X-PDF

Статьи Теория понятия лидерства

Поделиться статьей

 

1 ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСТВА

 

1.1   Определение лидерства

 

Понятие лидерства и различные его концепции возникли впервые в западнойсоциальной психологии на базе эмпирических исследований малых групп. Многиеисследователи изучали лидерство как социально-психологический феномен с разныхточек зрения, выделяя тот или иной его аспект.

Лидерство — это естественный социально-психологический процесс вгруппе, построенной на влиянии личного авторитета индивида на поведение членовгруппы.

Лидерство — одно из проявлений власти. Обязательное условие лидерства -обладание властью в конкретных формальных и неформальных организациях самыхразных уровней и масштаба.

Лидер — это член группы, чей авторитет безоговорочно признаетсяостальными членами, готовыми следовать за ним. Это личность, за которой другиеготовы признать и признают качества превосходства, т.е. качества, которыевнушают веру в него и побуждают людей признать его влияние на себя.

Проанализировав различные подходы, американский психолог Р. Стогдиллвыявил, что чаще всего лидерство рассматривается либо как фокус групповыхинтересов, либо как искусство добиваться согласия, либо как ролеваядифференциация в позициях власти.

 

1.2            Классификация и виды лидерства

 

Лидерыклассифицируются:

                  по характеру деятельности: ситуативный лидер илиуниверсальный лидер;

                  по содержанию деятельности: например,лидер-вдохновитель, или исполнитель;

                  по направленности деятельности можно выделитьделового лидер, эмоционального

                  лидера.

Виды лидерства:

                  формальное лидерство – когда влияние на подчиненныхосуществляется с позиции занимаемой должности,

                  неформальное лидерство – влияние при помощиспособностей, доверия, авторитета, умения.

Лидер может бытьпри этом и формальным руководителем группы. Существуют подходы для определенияэффективности лидерства:

                  с позиции личных качеств: если следовать теории«великих людей», то крупный лидер должен обладать общим набором качеств, составэтого набора до сих пор не определен, и проведенные исследования показали, чточеловек не станет лидером только благодаря этому набору.

                  поведенческий подход: эффективность зависит не отличностных качеств лидера, а от его манеры руководить, «стиля руководства»:демократический и автократический стиль, ориентированность на работу,ориентированность на человека.

                  ситуационный подход: ни один из подходов не выявилипрямой логической связи между качествами, поведением лидера и эффективностьюруководства, хотя они являются составляющими успеха. Ситуационные факторы могутсыграть решающее значение в эффективности руководства. Такие как: характерзадания, личные качества и потребности сотрудников, воздействие среды,информация, имеющаяся у руководителя.

Виды лидерства ворганизации с точки зрения его роли:

                  Деловое лидерство: возникает на основепроизводственных целей, влияя на эффективность руководства. Можно выделитьтакие качества, как компетентность, умение решать сложные организационныезадачи, опыт, деловой авторитет.

                  Эмоциональное лидерство: часто возникает вследствиечеловеческих симпатий, вызывая чувство доверия, уверенности, снимаяпсихологическую напряженность.

                  Ситуативное лидерство: может быть какэмоциональным, так и деловым. Оно неустойчиво, по времени связано сопределенной ситуацией. Например:

                  организовать и вывести людей при пожаре, когдаосновная масса растеряна.

 Можно ещеклассифицировать в зависимости от типа лидера, следующие типы:

                  организатор, выполняющий функцию групповойинтеграции;

                  инициатор: выдвигает идеи, главенствует при решениипроблем;

                  эрудит: его отличает обширность знаний;

                  генератор эмоционального настроя: определяетнастроение группы;

                  эталон: центральная фигура, являющаяся образцом;

                  мастер, являющийся специалистом в отдельном видедеятельности.

Существует тритеории лидерства:

по содержанию:

                  лидер вдохновитель, который разрабатывает программуповедения,

                  исполнитель, организует выполнение имеющейсяпрограммы,

                  лидер, который является одновременно вдохновителеми организатором;

 по стилю:

                  авторитарный: лидер, который требует монопольнойвласти, самостоятельно определяя цели, способы достижения, контролирует связимежду другими работниками группы.

