниты, пипетки, увеличительные стекла, организованы мини-лаборатории.Представлен природный материал: песок, шишки сосны и ели, семена клена, арбуза,дыни, фасоль, горох, зерна. Имеется в наличие различный материал дляизготовления поделок, игрушек, альбомов и др.: природный, бросовый материал,различные виды материалов (ткань, бумага и пр.), клей, изобразительныематериалы, тесто для лепки, пластилин, проволока, нитки, тесьма и пр. Естьпознавательная литература, наглядный материал для накопления познавательногоопыта: предметы, материалы, муляжи, иллюстрации, рисунки, коллекции, и пр.Соблюдены требования к размещению центра и его оснащения: лаборатории размещеныпоодаль от игровых зон, хорошо освещены; наполняемость соответствует возрасту.Стеклянный материал в старших группах используется только под руководствомвзрослого. Развивающая предметно-пространственная среда в группах грамотноиспользуется педагогами для работы с детьми.
Анализ календарныхпланов показал, что педагоги планируютэкспериментальную работу с дошкольниками в течение дня, но недостаточно.
Воспитателигрупп организуют опыты-наблюдения, игры-эксперименты, исследовательскуюдеятельность, учитывая особенности детей в группах. Не всегда есть чёткоепонимание цели и задач проводимой экспериментальной деятельности.
Воспитателииспользуют опытно-экспериментальную деятельность во всех группах в режимныхмоментах и на прогулке — активно наблюдают, проводят простейшие опыты иэксперименты, непосредственно образовательную и совместную деятельностьвзрослого и детей (беседы и наблюдения в уголке природы, на прогулке, у окна;рассказ воспитателя, чтение детской литературы, беседы и разговоры на темыпознавательного блока, дидактические и подвижные игры, опыты, досуги, труд вуголке природы др.).
Однаконеобходимо сделать акцент, что результаты проведенных опытов и экспериментов нефиксируются в дневниках наблюдений.
Впланах воспитателей отражена самостоятельная экспериментальная деятельностьдетей, метод проектов прослеживается четко, воспитатели достаточно используютРППС для этой деятельности.
С целью выявлениянавыков самостоятельной экспериментальной деятельности с детьми старшей иподготовительной к школе группы был проведен мониторинг и беседа.
Вопросы беседы следующие:
1. Что ты любишь делать в уголке экспериментирования?
2. С какими предметами и материалами ты любишь экспериментировать в уголке?
3. Тебе нравится проводить опыты? Почему?
4. Какой опыт самый интересный? Расскажи о нём.
5. Расскажи, какие опыты проводят другие дети?
6. С кем ты любишь исследовать?
7. Что бы ты хотел добавить в уголок экспериментирования?
Входе беседы с детьми группы «Звездочки» (6-7 лет) выяснилось, что детиэкспериментируют в уголке и там проводят опыты. Дети любят экспериментировать,рассказывают о тех опытах и экспериментах, которые проводили совместно с воспитателем(смешивание красок, масла с водой, растворение соли, сахара, муки в воде).
При рассказываниио проведённом опыте дети путают понятия смешивание и растворение; затрудняютсяответить на вопрос, почему получается тот или иной результат.
Врассказах детей о проведённых опытах присутствует последовательность, логика иобъяснение, почему получился тот или иной результат.
Входе беседы с детьми группы «Фантазёры» (5-6 лет) выяснилось, что дети, которыеучаствовали в беседе, знают о наличии уголка экспериментирования и где оннаходится. В основном в ответах на вопросы звучала такая фраза: «Воспитательпоказывала, а мы смотрели». Практически все дети, отвечающие на вопрос «Скакими предметами и материалами ты любишь экспериментировать в уголке?» назвали:«Рассматривать под лупой камешки и ракушки», а на вопрос «Какой опыт самыйинтересный? Расскажи о нём» — называли опыты с водой, своздухом. Чувствовался интерес детей к теме опытно-экспериментальнойдеятельности.
Всредней группе материалы для экспериментирования есть в достаточном количестве,воспитатели достаточно поддерживают интерес детей к экспериментированию.
Младшая группа достаточнорасширяет тематику экспериментальной деятельности.
Входе контроля по третьему вопросу проведен опрос педагогов сцелью диагностирования уровня профессионального мастерства по организациипознавательно-исследовательской деятельности, выявлено, что воспитатели всехвозрастных групп ведут перспективные и календарные планы.
Впланах они отражают работу по познавательно-исследовательскому развитию детей ворганизованной деятельности (занятия, игры), но недостаточно; в совместнойдеятельности педагогов и детей, практически все педагоги умеют решатьпроблемные педагогические ситуации в ходе организации познавательно-исследовательскойдеятельности, педагоги понимают, как правильно оформлять РППС, с небольшимипожеланиями.
Всепедагоги владеют терминами, методами и приемами познавательно-исследовательскойдеятельности, не все умеют грамотно проектировать познавательную деятельность вкалендарном плане, грамотно формулировать проблему, выдвигать гипотезу,задавать четкие вопросы. Анкетирование показало, что не все воспитателиоценивают свои знания объективно, у многих оценка завышена.
Хочетсяотметить, что все педагоги готовы постоянно учиться и развивать себя, шагать вногу со временем.
ПросмотревНОД, можно отметить, что у детей имеютсяопределённые знания по заявленным темам.
Удетей всех групп была высокая активность и увлеченность в ходепознавательно-исследовательской деятельности. Дети выполняли работы всоответствии с заданием. На этапах экспериментирования шло обогащение памятивоспитанников, активизация мыслительных процессов, так как педагоги побуждалидетей совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации,обобщения.
