МИНИСТЕРСТВОНАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательноеучреждение
высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. Вернадского» (ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)
ПРИБРЕЖНЕНСКИЙ АГРАРНЫЙКОЛЛЕДЖ (ФИЛИАЛ)
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
_________А.Н. Хаирова
«____» _________ 2022 г.
Методические указания по самостоятельной работе поучебной дисциплине
ОП.02 Латинский языкв ветеринарии
специальность 36.02.01 Ветеринария
2022 г.
Методические указания посамостоятельной работе по учебной дисциплине разработаны на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта среднего профессиональногообразования по специальности 36.02.01 Ветеринария
Разработчик:
ВасинаТ.В. — преподаватель высшейквалификационной категории
общеобразовательных и социально- дисциплин
Рассмотрено и одобрено на заседании
цикловой методической комиссии
ветеринарно-технологических дисциплин
протокол № ___ от «___» ____ 2022 г.
Председатель _________ Бобер Н.П.
Пояснительная записка
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования крезультатам освоения дисциплины.
В результате освоениядисциплины обучающийся должен уметь:
— читать слова исловосочетания латинского языка с соблюдением правил;
— орфографически правильнописать анатомо-гистологические и клинические термины;
— применять латинскуюветеринарную терминологию в профессиональной деятельности;
— выписывать рецепты.
В результате освоения дисциплиныобучающийся должен знать:
— лексический и грамматическийминимум ветеринарного профиля;
— основные характеристикичастей речи латинского языка: имен существительных и прилагательных, глаголов,причастий, числительных, местоимениях, наречий, союзов, префиксов, предлогов;
— правила фонетики;
— принципы словообразования;
— систему латинских склонений;
— управление предлогов;
— бинарную номенклатуру;
— правила заполнения рецепта.
В результате освоения учебнойдисциплины обучающийся должен обладать следующими общими компетенциями (ОК):
ОК 1. Выбирать способырешения задач профессиональной деятельности, применительно к различнымконтекстам.
ОК 2. Осуществлять поиск,анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задачпрофессиональной деятельности.
ОК 3. Планировать иреализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 4. Работать в коллективе икоманде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 5. Осуществлять устную иписьменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетомособенностей социального и культурного контекста.
ОК 9. Использовать информационныетехнологии в профессиональной деятельности.
ОК 10 Пользоватьсяпрофессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ОК 11 Использовать знания пофинансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность впрофессиональной сфере.
Тема 1.7. Рецепт ифармацевтическая терминология
Изучаемые вопросы:
1. Составить собственныйсловарь ветеринарной терминологии (500 слов).
Овладениеобучающими общими (ОК) компетенциями:
ОК 1, ОК 2
Рекомендуемаялитература:
Название источника |
Страницы |
1.Латинский язык для студентов-стоматологов: Мерещак Н.Г., Семенюк Л.П., ЧернявскаяЛ.Г.2020г. |
Стр.145-46 |
2.Валл Г.И. Латинский язык. – М.: Высшая школа, 2019. 3.Вульф В.Д. Латинский язык и основы ветеринарной терминологии. – М.: Агропромиздат, 2018. |
Стр.34-43 |
4.Городкова Ю.И. Латинский язык. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018 г. |
Стр.67-89 |
5.Латино — русский словарь, Ростов на Дону; издательство «Феникс», 2019г. |
|
5.Учебные элементы «Латинский язык в ветеринарии». — Иркутск: ФГОУ СПО «ИАТ», 2020 г. |
Стр.45-59 |
6.Бабичев Н.Т. Словарь латинских крылатых слов/ Бабичев Н.Т., |
|
Методическиерекомендации по выполнению самостоятельной работы:
1.Прочитатьв источнике информацию.
2.Начертить в тетрадитаблицу по образцу, выписать в словарь ветеринарную терминологию (500 слов исловосочетаний):
№ |
Слово |
Транскрипция |
Перевод |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3. Выучить слова иуметь употреблять их в узкой специализации (фармакологии, анатомии).
1. ТЕМА: ОСНОВО(СЛОВО-)СЛОЖЕНИЕ. ТЕРМИНОЭЛЕМЕНТЫ.