                  демократический: этот стиль более предпочтителен.но при принятии решений требуется больше времени. Лидеры при таком стилетактичны, объективны.

                  либеральный: лидер при таком стиле управленияделегирует ответственность подчиненным, от него не услышишь ни порицаний, нипохвалы.

по характерудеятельности:

                  ситуативный: лидер проявляет свои качества вопределенной ситуации;

                  универсальный тип: когда лидер проявляет свои качествапостоянно.

В зависимости отвосприятия группой лидеры разделяются на:

                  «лучший из нас»: при данном типе лидер, выделяясьпо многим параметрам, воспринимается как эталон для подражания.

                  «один из нас»: не выделяясь особо из группы, лидерпервый среди равных.

                  «служитель»: при таком типе лидер, ориентируясь намнение группы, выступает выразителем интересов сослуживцев.

                  «хороший человек»: в данном случае лидер являетсявоплощением лучших нравственных качеств.

 

 

 

 

 

2         ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1136

2.1            Теория личностных черт и ситуативная теориялидерства

 

Направление висследовании лидерства с позиции теории черт возникло под влиянием английскогопсихолога и антрополога Ф. Гальтона, который выдвинул идею наследственности вприроде лидерства. Основной идеей такого подхода было убеждение, что если лидеробладает качествами, передающимися по наследству и отличающими его от других,то эти качества можно выделить. Однако составить такой перечень не удавалось.Впервые список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как«лидерские», составил американский психолог К. Бэрд в 1940 г. Итоги оказалисьобескураживающими. Положение теории не выдерживали критики ни в научном, ни вприкладном отношениях. Во-первых, не удалось выявить какой-либо универсальныйнабор лидерских черт, поскольку примерно лишь 5 % от общего их числа былиобщими для четырех или более исследований. Во-вторых, провалились попыткипрогноза реального поведения людей с помощью психологических тестов, имевшихсвоей идейной основой «теорию черт».

Таким образом,теория черт не смогла дать серьезного научного толкования причин, объясняющихуспех отдельных лидеров. Однако она наметила отправные точки исследований этогоявления. Ее прикладное значение выразилось в разработке процедур отборакандидатов на руководящие должности. Для этого были выделены основные черты,которые необходимо иметь лидеру:

Дальновидность —умение сформулировать облик и задачи организации.

Способностьразличать, что необходимо, а что просто важно.

Стимулированиепоследователей выражением признания и вознаграждением за успехи.

Владениеискусством межличностных отношений, то есть умение выслушать, подсказать, бытьуверенным в своих действиях.

«Политическоечутье» — способность понимать запросы своего окружения и лиц, имеющих власть.

Стойкость —непоколебимость перед лицом оппонента.

Обаяние.

Способность идтина риск в таких вопросах, как передача части работы, полномочий последователям.

Гибкость —способность отзываться на новые идеи и опыт.

Решительность,твердость, когда этого требуют обстоятельства.

Согласно ситуативнойтеории лидерства, появление лидера рассматривается как результат встречисубъекта, места, времени и обстоятельств. Это означает, что в различныхконкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которыепревосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но посколькуименно это качество и оказывается необходимым в сложившейся ситуации, человек,обладающий им, становится лидером. Интересно, что ситуативная теория лидерстваподчеркивает относительность черт, присущих лидеру, и предполагает, чтокачественно разные обстоятельства могут потребовать и качественно разныхличностных черт тех или иных индивидов, которые и становятся лидерами.

Эта концепция непоказалась исследователям достаточно убедительной. Даже была попытка усмотретьв ней личность лидера как марионетки. Преодолеть это ограничение решиламериканский ученый лидерства. Он сформулировал ряд заслуживающих вниманияпредположений, в частности:

Э. Хартли, которыйпредложил модификацию ситуативной теории:

                  если человек становится лидером в одной ситуации,то не исключено, что он может им стать и в другой;

                  в результате стереотипного восприятия лидеры водной ситуации рассматриваются группой как «лидеры вообще»;

                  став лидером в одной ситуации, индивид приобретаетавторитет, который способствует избранию его лидером и в другой ситуации;

                  лидером чаще выбирают человека, который имеетмотивацию к достижению этого статуса.

