X-PDF

Статистические критерии для обработки данных педагогических экспериментов

Поделиться статьей

Мигранова Елена Азатовна

Статистические критерии для обработкиданных педагогических экспериментов

 

Существуетмнение, неоднократно высказывавшееся круп­ными учеными прошлого: область знаниястановится наукой, лишьприменяя математику. Именноматематика позво­ляетколичественно сравнивать явления, проверять правильность словесных утвержденийи тем самым добираться до истины либо приближатьсяк ней.

Математическиеметоды позволяют обоснованно прогно­зироватьбудущие события, вместо того, чтобы гадать на кофей­ной гуще или как-либо иначе.

Как же учитель при этом можетиспользовать в своих экспериментах информатику? Оказывается, предметисследование  не только может быть описан, но измерен. Возможность измерениятого или иного психологического или педагогического феномена свойствахарактеристические черты открывает доступ для применения методовколичественного анализа, а значит и соответствующих вычислительных процедур.

Количественный анализ  результатов  исследования  занимает  важное место  в  профессиональной деятельности  учителя, имеет свои  границы  и  осуществляется  с  помощью определенной  группы информационно-статистических методов.

Данные,полученные в результате  исследования, не имеют  практического  значения  без дополнительного  математико-статистического  анализа, ограничены  в возможности  осмысления  и

интерпретации. Информационные  методы  обеспечивают  познавательную потребностьспециалиста.

         Конечно, было  бы  узко  говорить, что информационные  методы используютсяисключительно для обработки данных. Описание каких-либо психологических илипедагогических   явлений  при  помощи  информационных  методов – это мощноесредство их обобщения, способствующее теоретизации психологии как науки.

Наиболее естественным путем информатикапроникает в психологию и образовательную сферу через информационную статистику.Многие статистические процедуры достаточно  просты и легко выполнимы.

Правильное применение статистикипозволяет учителю:

1.                Доказывать правильность и обосноватьиспользуемых методических приемов и методов;

2.                Строго обосновать данные экспериментальныепланы;

3.                Обобщать данные эксперимента;

4.                Находить зависимости междуэкспериментальными данными;

5.                Выявить наличие существенных различиймежду группами   

          испытуемых;

6.                Строить статистические предсказания;

7.                Избегать логических и содержательныхошибок и многое другое [3].

Нельзя забывать, однако что сама посебе статистика – это только инструментарий,  помогающий учителю эффективноразбираться в сложном экспериментальном материале. Наиболее важным в любомэксперименте является четкая постановка задачи тщательное планированиеэксперимента построение непротиворечивых гипотез. Но не всякий  же учительсилён в математике.

Таким образом,  цельюдипломной работы, является:

Ø  Разработкаалгоритмов статистических критериев;

Ø Анализизменений, происходящих в процессе обучения;

Ø Оценказначимости и направленности этих изменений и выявление основных факторов,влияющих на процесс.

Для решения поставленных целейнеобходимо решить следующие задачи:

v Проанализироватьтеоретический материал по данной теме;

v Построитьалгоритмы некоторых критериев;

v Провестипедагогические и психологические эксперименты;

v Наоснове полученных экспериментальных данных, используя статистические критерии исоставленные алгоритмы, провести их обработку и сделать выводы.

 

ü ОПИСАНИЕ АЛГОРИТМОВ СТАТИСТИЧЕСКИХ КРИТЕРИЕВ

§1.  Алгоритм Q – критерий Розенбаума для оценки различий между двумя выборками поуровню исследуемого признака

1.   Полученныерезультаты эксперимента размесить  в таблицу для

удобства, таким образом, чтобы в одной части располагалась перваягруппа, во второй – вторая.  

Первая группа

Вторая группа

Участники

Эксперимента

Полученный результат (признак)

Участники

Эксперимента

Полученный результат

(признак)

2.    Сформулировать гипотезы:

: Уровень признака в группе 1 не превышает уровня признака  в группе 2.

 Уровень признака в группе 1 превышает уровень признака в группе 2.

3.   Вычислитьколичество участников в первой группе, обозначим  , и

во второй — .

4.   Проверить,выполняются ли ограничения:

 , и  

По таблице критические значения QРозенбаума (приложение 5) определить  критические значения  для данных  и . Для этого надо посмотреть пересечение  и  или пересечение и  для условия . Аналогично, делаем для условия . Результат записываем в виде системы.

 

б) если   и  , то 

в)  и , то критерий Розенбаума Q неприменим,

используй критерий Манна – Уитни U [3;стр.120].