1. СООТВЕТСТВИЯ:
1 — gastritis а — иссечение желудка
2 — gastrostomia б — вскрытие желудка
3 — gastrotomia в — воспаление (слизистой) желудка
4 — gastrectomia г — расширение желудка
5 — gastrectasia д — наложение свища на желудке
2. «СОДЕРЖАНИЕ САХАРА В КРОВИ»:
1. anaemia
2. hydraemia
3. glycaemia
4. leukaemia
5. toxaemia
3. «ОПЕРАТИВНОЕ ИССЕЧЕНИЕ ПОЧКИ»:
1. nephropathia
2. nephroscopia
3. nephrectomia
4. nephrotomia
5. nephrostomia
4. «ВОСПАЛЕНИЕ ДЕСНЫ»:
1. stomatitis
2. sinusitis
3. gingivitis
4. glossitis
5. pulpitis
5. «ВОСПАЛЕНИЕ БРЮШИНЫ»:
1. periostitis
2. peritonitis
3. pancreatitis
4. appendicitis
5. ileitis
6. «ВОСПАЛЕНИЕ (СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ) ТОЛСТОЙ КИШКИ»:
1. gastritis
2. colitis
3. peritonitis
4. pancreatitis
5. enteritis
7. ЗНАЧЕНИЕ «СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ» ИМЕЮТ ТЕРМИНЫ:
1. orthopaedia
2. phytotherapia
3. psychiatria
4. psychotherapia
5. logopaedia
8. ЗНАЧЕНИЕ «РЕЗУЛЬТАТ ОБСЛЕДОВАНИЯ, ЗАПИСЬ» ИМЕЮТ ТЕРМИНЫ:
1. gastroscopia
2. phlebogramma
3. cardiographia
4. biopsia
5. myogramma
9. ТЕРМИНЫ СО ЗНАЧЕНИЕМ «УВЕЛИЧЕНИЕ, ПРЕВЫШЕНИЕ НОРМЫ»:
1. erythrocytosis
2. synchondrosis
3. angiomatosis
4. syndesmosis
5. synostosis
6. thrombocytosis
10. ТЕРМИНОЭЛЕМЕНТЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ УПОТРЕБЛЯТЬСЯ КАК
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ (СВОБОДНЫЕ):
1. – phobia
2. – iatria
3. – therapia
4. – scopia
5. – rrhagia
11. ТЕРМИНОЭЛЕМЕНТЫ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ИМЕНАМИПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ:
1. – poësis
2. – sclerosis
3. – erythros
4. – phlebos
5. – scleros
12. ТЕРМИНОЭЛЕМЕНТЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ЦВЕТ:
1. lipos
2. polios
3. oligos
4. leucos
5. malacos
13. ТЕРМИНОЭЛЕМЕНТЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ НАЗВАНИЯ ОРГАНОВ:
1. dromos
2. pathos
3. pyelos
4. nephros
5. sthenos
14. ТЕРМИНОЭЛЕМЕНТЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ РАЗМЕР:
1. oligos
2. monos
3. macros
4. mesos
5. heteros
6. allos
15. СООТВЕТСТВИЯ:
1. –metria
2. –scopia
3. –graphia
4. –gramma
a) инструментальное исследование
b) измерение
c) результат обследования
d) процесс обследования, записывание
ТЕМА: ГРЕКО-ЛАТИНСКИЕ ДУБЛЕТЫ (ПАРАЛЛЕЛИ)
1. ГРЕКО-ЛАТИНСКИЕ ДУБЛЕТНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ:
1. gony а — musculus, i m
2. cheilos б — genu, us n
3. spondylos в — labium, i n
4. mys
5. rhis
г — vertebra, aef
д — nasus, i m
2. ГРЕКО-ЛАТИНСКИЕ ДУБЛЕТНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ:
1. dactylos а — vena, ae f
2. phlebs б — os, oris n
3. chondros в — os, ossis n
4. stoma г — cartilago, inis f
5. osteon д – digitus, i m
3. ГРЕКО-ЛАТИНСКИЕ ДУБЛЕТНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ:
1. erythros а — albus, a, um
2. leucos б — durus, a, um
3. scleros в — niger, gra, grum
4. orthos г — ruber, bra, brum
5. melanos д — rectus, a, um
4. ГРЕКО-ЛАТИНСКИЕ ДУБЛЕТНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ:
1. ophthalmos a — ren, renis m
2. cephale б — vas, vasis n
3. nephros в — oculus, i m
4. angion г — articulatio, onis f
5. arthron д — caput, itis n
5. ГРЕКО-ЛАТИНСКИЕ ДУБЛЕТНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ:
1. blepharon a — cerebrum, i n
2. encephalon б — sanguis, inis m
65
3. lapara в — palpebra, ae f
4. haema г — textus, us m
5. histos д — abdomen, inis n
6. «ХРЯЩ»:
1. desmos
2. arthron
3. chondros
4. osteon
5. angion
7. «СВЯЗКА»:
1. chondros
2. angion
3. cytus
4. desmos
5. arthron
8. «СОСУД»:
1. angion
2. phlebs
3. haema
4. histos
5. lithos
9. СЛОВА ГРЕЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ:
1. nephros
2. cardia
3. sanguis
4. intestinum
5. labium