Несмотря на то,что концепция лидерства Хартли была более гибкой по сравнению спредшествующими, ей все же не удалось приобрести четкости и строгости вкачестве научной теории лидерств

 

2.2 Ситуативно-личностная теория и теория ожидания-взаимодействия

 

Более или менеекомпромиссный вариант теории лидерства предложили в 1952 г. Г. Герт и С. Милз.Они выделили пять факторов, которые необходимо учитывать при рассмотрениифеномена лидерства:

                  черты лидера как человека;

                  его мотивы; 

                  образы лидера и мотивы, существующие в сознании егопоследователей и побуждающие их следовать за ним;     

                  личностные характеристики лидера как социальнойроли;

                  институциональный контекст, т.е. те официальные илегитимные параметры, в рамках которых действует лидер и его последователи.

Позднее, появилисьпредложения изучать лидерство с точки зрения статуса, взаимодействия,восприятия и поведения индивидов по отношению к другим членам группы. Такимобразом, лидерство стало рассматриваться как межличностные отношения, а не какхарактеристика отдельного индивида.

Следуя этойтрадиции, известный психолог и диагност Р. Кеттел предложил рассматриватьлидерство как динамичное взаимодействие между целями и потребностями лидера и целями,и потребностями последователей, где функция лидера сводится к выбору идостижению групповых целей. В рамках этой традиции развивали теорию лидерстваЭ. Холландер, Дж.Джулиан.

Ее разрабатывалимногие американские исследователи — Дж. Хоманс, Дж. Хемфилл, Р. Стогдилл, С.Эванс, Ф. Фидлер. В рамках этой школы создавались операциональные моделилидерства, и Ф. Фидлер предложил свой вариант — вероятностную модельэффективности лидерства. В ней акцент делается на интеграции влияния лидера,его личностных свойств и ситуативных переменных, в частности, отношений междулидером и последователями. Фидлер выделяет два возможных стиля лидерства:

                  ориентацию на задачу («инструментальноелидерство»);

                  ориентацию на межличностные отношения(«эмоциональное лидерство»).

По мнению Фидлера,стиль лидерства соотносится с ситуативными переменными таким образом, что самаяблагоприятная ситуация для лидера включает хорошие отношения с последователями,тщательно разработанную задачу, сильную позицию лидера.

Фидлер делаетвывод, что лидер, ориентированный на задачу, более эффективен, когда ситуациялибо очень благоприятна, либо очень неблагоприятна для него. А ориентированныйна межличностные отношения лидер более эффективен в ситуациях либо умеренноблагоприятных, либо умеренно неблагоприятных.

 

2.3 Теория гуманистического направления мотивации и атрибуции

 

Эта концепцияутверждает, что человеческое существо по природе своей — сложный мотивированныйорганизм, а организация в принципе всегда управляема. Поэтому лидер должен такпреобразовать организацию, чтобы индивиду была обеспечена свобода дляосуществления собственных целей и потребностей, и вместе с тем так, чтобывнести вклад в осуществление целей и потребностей организации. Идеюразрабатывали американские психологи Р. Блейк, Дж. Макгрегор и др.

Представителимотивационной теории — С. Митчел, С. Эванс и др. В ней утверждается, чтоэффективность лидера зависит от его воздействия на мотивацию последователей, наих способность к продуктивному выполнению задания и на удовлетворение,испытываемое в процессе работы.

Идея предполагаетопределенную структуру лидерского процесса, определяет типы лидерскогоповедения:

                  поддерживающее лидерство;

                  директивное лидерство;

                  лидерство, ориентированное на успех, и др.

При исследованиифеномена лидерства считается необходимым учитывать:

                  установки и поведение последователей;

                  удовлетворение или неудовлетворение работой;

                  одобрение или неодобрение лидера;

                  мотивацию поведения;

                  ситуативные факторы: индивидуальные чертыпоследователей и фактор окружающей среды (задачи, система власти в группе).

Атрибутивнаятеория рассматривает лидера как своего рода «марионетку»: лидер получает прямыеуказания и власть от своих последователей. Последние приводят лидера вдвижение, «как кукольник — куклу».

Существуетмножество других подходов и точек зрения, разработанных на уровне общей схемы,без тщательного операционального анализа. Исследования в этой областиинтенсивно продолжаются.

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1136

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет