«Активизация познавательной деятельностиучащихся на урокахистории через возможностиприменения интеллект-карт для достижения предметных результатов»
Информацияоб авторе:
РедькинаИрина Анатольевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Красненская ООШШебекинского района Белгородской области», первая категория, стажпедагогической деятельности 20 лет
Цель: распространение опытапо применению инновационных формработы с информацией (в рамках ФГОС)
Свведением ФГОС на смену знаниевому подходу пришёл системно-деятельностныйподход, поэтому каждому учителю нужно думать, как не просто дать знанияребенку, а научить его добывать и применять их. То есть научить учиться.
Чтобы этосделать в постоянно увеличивающемся потоке информации, нужно ребенка научитьработать с этой информацией.
Передучителем встает вопрос: как сформировать учебно-познавательные компетенцииучеников в процессе обучения?
Сегодня яхочу познакомить вас с моей педагогической находкой, на мой взгляд,достаточно интересной и эффективной — это технология –интеллект-карт.
Все началось с публикациикниги Тони Бьюзена «Работай головой» (1974).
Однажды второкурсник ТониБьюзен искал в университетской библиотеке книги об эффективном использованииспособностей мозга. Ему предстояло справиться с огромным количеством учебногоматериала, и он хотел узнать, как такие функции мозга, как запоминание,восприятие и анализ, могут быть наилучшим образом использованы в учебномпроцессе. Ему посоветовали обратиться в отдел медицинской литературы. В ответна слова о том, что он не хочет делать операции на мозге, а только хочетнаучиться правильно его использовать, библиотекарша сказала, что таких книг несуществует. Это и стало толчком для Бьюзена. Он все-таки пошел в отделмедицинской литературы, нашел книги по физиологии мозга и использовал новыезнания для создания своего метода интеллект-карт.
Он достиг потрясающихрезультатов, став одним из лучших студентов. Тони Бьюзен превратил процессобучения в увлекательное и, что главное, очень эффективное занятие. Потом онстал факультативно заниматься с неуспевающими школьниками, которых все считалибезнадежными, и с каждым из них достиг потрясающих результатов. Один из такихшкольников воскликнул: «Я не был неспособным к учению — у меня просто не былонастоящего учения!»1
Тони Бьюзен вспомнил проНьютона, Эйнштейна, которые в школе перебивались с двойки на тройку, и задалважные вопросы: «Умеем ли мы учиться? Правильно ли мы используем свой мозг?»Применив свой метод на практике, автор решил, что его можно эффективноиспользовать в любой интеллектуальной деятельности. Так родилась книга «Работайголовой». В ней Бьюзен популярно описал метод интеллект-карт. В его основу онположил основные принципы работы человеческого мозга, объяснил, что мыиспользуем наш биологический компьютер под названием «мозг» неэффективно, ипредложил способ повысить эту эффективность.
Интеллект-карты стали успешноприменяться во многих областях интеллектуальной работы.
Интеллект-карты стали основныминструментом выполнения задач для многих работников интеллектуального труда, втом числе теперь — и в России.
Интеллект-карта — это технология изображения информации вграфическом виде. Интеллект-карта отражаетсвязи между понятиями,частями, составляющими проблемыили предметной области, которую мырассматриваем.
Метод создания интеллектуальной карты может статьосновным напротяжении всего урока при условиисовместного коллективного создания карты. А может быть отдельным этапом на стадии вызова или рефлексии,способом мотивации мыслительной деятельностидо изучения темы илиформой систематизации информации по итогампрохожденияматериала. Цели создания интеллект — карт могут быть самые различные:
üзапоминаниесложного материалаüпередача информации
üопределение логическихсвязей между понятиямиüработас лексическим материалом
üсоздание опорного конспекта
üгенерированиепроектных илиисследовательскихидей.
При составлении интеллект—карт работают оба полушария головного мозга.Интеллект-карты могут помочь учащимся,так как в процессе их построения участвует большинство каналов восприятия.
Рисованиеинтеллект-карты — необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способработы с информацией. Наглядность,привлекательность, запоминаемость,побуждение к творчеству, рефлексия.
Итак, учимсявыстраивать мыслительную карту.
· Лист лучше располагать горизонтально.
· В центре страницы заглавными печатными буквамипишется и выделяется рамкой главная тема.
· Используя разноцветные ручки,выводим из главнойтемы— подтемы (используемключевые слова), пишемразборчиво.
· От центрального образа рисуются ветки первого уровня, на которых записываютсяслова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
· К веткам первого уровня, при необходимости, добавляются ветки 2-гоуровня с ассоциациями, раскрывающими идеи веток 1-го уровня.
· При построении картыиспользуется максимальное количество цветов,отображающих разнообразиеидей.