10. СЛОВА ЛАТИНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ:
1. aden
2. abdomen
3. lien
4. spleen
5. chondros
11. ТЕРМИНОЭЛЕМЕНТЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЛАТИНСКОМУ СЛОВУ
«UTERUS»:
1. colp2. salping3. metr4. hyster5. -metria
12. ТЕРМИНОЭЛЕМЕНТЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К РАЗДЕЛУ«СПЛАНХНОЛОГИЯ»:
1. blepharon
2. dactylos
3. nephros
66
4. splen
5. cheilos
6. cephale
13. ГРЕЧЕСКИЙ СИНОНИМ ЛАТИНСКОГО СЛОВА «RECTUM, I N»:
1. colon
2. enteron
3. jejunum
4. proctos
5. intestinum
14. ТЕРМИНОЭЛЕМЕНТЫ, ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗАБОЛЕВАНИЯМ
ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА:
1. nephr2. gastr3. enter4. hyster5. pneum—
Способы контроляза работой обучающихся:
1. Опрос на следующемзанятии.
2. Выполнение письменныхзаданий по карточкам.
Критерииоценивания:
Оценка по дисциплине складывается из оценки за ответ на теоретическиевопросы и оценок, полученных на практических занятиях.
5 — за глубокое и полное овладение содержанием учебногоматериала, в котором обучающийся легко ориентируется, понятийным аппаратом,умение связывать теорию с практикой, высказывать и обосновывать свои суждения.Отличная оценка предполагает грамотное, логическое изложение ответа (как вустной, так и в письменной форме), качественное внешнее оформление и наличиеболее 50% отличных оценок, при отсутствии удовлетворительных инеудовлетворительных оценок, полученных на практических занятиях.
4 — если обучающийся полно освоил учебный материал, владеетпонятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, грамотно излагаетответ, но содержание, форма ответа имеют отдельные неточности в трактованииосновных терминов; оценка «хорошо» предполагает наличие более 50% отличныхоценок и оценок «хорошо», при отсутствии неудовлетворительных оценок,полученных на практических занятиях
3 — если обучающийся демонстрирует знание и пониманиеосновных положений учебного материала, но излагает его неполно,непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, не умеетдоказательно обосновать свои суждения и наличие более 50% положительных оценок,полученных на практических занятиях;
2 — если обучающийся имеет разрозненные, бессистемныезнания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки вопределении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагаетматериал и наличие менее 50% положительных оценок, полученных на практическихзанятиях.
Тема 1.8 Клиническая терминология
Количество часов: 4 часа
Изучаемые вопросы:.1. Написание рецептов. Чтение текстов с расстановкойударений. Выполнение домашних заданий по теме: «Рецептура».
Овладение обучающими общими (ОК) компетенциями:
ОК 1, ОК 2, ОК4
Рекомендуемая литература:
Название источника |
Страницы |
1.Латинский язык для студентов-стоматологов: Мерещак Н.Г., Семенюк Л.П., ЧернявскаяЛ.Г.2020г. |
Стр.156-178 |
2.Валл Г.И. Латинский. язык. – М.: Высшая школа, 2019 |
Стр.45-57 |
3.Вульф В.Д. Латинский язык и основы ветеринарной терминологии. – М.: Агропромиздат, 2018. 4.Городкова Ю.И. Латинский язык. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018 г. |
Стр.79-86 |
5.Латино — русский словарь, Ростов на Дону; издательство «Феникс», 2019г. |
|
6.Учебные элементы «Латинский язык в ветеринарии». — Иркутск: ФГОУ СПО «ИАТ», 2020 г. |
Стр.129-134 |
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы:
1.Прочитать в источнике информацию.
2. Написать рецепты (простые и сложные) согласно образцам, приведеннымв источнике. Прочитать тексты в источнике с расстановкой ударений. Выполнитьписьменно домашние задания по теме: «Рецептура», повторив предварительноправила употребления существительных, прилагательных, числительных и повелительной формыглаголов в рецептах.