Всепедагоги показали знание программных задач по данному разделу. В каждойобразовательной деятельности была использована интеграция образовательныхобластей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое»,«Познавательное развитие» и «Физическое».
Упедагогов отмечен творческий подход к организации НОД: использовались разныеметоды и приемы обучения, в работу включались игровые приемы и ситуации.
Педагогиуделяли внимание стимулированию познавательной активности воспитанников черезсоздание мотивационно-проблемных ситуаций.
Вподготовительной к школе группе проводились опыты и эксперименты с магнитами «Чудо-магнит».
Детирассказывали о результатах исследования, анализировали и систематизировалиполученные знания в ходе экспериментальной работы, хотя некоторые дети не моглисформулировать свою мысль, воспитатели брали инициативу в свои руки, авоспитанники были наблюдателями.
Встаршей группе дети изучали свойства соли «Этаудивительная соль». Исследовательская деятельность была проведена так,что дети сами делали умозаключения, излагали свои мысли, проявляли инициативу ижелание участвовать в практической деятельности.
Всредней группе дети принимали участие в экспериментировании и исследованиипочвы. «Почва-объект неживой природы». Дети нуждалисьв помощи взрослого. Педагог в речи отражал ход и результат экспериментирования.
Вовторой младшей группе проводился опыт «Маленькиеволшебники. Вода». Данный опыт имел продолжительный характер, детинаблюдали за изменением воды, но не зарисовывали увиденное. Дети делилисьвпечатлениями со взрослыми. Кроме этого, дети знакомились со свойством воды-менять цвет и вкус.
Воспитателями былиорганизованы различные игры, которые вызвали еще больше интереса к изучаемомуобъекту.
Проверкапо четвертому вопросу показала, что воспитатели планомерно ведут работус родителями по разным направлениям – оформление наглядной информации,консультирование, беседы по темам сохранения здоровья детей, безопасности,речевого, художественно-эстетического развития детей; родители участвуют впроектной деятельности, досуговой деятельности, выставках творчества (конкурсырисунков, поделки из природного и подручного материала, декоративно-прикладноетворчество).
Нокрайне недостаточно освещаются вопросы экспериментально-поисковой деятельностиво всех группах, в планах работы с родителями эта тема также малозатрагивается, уровень знаний родителей по проблеме детскогоэкспериментирования не повышается.
Выводы. Входе проверки выявлено:
1. Опытно-экспериментальная деятельностьпроводится, проводится на достаточном и хорошем уровне, но нерегулярно. Хотя,как диктует ФГОС ДО, экспериментирование должно стать нормой жизни детей, ихнадо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления дошкольника сокружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительныхпроцессов. Эксперименты и опыты позволяют объединить все виды деятельности ивсе стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развиваютстремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать,использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческуюличностью.
2. Анализ документации и наглядногоматериала в группах показал, что в планах воспитательно-образовательногопроцесса недостаточно планируется работа по контролируемому вопросу; работе сродителями по познавательно-исследовательской деятельности детей педагогиуделяют мало внимания.
3. Педагоги осуществляютпоисково-познавательную деятельность с помощью исследований разных типов, могутграмотно формулировать проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, обладаютзнанием терминологии познавательной деятельности, этапов исследования, методови приемов поисково-познавательной деятельности, целесообразно организуютпредметно-пространственную развивающую среду.
Не все воспитателиобъективно оценивают уровень своих знаний и возможностей, завышают его.Воспитатели групп изготавливают интерактивные папки по экспериментированию(лэпбук) на различную тематику, ведь лэпбук служит эффективным средствоминдивидуальной работы с детьми, а также эффективным наглядным материалом припроведении НОД.
Рекомендации:
- Воспитателям чётко планировать организацию детской деятельности на прогулке (наблюдение, опыты, дидактические игры-эксперименты) (срок-постоянно).
- Воспитателям систематически вести исследовательскую деятельность в ходе простейших опытов, фиксируя их в дневниках наблюдений (срок-постоянно).
- Продолжать обогащать экспериментальные центры (срок-постоянно). Обеспечить сменяемость атрибутов и материалов в уголках экспериментирования групп с определённой периодичностью с фиксацией в календарно-тематическом планировании.
- Планировать самостоятельную экспериментальную деятельность детей и готовить РППС для этой деятельности (срок-постоянно).
- Педагогам при проведении НОД планировать самостоятельное проведение детьми опытов, формулировать проблему, так чтобы дети высказывали свои предположения по решению проблемы, какие способы они видят при решении данной проблемы. Предлагать детям право выбора материала для самостоятельной деятельности (срок-постоянно).
- Воспитателям групп подготовить и провести консультацию (мастер-классы и др.) для родителей с целью ознакомления с формами и методами развития познавательно-исследовательской деятельности у детей (срок-март).
- Воспитателям групп включить в план взаимодействия с семьёй участие родителей в исследовательских проектах (срок-март).
- Воспитателям продумать систему отслеживания востребованности предлагаемого материала родителям (анкетирование, опрос, журнал отзывов и предложений и т.д.). (срок-постоянно)
- Педагогам повышать уровень профессиональной компетентности через самообразование, активизацию педагогического мышления в соответствии с требованиями времени (срок-постоянно).
- Старшему воспитателю включить в план методической работы консультации по проведению познавательной исследовательской деятельности и экспериментированию в ДОУ (срок-январь).
Заведующий Е.Л.Кулешова
Старшийвоспитатель Э.В.Базалий
