Статья. Адаптация детей дошкольного возраста к условиямдошкольного учреждения.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все детипереживают адаптационный стресс. В период адаптации у ребенка возникаетпеределка ранее сформированных динамических стереотипов и, помимо иммунной ифизиологической ломки, происходит преодоление психологических преград.
От изменений условий жизни особенно страдают малыши от одного годадо двух лет, которым впервые предстоит перейти из достаточного замкнутогосемейного круга в мир широких социальных контактов. Ряд исследователей (Л. Н.Павлова, В. Г. Алямовская, Р. Калинина, Е. О. Севостьянова и др.) указывают нато, что именно в раннем возрасте адаптация происходит дольше, труднее и чащесопровождается болезнями, так как в этот период интенсивно физическиразвивается организм, созревают психические процессы. На этапе становления детираннего возраста в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам.Новые условия и формы поведения требуют определенных усилий и умений со стороныребенка. Течение адаптационного периода (который может продолжаться полгода игод) и дальнейшее развитие ребенка зависят от степени подготовленности малыша кпереходу в дошкольное учреждение.
Припоступлении ребенка раннего возраста в детский сад появляется проблемаадаптации его к новым условиям, потому что адаптационные возможности ребенкаограничены. У ребенка возникает так называемый «адаптационный синдром», которыйявляется следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. 13Взаимосвязь психофизического развития это особенность раннего возраста. Нанервную систему и психику ребенка влияют любые изменения в состоянии егоздоровья. У маленьких детей довольно неустойчивое эмоциональное состояние. Расставаниес родными и любое изменение привычного для ребенка образа жизни может вызватьстрахи и негативные эмоции. Когда ребенок долго находится в стрессовомсостоянии, это может привести к развитию невроза и замедлению темпапсихофизического развития. В зависимости от подготовленности ребенка в семье кпосещению детского учреждения, зависит протекание адаптационного периода, и егодальнейшее развитие. Чтобы облегчить период адаптации ребенка, нужнапрофессиональная помощь семье, в этой роли выступает прийти детский сад.Детский сад должен быть «доступным» по всем возникающим вопросам развития ивоспитания. Успешная адаптация зависит от многих факторов – состояния здоровьячеловека, развития навыков общения, особенностей его нервной системы, а такжеот грамотных действий родителей и сотрудников детского сада. Детский сад этоступень, на которой ребёнок получает первый опыт взаимодействия с другимилюдьми и пытается найти место среди них, учиться жить в ладу с самим собой иокружающими. В педагогической литературе в большей степени описаны вопросыадаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста. Адаптацияопределяется, прежде всего, как мед – педагогическая проблема, для решениякоторой требуется создание условий, которые бы удовлетворяли потребности детейв общении, хорошего медицинского обслуживания детей правильной организациивоспитательного процесса, тесного взаимодействия между семьей и общественнымвоспитанием. Максимальное Период адаптации – достаточно сильное испытание дляребенка раннего возраста, потому что, вызванные адаптацией стрессовые реакции,могут надолго нарушить эмоциональное состояние ребенка. Нужно постоянноосвещать новые подходы к раскрытию таких тем, как: этапы развития общениявзрослого с ребенком, ведущая роль взрослого в развитии ребенка. Практическоеприменение этих знаний в условиях адаптации, диагностическая методикаадаптационного профиля, анализ современных материалов по проблеме выявилнастоятельную необходимость скорректировать организацию адаптационного периодас учетом иерархии потребностной структуры ребенка в условиях социализации.Необходимо сразу же отметить, что иерархическая лестница, которая применяется кданной проблеме, предполагает последовательное расположение задач не в смыслеих соподчинения, а в порядке строгой очередности их решения, при условии, еслирешение задачи предыдущей ступени оказалось безуспешным, то невозможноэффективное движение вверх. Проблемы, связанные с адаптацией, к сожалению,остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендациямродителям, перед поступлением ребенка в детский сад по максимуму приблизитьдомашний режим дня к режиму ДОУ.