Контрольныевопросы ( выбрать правильный ответ):
1. ……- рассматривает основные правила выписывания рецептов, выписываниерецептов, лекарственные формы и способы их приготовления. А также оборудованиеи снабжение аптеки. Правила хранения, учета и отпуска лекарственных средств.
а) Общая рецептура
б) Частная рецептура
в) Общая фармакология
г) Частная фармакология
2. … — все, что способно предупредить и устранить, уменьшить болевыеощущения или нарушения в организме
а) лекарственное вещество
б) лекарственное средство
в) лекарственные препараты
г) лекарственное средство
3. Источниками получения лекарственных средств являются:
а) минеральные вещества, вещества животного и растительного происхождения,экстракты
б) минеральные вещества, синтетические соединения, вещества животного ирастительного происхождения
в) минеральные вещества, ферменты, вещества животного и растительногопроисхождения
г) минеральные вещества, окисные соединения, вещества животного ирастительного происхождения
4. Учение о материалах, служащих для приготовления лекарственныхсредств из сырья растительного и животного происхождения.
а) фармакогнозия
б) фармакопрофилактика
в) фармакотерапия
г) фармакостимуляция
5. … — рассматривает использование средств для предупреждениязаболевания
а) фармакогнозия
б) фармакопрофилактика
в) фармакотерапия
г) фармакостимуляция
6. С учетом степени ядовитости лекарственные вещества:
а) ядовитые
б) сильнодействующие
в) другие
г) все варианты верны
7. … — изучает правила выписывания рецептов, изготовления,изготовления, хранения и отпуска лекарственных форм.
а) общая рецептура
б) частная рецептура
в) врачебная рецептура
г) фармацевтическая рецептура
8. …- любое неорганическое или органическое вещество, применяемое сцелью лечения или профилактики заболеваний.
а) лекарственное вещество
б) лекарственное сырье
в) лекарственная форма
г) лекарственный препарат
9. Лекарственные формы, изготовляемые на заводах и в аптеках называются…
а) официнальными
б) магистральными
в) дивизионными
г) диспензационными
10. Выпуск лекарственных средств и форм регламентируется….
а) фармакопеей
б) инструкциями по применению лекарственных средств
в) наставления по применению лекарственных средств
г) все ответы верны
11. Рецепт – это …
а) …письменное обращение врача к фармацевту об изготовлениилекарственного вещества с указанием о его применении.
б) …этот документ, за который несут ответственность врач, выписавшийрецепт; фармацевт, приготовивший препарат; врач, применивший препарат.
в) … письменное обращение врача к фармацевту об изготовлениилекарственного вещества.
г) все ответы верны
12. Каждое лекарственное вещество пишут…
а) в именительном падеже
б) в родительном падеже
в) в дательном падеже
г) верно а и б
13. Массу веществ выписывают:
а) арабскими числами
б) в конце строки
в) в виде дроби
г) все ответы верны
14. Verte в переводе на русский звучит как…
а) перевернуть
б) быстро
в) повторить
г) выдать
15. Remedium corrigens
а) основное вещество
б) вспомогательное вещество
в) формообразующее вещество
г) улучшающее вкус вещество
16. Da in vitro nigro — …
а) выдать в парафиновой бумаге
б) выдать в вощенной бумаге
в) выдать в желтой бутылочке
г) выдать в темной бутылочке
17. Praepositio — …
а) заглавие
б) обращение
в) перечень лекарств
г) указание об изготовлении лекарственного вещества
д) указание о способе применения
18. Misce fiat — …
а) сколько потребуется
б) смешай получи
в) дай таких доз
г) указание о дозах
19. Рецепт состоит из одного лекарственного вещества, без указаниядозы.
а) простой недозированный
б) простой дозированный
в) сложный недозированный
г) сложный дозированный
20. Рецепт состоит из нескольких лекарственных веществ с указаниемколичества вещества на одну лекарственную форму.
а) диспензационный
б) дивизионный
в) сложный недозированный
г) сложный дозированный
21. Лекарственная форма, состоящая из одного или нескольких веществ визмельченном виде.
а) порошок
б) сборы
в) таблетки
г) драже
22. Твердая дозированная форма, имеющая вид маленьких шариков массой от0,1 до 0,5 г.
а) драже
б) капсула
в) пилюля
г) таблетка
23. Лекарственная форма, получаемая путем растворения или смешиваниялекарственных веществ в жидкостях.
