Товары, образовавшиеся и находящиеся на таможенной территории Таможенного союза, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с настоящим Кодексом, считаются находящимися под таможенным контролем с момента их образования.
Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Законодательством государств – членов Таможенного союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать 5 (пяти) лет.
Товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза, приобретают статус находящихся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.
Особый порядок установлен для товаров, образовавшихся и находящихся на таможенной территории Таможенного союза, которые приобрели статус иностранных товаров (например, отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров (при возможности их дальнейшего использования), отходы, образовавшиеся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории). Такие товары считаются находящимися под таможенным контролем с момента их образования.
|
|
Моменты завершения нахождения ввозимых товаров под таможенным контролем исчерпывающим образом перечислены в п. 2 ст. 96 ТК.
Во-первых, из-под таможенного контроля выводятся товары, помещенные под одну из следующих таможенных процедур:
— выпуск для внутреннего потребления (за исключением условно выпущенных товаров) .
— реимпорт .
— отказ в пользу государства .
— уничтожение.
Если товары, помещаемые под таможенный режим выпуска для свободного обращения, приобретают статус условно выпущенных (например, по причине непредставления таможенному органу лицензий, сертификатов, разрешений и иных документов, необходимых для выпуска товаров), то такие товары продолжают оставаться под таможенным контролем. Они выводятся из-под таможенного контроля только после того, как условно выпущенные товары приобретают статус товаров таможенного союза в соответствии со ст. 200 ТК
Во-вторых, выводятся из сферы действия таможенного контроля товары, обращаемые в собственность государства — члена Таможенного союза.
В-третьих, утрачивают статус находящихся под таможенным контролем товары, фактически вывезенные с таможенной территории Таможенного союза.
К таким товарам приравниваются товары, в отношении которых таможенными органами был признан факт их уничтожения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки и хранения, либо в результате наступления иных обстоятельств в случаях, установленных международными договорами и законодательством государств — членов Таможенного союза.
|
|
Товары, вывозимые с таможенной территории Таможенного союза, приобретают статус находящихся под таможенным контролем с момента:
а) регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации .
б) совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза (например, при поставках товара трубопроводным транспортом).
Временем завершения нахождения вывозимых товаров под таможенным контролем является один из следующих моментов:
а) пересечение таможенной границы таможенного союза .
б) отзыв таможенной декларации (в случае, когда товары фактически не вывозятся с таможенной территории Таможенного союза).
9. Принцип выборочности таможенного контроля, сущность СУР –
При проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС и РФ.
Выбор форм таможенного контроля зависит от целого ряда факторов, например от:
— эффективности проведения таможенного контроля. То есть достижение поставленных перед таможенным контролем целей должно быть соотнесено с расходами на его осуществление.
Эффективность таможенного контроля во многом зависит и от того, как организовано взаимодействие таможенных органов с таможенными органами иностранных государств и с другими правоохранительными и контролирующими органами Российской Федерации, а также с участниками ВЭД, различными организациями, ассоциациями, чья деятельность связана с осуществлением внешней торговли товарами .
— удобности (необременительности) проведения таможенного контроля. То есть проведение таможенного контроля по возможности не должно причинять неудобств лицам, пересекающим таможенную границу, и участникам ВЭД.
В соответствии с п. 2ст. 94Кодекса при проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из того, что при выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками (далее — СУР). Основываясь на принципах построения, СУР обеспечивает организацию эффективного таможенного контроля, осуществляемого на основе выборочности. Это позволяет таможенным органам:
— сосредоточить внимание на наиболее важных и приоритетных направлениях работы и, следовательно, обеспечить более эффективное использование имеющихся ресурсов .
— увеличить возможности по выявлению и прогнозированию нарушений таможенного законодательства .
— оказать благоприятные условия лицам, осуществляющим ВЭД и соблюдающим таможенное законодательство .
— ускорить перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.
СУР – международная практика, которая направлена на ускорение перемещения товаров через границы. Ее суть – в выборочности контроля, потому что тотальный контроль всех товаров не отличается эффективностью по многим параметрам, да он и невозможен в условиях современных объемов международной торговли. СУР имеет целью выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений т/законодательства.
Основные задачи СУР:
— формирование информационной базы данных системы управления рисками таможенных органов .
— разработка методик (программ) по выявлению рисков, методик по оценке эффективности применения мер .
— определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков .
|
|
— оценка возможного ущерба в случае возникновения потенциальных рисков и ущерба при выявленных рисках .
— анализ применения возможных мер по предотвращению и минимизации рисков
— оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений .
Сбор, обработка и анализ информации об эффективности принятых мер по минимизации рисков и результатах применения к конкретным товарам и (или) транспортным средствам отдельных форм таможенного контроля осуществляется таможенными органами на постоянной основе.
СУР основывается на следующих базовых принципах, обеспечивающих решение основных задач таможенной службы:
— принцип целевой направленности .
— принцип целостности .
— принцип информационного единства .
— принцип законности .
— принцип единства управления рисками.
Основываясь на указанных принципах, СУР обеспечит организацию эффективного таможенного контроля, осуществляемого на основе выборочности.
Это позволит таможенным органам:
— сосредоточить внимание на наиболее важных и приоритетных направлениях работы и, следовательно, обеспечить более эффективное использование имеющихся ресурсов .
— увеличить возможности по выявлению и прогнозированию нарушений т/законодательства РФ .
— оказать благоприятные условия лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность и соблюдающим т/законодательство РФ .
— ускорить перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.
— сформировать единое информационное обеспечение функциональных подсистем управления рисками структурных подразделений ФТС России и объединить их в единую систему т/службы РФ.
