СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА МУЗЫКАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ |
||||
Название стилей |
Страна и век (когда и где возник, и распространился) |
Образное содержание (основные темы, средства выразительности, жанры) |
Композиторы и их произведения |
Примеры этого стиля в других видах искусства |
Барокко |
Италия, XVII в. (1600 – 1750) |
Характерные черты: — сложность гармоний; — сложность музыкальных форм; — вычурность — соединение прекрасного и безобразного; — соединение трагедии и комедии. Ведущее положение у жанров: кантаты, оратории, оперы. Характерно противопоставление хора и солистов, голосов и инструментов, сочетание крупномасштабных форм, тяготение к синтезу искусства при одновременной тенденции к обособлению музыки от слова. |
Иоганн Себастьян Бах (фуги)
Джордж Фридрих Гендель, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия»
Антонио Вивальди «Времена года»
Клаудио Монтеверди «Вечерня» |
Литература: Луис де Гонгора-и-Арготе «Сочинения в стихах испанского Гомера» (1627 г.).
Живопись: Филипп де Шампень «Благая весть».
Архитектура: Джованни Лоренцо Бернини «Церковь Сант Андреа», в Риме. |
Классицизм |
Франция, конец XVII в. |
Характерные черты: — строгие формы; — интерес к античной культуре; — воплощение нравственных идеалов; — гармоничные образы. |
Франц Йозеф Гайдн «Симфония №94 (Сюрприз)», «Симфония №45 (Прощальная)»
Вольфганг Амадей Моцарт «Турецкий марш», «Маленькая ночная серенада (Серенада № 13, I — Аллегро)»
Людвиг ван Бетховен «Соната №14/Лунная соната», «К Элизе»
|
Литература: Буало «Поэтическое искусство»
Живопись: Джованни Тьеполо «Пир Клеопатры»
Архитектура: Андреа Палладио «Вилла Ротонда» |
Романтизм |
На рубеже XVIII – XIX в. В европейском искусстве |
Основные черты: — выражение глубины внутреннего мира человека; — песенные жанры; — конфликт между реальностью и мечтой; — тема одиночества; — артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях; — интерес к фольклору; — сказочно-фантастические образы («неземные» персонажи); — идея синтеза искусств (наиболее яркое выражение – в оперном творчестве и в программной музыке); — уменьшение доли обобщённых интонаций, общеупотребительных аккордовых последований, типовых рисунков в фактуре); — внедрение речевых интонаций, расширение тембровой и гармонической палитры; — тема природы; — развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма. Представленная информация была полезной? ДА 59.41% НЕТ 40.59% Проголосовало: 1158 |
Франц Шуберт «Музыкальный момент фа минор»
Роберт Шуман «В сиянье…», «Встречаю взор…»
Фредерик Шопен «Концерт №2 фа минор»
Гектор Берлиоз «Фантастическая симфония»
Рихард Вагнер «Летучий голландец»
Иоганн Батист Штраус «Дон Жуан» |
Литература: Александр Сергеевич Пушкин «Кавказский пленник»
Живопись: Каспар Давид Фридрих «Странник над морем тумана»
Архитектура: Шинкель «Церковь Александра Невского» |
Импрессионизм |
Франция, конец XIX – начало XX в. |
— тончайшую фиксацию случайных пространственно-временных моментов в действительности; — отражение в музыке всевозможных мимолётных впечатлений; — внимательное отношение к деталям и полутонам. |
Клод Дебюсси «Ноктюрны», «Море».
Жозеф Морис Равель «Игра воды», «Дафнис и Хлоя» |
Литература: Импрессионизм не сложился как отдельное направление. Можно говорить о чертах импрессионизма внутри разных направлений эпохи, прежде всего внутри натурализма и символизма. Наиболее яркий пример: Сборник стихов П. Верлена «Романсы без слов»
Живопись: Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце» |
Экспрессионизм |
Австрия, Германия в первой четверти XX в. |
— крайняя степень диссонансности в гармонии; — отсутствия классического понимания размера и ритма в музыке; — прерывистость, резкость, разорванной мелодической линии; — резкие и нестандартные интервалы и аккорды; — переменчивость темпа музыки резкая и неожиданная; — отсутствие стандартно мажорно-минорного лада – атональность; — замена вокальной партии инструментальной, и наоборот; — нерегулярность и необычная расстановка акцентов в ритме. |
Арнольд Шенберг вокальный цикл «Лунный Пьеро», опера «Аарон и Моисей». Эрнст Кшенек опера «Орфей и Эвридика», опера «Джонни наигрывает».
Бела Барток «Весна священная», «Чудесный мандарин».
Альбан Берг опера «Воццек».
Антон Веберн «Святая святых», кантата «Свет глаз» |
Литература: Франц Кафка «Процесс»
Живопись: Эдвард Мунк «Крик»
Архитектура: Эрих Мендельсон Башня Эйнштейна в Потсдаме, Германия, 1921 |