5.   Расположить  полученные результаты в порядке возрастания снизу

вверх. Разместить два сравнимых ряда таким образом, чтобы равныеэлементы находились друг за другом.

Первая группа

Вторая группа

Участники

Эксперимента

Полученный результат (признак)

Участники

Эксперимента

Полученный результат

(признак)

1

2

3

А

Б

Р

55

54

53

 

1

2

 

И

П

 

54

 

6.    Определитьсамое высокое (максимальное) значение в группе 2.

7.   Подсчитатьколичество значений в группе 1, которые выше

максимального значения в группе 2. Обозначитьполученную величину как .

8.    Определитьсамое низкое (минимальное) значение в группе 1.

9.    Подсчитатьколичество значений в группе 2, которые ниже

минимального значения группы 1. Обозначитьполученную величину как

10.  Подсчитать  эмпирическоезначение  по формуле:

11. Для облегчения процесса принятия решенияможно всякий раз

вычерчивать « ось значимости»

 

 

 

 


Рис. 3

На рисунке 3  вправо от критическогозначения  простирается «зоназначимости», если сюда попадают эмпирические значения , превышающие ,то безусловно значимые и  отклоняется, а  принимается. Влево от критического значения простирается «зонанезначимости», если сюда попадают эмпирические значения , которые ниже  , то безусловнонезначимое  и  отклоняется, а  принимается.    Если   между  и  , то  попадает в  «зону неопределенности». На«ось значимости»  отметить ,  и .

12.  Если на некотором уровне значимости, то  отклоняется

на томуровне значимости, на котором вычислено критическое значение, а принимается . Если<  (p ≤ 0,05), то принимается . Чем больше значения тем более достоверны различия.

13.Сделать вывод, используя пункты 2 и 12.Если различия не выявлены,

то использовать критерий угловое преобразование Фишера.

§2. Алгоритм G — критерия знаков для оценки достоверности сдвига в значениях исследуемогопризнака

1.               Полученныерезультаты эксперимента в таблицу для удобства, таким образом:

 

Оценки и сдвиги оценок

вопрос 1

вопрос 2

До

После 

Сдвиг

До

После

Сдвиг

2.       Сформулироватьгипотезы:

: Преобладание типическогонаправления сдвига является   случайным.

 Преобладание типичного направления сдвигане является случайным.

3.   Сдвигвычисляем, используясь формулу соответственно  каждой

строке: сдвиг = после — до

4.   Подсчитать количество положительных и отрицательных сдвигов.

Если  общее число положительных иотрицательных сдвигов оказывается равным, то наш критерий не применим. В этомслучаи необходимо применять критерий T-Вилкоксона.

5.   Определить преобладающеенаправление изменений. Считать сдвиги в

преобладающем направлении «типичными». Наибольшая сумма сдвиговназывается типичным сдвигом, и обозначают n.

6.   Определить количество«нетипичных» сдвигов. Наименьшая сумма

сдвигов – нетипичным сдвигом. Считать это число эмпирическимзначением .

7.            Потаблице критические значения G – критерий знаков определить критическиезначения   для данного  n (приложение 5). Для этого надо посмотреть пересечение n и   и пересечение n и. Результат записываем в виде системы.

8.    Построить  «ось значимости».

 

 

 


 На«ось значимости»  отметить

9.   Если  ≤   на некотором уровне значимости, то отвергается, а

принимается на этом уровне значимости. Если  >   на некотором уровне значимости, то  принимается на том же уровне значимости. Чем меньше  тем более вероятно, что сдвиг в типичном направлении статистическидостоверен.

10.  Сделатьвывод, используя пункты 2 и 10. Если различия не выявлены,

то использовать критерий угловое преобразование Фишера.

§3. Алгоритм корреляционногоотношение Пирсона η

1.    Сформулировать гипотезы:

: Значимое влияние 1 результата данных на результаты данных  2.

 Значимоевлияние 2 результата данных на результаты данных 1.

2.    Полученные результаты эксперимента размеситьв  таблицу.

№ испытуемых

Результаты тестов                               

1

2

1 испытуемый

Результат данных 1 теста:  

Результат данных 2 теста:

2 испытуемый

 

 

 

 

3.    Посчитать количество испытуемых: N.

4.    Найти среднее по результату теста №1:

5.    Найти среднее по результату теста №2:

=

6.    Определить  частоту (число показывающие, сколько раз отдельные

варианты встречаются в данной совокупности) теста №1 и соответствующие им неповторяющиеся значения. Подсчитатьарифметические частные средние для теста№2 по отношению тесту №1. Для этогоодинаковым значениям теста №1поставить  соответствие их среднее арифметическоепо тесту №2:

7.    Составить таблицу.