а) раствор
б) микстура
в) эмульсия
г) экстракты
24. … — рассматривает реакции организма на воздействие лекарственныхсредств и их применение с целью лечения или профилактической целью.
а) Общая рецептура
б) Частная рецептура
в) Общая фармакология
г) Частная фармакология
25. … — синтетические лекарственные средства, которые получены врезультате сложной обработки, очистки.
а) лекарственное вещество
б) лекарственное средство
в) лекарственные препараты
г) лекарственное средство
26. Heroica — …
а) ядовитые
б) сильнодействующие
в) другие
г) все ответы верны
27. … — рассматривает правила прописей на разные лекарственные формы.
а) общая рецептура
б) частная рецептура
в) врачебная рецептура
г) фармацевтическая рецептура
28 …-лекарственное вещество, которому придана удобная для применения инаиболее рациональная для воздействия на организм форма.
а) лекарственное вещество
б) лекарственное сырье
в) лекарственная форма
г) лекарственный препарат
29. Рецепт должен быть:
а) на латинском языке
б) иметь сигнатуру и заглавие на русском
в) иметь подпись врача, штамп учреждения
г) все ответы верны
30. Если на одном бланке 2 или 3 рецепта, то..
а) такого не может быть
б) их разделяют #
в) их не разделяют
г) все ответы верны
31. Remedium adjuvan
а) основное вещество
б) вспомогательное вещество
в) формообразующее вещество
г) улучшающее вкус вещество
32. Рецепт на сильнодействующие вещества действителен …
а) 5 дней
б) 10 дней
в) до 2 месяцев
г) до года
33.Da in charta parafinata — …
а) выдать в парафиновой бумаге
б) выдать в вощенной бумаге
в) выдать в желтой бутылочке
г) выдать в темной бутылочке
34. Subscriptio — …
а) заглавие
б) обращение
в) перечень лекарств
г) указание об изготовлении лекарственного вещества
д) указание о способе применения
35. Da (Detur, Dentum) tales dosis № — …
а) сколько потребуется
б) смешай получи
в) дай таких доз №
г) указание о дозах
36. Рецепт состоит из двух и более лекарственных веществ, в субскрипцииуказывают какую форму придать.
а) простой недозированный
б) простой дозированный
в) сложный недозированный
г) сложный дозированный
37. Рецепт, в котором лекарственная форма выписывается официальнымспособом.
а) диспензационный
б) дивизионный
в) сокращенный
г) развернутый
38. Твердая дозированная лекарственная форма, полученная путемпрессования медикаментов.
а) порошок
б) сборы
в) таблетки
г) драже
39.Жидкая масса для наружного применения, по консистенции напоминающаясироп или патоку, плавящуюся при температуре тела.
а) слизи
б) линимент
в) мазь
г) паста
40. Прозрачная жидкая спиртовая, спиртово-водная или спиртово-эфирнаявытяжка из растительного сырья, получаемая без нагревания и удаленияэкстрагента
а) настои
б) настойка
в) экстракты
г) эмульсия
Способы контроля за работой обучающихся:
1. Опрос на следующем занятии, проверка письменных домашнихзаданий в конспекте.
2. Выполнение письменных заданий по карточкам.
Критерии оценивания:
Оценка по дисциплине складывается из оценки за ответ на теоретическиевопросы и оценок, полученных на практических занятиях.
5 — за глубокое и полное овладение содержанием учебногоматериала, в котором обучающийся легко ориентируется, понятийным аппаратом,умение связывать теорию с практикой, высказывать и обосновывать свои суждения.Отличная оценка предполагает грамотное, логическое изложение ответа (как вустной, так и в письменной форме), качественное внешнее оформление и наличиеболее 50% отличных оценок, при отсутствии удовлетворительных инеудовлетворительных оценок, полученных на практических занятиях.
4 — если обучающийся полно освоил учебный материал, владеетпонятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, грамотно излагаетответ, но содержание, форма ответа имеют отдельные неточности в трактованииосновных терминов; оценка «хорошо» предполагает наличие более 50% отличныхоценок и оценок «хорошо», при отсутствии неудовлетворительных оценок,полученных на практических занятиях
3 — если обучающийся демонстрирует знание и пониманиеосновных положений учебного материала, но излагает его неполно,непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, не умеет доказательнообосновать свои суждения и наличие более 50% положительных оценок, полученныхна практических занятиях;
2 — если обучающийся имеет разрозненные, бессистемныезнания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки вопределении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагаетматериал и наличие менее 50% положительных оценок, полученных на практическихзанятиях.