· По возможности, добавляются рисунки,символы, смайлы, ассоциирующиесясо словами наветках. Это мнемонический приём, связывающий пару –слово-образ.
· С помощью стрелок, соединяющихпонятияна разных ветках, устанавливаютсяпричинно—следственные связи.
· Иерархия мыслей отображается нумерацией веток. Зрительное выделение информационных блоков осуществляетсяза счёт введения цветныхореолов.
Составление мыслительныхкарт можно выполнятьсовместно с учащимися, индивидуально, в группеи в паре.
Интеллект-картаготова! Автортехнологии Тони Бьюзен подчеркивал, чтострогих правил нет, как нети неправильных карт:вырабатываясвой стиль, менять можно все, лишь бымышление становилось продуктивнее— для этого интеллект-карты ибылипридуманы.
Наоснове данного методаможно создать системуобучения, которая вооружит учащегося самымважнымумением ― умением самостоятельноприобретать знания ииспользовать ихв своей деятельности.
Итак, преимущества интеллекткарт:
• максимальная отдачаотпрочтения книг/учебников;
• подготовкаи планированиепроектов
• ускорение запоминания,улучшение его качеств
• мотивация;
• активизация творческих процессов;
• развитие ассоциативного мышления и образногомышления
• средствоорганизации совместнойдеятельности и экономиявремени.
Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать содержаниематериала.
Применение мыслительныхкарт на уроках истории позволяет:
üформировать все виды УУД
üдиагностировать сформированностьУУ
üизучать, систематизировать и обобщатьпредметноесодержание
üдиагностировать сформированностьпредметных умений;
üвизуализироватьпроцессы мышления и способы деятельности
üпланировать ирегулировать свою деятельность.
Критерииоценивания интеллект — карт:
При анализе интеллект—карт оценивается наличие:
• яркого, объемного центрального образ
• чёткойразветвлённой структуры,построеннойна основеключевых слов и ключевых фраз;
• ассоциаций,наполняющих структуру
• рисунков, символов, смайликов, побуждающихассоциировани
• блоков, подчёркивающих структуру
• связей между элементами структуры.
Далее отмечается:
• полнота или бедностьсодержанияинтеллект—карты, выраженные количеством ключевых слов и ключевых фраз
• богатствои разнообразие или практическое отсутствие ассоциаций, выраженных наличиемзаполненныхответвлений разногоуровня.
На каких этапахурока можно использовать ментальные карты?
Этап урока |
Варианты организации работы с ментальной картой |
1. Актуализация знаний |
1. С опорой на информацию карты ученики вспоминают и повторяют учебный материал. |
2. Открытие новых знаний |
1. Опираясь на интеллект-карту, учитель объясняет новый материал. 2. Имея шаблон учителя, обучающиеся заполняют карту по ходу объяснения или чтения учебного материала, создавая опорный конспект по теме 3. Читая текст учебника, дополняют недостающую информацию на карте 4. Составляют свою карту, работая с учебным материалом самостоятельно 5. Работа в группах. Группа составляет часть карты, например, по теме Страна в 1945-1953 гг. (апогей сталинизма). Можно группы сформировать по 4 сферам жизнедеятельности, к концу урока объединяем все части карты. |
3. Закрепление изученного |
1. Восстановление интеллект-карты 2. Дополнение недостающих элементов в карту по памяти 3. Составление карты на основе полученных на уроке знаний из различных источников |
4. Контроль знаний |
1. Заполнение пропусков в ментальной карте, используя лист с информацией 2. Составление ментальной карты, с использованием изученной или дополнительной информации |
Кроме вышеперечисленного,интеллект-карты можно задавать в качестве домашней работы, использовать какопору при устных ответах и взаимопроверках при работе в парах.
Методинтеллект-карт дает и ученикам, и учителям широкие возможности в обучении,которые можно использовать на разных типах и формах урока.
В нашем современноммире с большим потоком информации,применение мыслительных карт в обучениишкольников может датьогромные положительныерезультаты,поскольку детиучатся выбирать, структурировать и запоминатьключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем.
Использованнаялитература
1. Бьюзен Тони. Карты памяти: используй свою память на 100 %[Текст] / Тони Бьюзен, Сюзанна Эббот; [пер. с англ. У. В. Сапциной] — М. :Росмэн, 2007. — 192 с.
2. Дорожкина Н.И. Современный урок истории. 5-11 классы. – М.:ВАКО,2017. – 288 с. – (Мастерская историка)
3. Савенков А.И. Исследовательский подход к изучению истории всовременной школе //Школьные технологии. – 2006. – No3. – С. 112-120.
Интернет -источники
2. https://www.mindmeister.com/ru
3. https://texterra.ru/blog/obzor-15-besplatnykh-programm-dlya-sozdaniya-intellekt-kart.html