Частота

 

 

Неповторяющиеся элементы

 

 

 

 

 

Частное среднее  

 

 

 

 

8.     Проверить  правильность подсчета частот:

N=

9.    Определить частоту(число показывающие, сколько раз отдельные

вариантывстречаются в данной совокупности)  теста №2 и соответствующие имнеповторяющиеся значения. Подсчитать арифметическиечастные средние для теста №1 по отношению тесту №2. Для этого одинаковым значениямтеста №2 поставить соответствие их среднее арифметическое по тесту №1:

10. Составьтаблицу

Частота

 

 

Неповторяющиеся элементы

 

 

 

 

 

Частное среднее  

 

 

 

 

11.  Подсчитатьпоказатели корреляционного отношения:

 

 

12. Подсчитатьчисло степени свободы k=N-2.

13.  Подсчитатьуровень значимости первый показатель

14. Потаблице   для k (приложение 5)  найти критические значения

15.Построить «осьзначимости».

И определить  на оси.

16.                       Сделатьвывод. Если  ≤  на некотором уровне

значимости, то отвергается, а принимается на этом уровне значимости.  Если  >   на некотором уровне значимости, то  принимается на том же уровне значимости.

17. Подсчитатьуровень значимости первый показатель

18.  По  п.15  определить  на оси.

19. Сделатьвывод по п.16 относительно .

20.Сделать вывод, используя пункты 16 и 19.

§2. Статистический анализ по педагогике

В  МАОУ СОШ №11 города Стерлитамакабыл проведен следующий эксперимент: для выявления интереса к теме провели тестСАН до внеклассного мероприятия «Мир вокруг нас» и после.

Далее воспользовались G– критерием знака.

1.    Полученные результаты разместили в таблице№3

                                                                     

                                                                                            Таблица №3

№ ученика

отношение «до»

отношение «после»

1

209

219

2

50

71

3

56

55

4

110

89

5

67

110

6

120

200

7

99

101

8

30

39

9

41

100

10

189

199

11

79

90

12

89

89

13

78

79

14

39

78

15

145

145

16

60

154

17

90

156

18

134

120

19

150

180

 

2.     Сформулируемгипотезы:

объяснения актуальностиизучения данной темы является случайным.

 объясненияактуальности изучения данной темы является неслучайным.

3.    Вычислим сдвиги в каждой строке Таблицы №3 и полученные

результаты разместим в Таблицу № 4.        

 

 

                                                                                      Таблица № 4                                                                  

№ ученика

отношение «до»

отношение «после»

 Сдвиг

1

209

219

+10

2

50

71

+21

3

56

55

-1

4

110

89

-21

5

67

110

+43

6

120

200

+80

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

7

99

101

+2

8

30

39

+9

9

41

100

+59

10

189

199

+10

11

79

90

+11

12

89

89

0

13

78

79

+1

14

39

78

+39

15

145

145

0

16

60

154

+94

17

90

156

+66

18

134

120

-14

19

150

180

+30

4.     Подсчитаемколичество положительных и отрицательных сдвигов.

   Общее число положительных сдвигов – 14;

   Общее число отрицательных сдвигов – 2;

5.    Наибольшая сумма сдвигов равна 4. То есть n= 14.

6.     Наименьшая сумма сдвигов равна 2. То есть= 2.

7.     Потаблице определим критические значения для n

8.     Построим «ось значимость».

 

                                                    

                                      ?                                    

                    2                                      3               10

                  

 

 

9.     Так как , то  отвергается,  принимается.

10.  Таким образом, объяснения актуальностиизучения данной темы является неслучайным.

§3.  Статистический анализ данных по психологии

В МАОУ СОШ №11 города Стерлитамакабыл проведены тесты: тест Айзенка  и  тест «Интеллектуальнаялабильность».

Далее воспользовались корреляционногоотношение Пирсона η.

1.    Сформулируем гипотезы:

: высокий показательинтеллекта  связан показателем лабильности.

 показатель лабильностисвязан с высоким показателем  интеллекта.

2.   Полученные результаты разместим в таблицу.

                                                                                            Таблица №5

Тест Айзенка

Тест «Интеллектуальная лабильность»

1

102

3

2

100

10

3

86

28

4

110

9

5

120

4

6

78

21

7

95

8

8

103

15

9

123

3

10

93

15

11

89

7

12

119

34

13

100

24

14

100

23

15

112

6

16

126

3

17

90

9

18

90

23

19

115

5

3.    Подсчитаем количество испытуемых: N=19.

4.     Найдем среднее по результату теста №1:

5.    Найдем среднее по результату теста №2:=13

6.    Определим частоту  и частное среднее

                                                                                           Таблица № 6

Частота

Неповторяющиеся элементы

Частное среднее

1

102

3

3

3

100

17,3

1

86

28

28

1

110

9

9

1

120

4

4

1

78

21

21

1

95

8

8

1

103

15

15

1

123

3

3

1

93

15

15

1

89

7

7

1

119

34

34

1

112

6

6

1

126

3

3

2

90

16

16

1

115

5

5

 

7.    Определим частоту и частное среднее

 

                                                                                             Таблица №7

Частота

Неповторяющиеся элементы

Частное среднее

3

3

102

117

1

10

100

100

1

28

86

86

2

9

110;90

100

1

4

120

120

1

21

78

78

1

8

95

95

2

15

103;93

98

1

7

89

89

1

34

119

119

1

24

100

100

2

23

100;90

95

1

6

112

112

1

5

115

115

 

8.     Подсчитаем N=19.

9.    Подсчитаем показатели корреляционногоотношения:

10. Подсчитаемчисло степени свободы k=17

11. Подсчитатьуровень значимости первый показатель

12.  Подсчитатьуровень значимости второй показатель

13. Потаблице  приложения для k=17  найдемкритические значения

14. Построим «ось значимости».

 

             

                                                                                  

                                                                                                  8,04  11,35

                                    2,11                                 2,9

15.   > , то  принимается.

16. >  , то  принимается.

17.  Такимобразом, показателем  интеллекта влияет на результат показателя лабильности, нопри этом наоборот утверждение не верно. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной дипломной работе былирассмотрены:

·                  алгоритм Q – критерия Розенбаума дляоценки различий между двумя выборками по уровню исследуемого признака;

·                  алгоритм G – критерия знаков для оценкидостоверности сдвига в значениях исследуемого признака;

·                  алгоритм корреляционного отношение Пирсонаη.

Были выявлены необходимые идостаточные условия для использования признаков на практике; рассмотреныпримеры на их применения. Построены подробные алгоритмы рассмотренных критериев. Разработаны программные средствареализации созданных алгоритмов.    

Былипроведены эксперименты по применению новых информационных технологий на уроке информатики,а также выявления интереса актуальности данной темы, и проведены тесты попсихологии.

Так, дляоценки эффективности применения новых информационных технологий на уроке информатикибыл применен метод Q – критерий Розенбаума и сделан вывод, что ученики изэкспериментального класса превосходят учеников из обычного класса по уровнюусвоения материала темы. Для выявления интереса актуальности данной темы, былприменен критерий знаков G и сделан вывод, что  объяснение актуальности новый темы заинтересовываетучащихся.

А также был проведен тест  Айзенкаи «Интеллектуальная лабильность». Для выяснения вопроса связан ли высокийпоказатель интеллекта с показателем лабильности  был применен корреляционногоотношение Пирсона η. Таким образом, чем выше показатель интеллекта, тем вышепоказатель лабильности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова,Г.С. Практикум возрастной психологии / Г.С. Абрамова С-

П.: Питер, 2000.  –  457с.

2. Дружинин,В. Н. Экспериментальная психология / В.Н.  Дружинин –

С-П.: Питер, 1999 .  –  277 с.

3. Ермолаев,О. Ю.  Математическая статистика : учеб. пособие для студ.

высш. учеб. заведений / О. Ю.Ермолаев  – М: Флинта,  2003.  —   335 с.

4. Наследов,А. Д.  Математические методы психологических

исследования /  А. Д. Наследов – С-П.: Речь, 2004. – 392 с.

5. Остапенко,Р.И. Математические основы психологии /  Р. И. Наследов–

Воронеж.: ВГПУ , 2010 – 76 с. 

6. Сапегин,А.Г. Психологический анализ на среде  Excel / А.Г. Сапегин –

М.: Ось-89, 2005. – 144 с.

7. Сидоренко,Е.И. Методы математической обработки в психологии  /

Е.И.  Сидоренко– С-П. : Речь, 2003. –  349  с.

8. Салаватова,С.С. Труды Стерлитамакского филиала академии наук

республики Башкортостан: Серия«Психолого-педагогические и методическое науки» / С.С.Салаватова – Уфа: Гилем,2006. – 144 с.  

9. Титкова,Л. С Математические методы в психологии / Л. С. Титкова –

Владивосток. : Дальневосточныйуниверситет, 2002. – 140 с.

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет