Активные методы обучения, применяемые науроках Технологии
Мое педагогическое кредо:“Не бывает скучных дел, бывают скучные подходы к их выполнению. Долой скуку,давай творчество!”.
При организации учебного занятияиспользуются все виды учебного общения, различного сочетания фронтальной,групповой, коллективной и индивидуальной форм деятельности.При фронтальной работе реализуется отношение «деятельность учителя —деятельность ученика — деятельность класса», при коллективной форме реализуетсяотношение «деятельность учителя — деятельность класса — деятельностьученика», при групповой форме деятельности — «деятельность учителя —деятельность группы — деятельность ученика», и с помощью индивидуальной формыдеятельности реализуется отношение «деятельностьучителя — деятельность ученика».
Изменение содержания образования требуетприменения новых педагогических технологий, в основе которых лежит коллективноевзаимодействие, требующее многократного воспроизведения способов деятельности.
Педагогические задачи:
· Развитие познавательной активности и творческих способностейучащихся.
· Развитие эстетических представлений и художественного вкусаучащихся.
· Развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации,умения вести диалог.
· Формирование умений у учащихся применять полученные знания напрактике.
· Воспитание активной жизненной позиции и чувства патриотизма.
Основные задачи развитияучащихся:
· Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
· Расширение кругозора учащихся.
· Развитие общеучебных умения и навыков.
· Развитие умений и навыков сотрудничества, взаимопомощи и взаимовыручки,ученического самоуправления.
· Развитие личной целеустремленности, самоконтроля и др.
Решение данных задач осуществляется какчерез урочные формы обучения и дополнительные занятия по предмету, сиспользование различных образовательных технологий и методов, так и внеурочныеформы обучения. При организации учебного занятия используются все виды учебногообщения, различного сочетания фронтальной, групповой, коллективной ииндивидуальной форм деятельности. При фронтальной работе реализуется отношение«деятельность учителя — деятельность ученика — деятельность класса», приколлективной форме реализуется отношение «деятельность учителя — деятельностькласса — деятельность ученика», при групповой формедеятельности — «деятельность учителя — деятельность группы — деятельностьученика», и с помощью индивидуальной формы деятельности реализуется отношение«деятельность учителя — деятельность ученика».
Изменение содержания образования требуетприменения новых педагогических технологий, в основе которых лежит коллективноевзаимодействие, требующее многократного воспроизведения способов деятельности.
Работа с устными и письменными текстами на уроке
Традиционные формы проведения занятий, накоторых учитель устно излагается учебный материал: лекция, беседа, рассказ,объяснение нового материала.
На таких занятиях активность учащихсядостигается за счет введения учителем в содержание материала организациядискуссионного рассмотрения нового материала и др.).
Учебные задания, работающие на решение поставленных задач:
заданияисследовательского характера и др.
Образовательные технологии педагогические методы, используемые науроках технологии:
· неигровые методы (имитационные упражнения),
· проектные методы обучения,
· имитационные игровые занятия (обучающие игры, игровоепроектирование и тренинговые упражнения,
· интегрированные уроки, проекты,
· систематическое использование на уроках и во внеурочнойдеятельности информационно-коммуникационных технологий.
Интегративные связи отдельных блоков имодулей ОО Технология с другими общеобразовательными предметами
Название основных блоков и модулей ОО Технология |
Интеграция с предметами Представленная информация была полезной? ДА 59.46% НЕТ 40.54% Проголосовало: 1157 |
Культура дома, технология обработки ткани, пищевых продуктов |
ИЗО, музыка, графика, химия, физика, биология, литература, история и др. |
Производство и окружающая среда |
Биология, экология, физика, химия, география и др. |
Электрорадиотехнологии |
Физика, история и др. |
Информационные технологии |
ИВТ (графика), , математика, история и др. |
Интеграция подразделяется на два основныхвида:
· Горизонтальная – наиболее распространенный способ объединениясходного материала ряда предметов (например, “История костюма”, “Кулинарияразных стран мира”, “Дизайн жилого помещения” и др. Разработка урока потехнологии, 6 класс «Силуэт и стиль в одежде. Требования,предъявляемые к одежде»
· Вертикальная – объединение одним учителем того материала, которыйв разные годы обучения повторяется на разном уровне сложности. (Например,“Материаловедение”, “Кулинария”, “Конструирование и моделирование” и др.)
Интегрированные уроки – расширяют кругозор, обеспечиваютсистемность обучения, показывают взаимосвязь между различными дисциплинами,дают учащимся целостное восприятие мира.
Внеурочные формы занятости учащихся, направленные на эффективноерешение поставленных задач:
· Спецкурсы: “Мастерская золотошвейки”, “Основы лоскутной пластики”,“Основы объемного моделирования”.
· Традиционная декада предметов художественно-эстетического цикла,включает следующие мероприятия: “А, ну-ка девочки”, “Кулинарный поединок”,“Мастер-визажист”.
· Работа над социальными проектами. Социальное проектирование,которое являются одним из современных интенсивных методов социальной практики.
Социальноепроектирование предоставляет учащимся возможность попробовать свои силы вразработке реальных проектов, результатом которых может стать изменениесоциальной ситуации (в школе, микрорайоне, поселке). Работа над проектамипозволяет почувствовать учащимся значимость своей деятельности, повышает ихсоциальный статус в школе, открывает новые возможности (например: Социальныйпроект Школьный двор – Цветущийдвор», ( выполнил Нестеров Никита, 10 Б класс,) который прошел четверть финалВсероссийского конкурса Волонтерских инициатив «Доброволец России – 2020»(Приложение 1)
На основе изложенного выше можно сделатьобщие выводы:
· Дидактической особенностью активных методов обучения является то,что учитель заставляет учащихся активизировать внимание и мышление. При этомактивность поддерживается независимо от желания учащихся.
· Для этих методов обучения характерна высокая степень проявленияобратных связей от ученика к учителю. Формы и интенсивность проявления учебнойдеятельности учащихся служат учителю контрольным инструментом для качественногоуправления их познавательной активностью.
· Выбор и особенности применения активных методов обучения строятсяс учетом характера учебных занятий.
Тренинги для обучающихся науроках Технологии
отработку навыков работы впарах сменного состава
Тренинг на ориентирование в пространстве
1. Вклассе имеется одно свободное место. Учитель начальных классов спрашивает:«Сколько свободных мест в классе?» Ребята отвечают. Того, кто ответил первым,учитель просит сесть на свободное место, но так, чтобы ничего не задеть и какможно быстрее. Ученик пересаживается. Учитель указывает на ученика, которыйдолжен найти свободное место и занять его.
2. Тренингможно усложнить. Учитель указывает одновременно на двух учеников. Понятно, чтовдвоем они не смогут сесть на единственное место, его займет лишь один из них.Другой вынужден будет занять только что освободившееся место своего товарища. Атем временем учитель указывает уже на двух других учеников.
3. Ещеболее сложный вариант: учитель предлагает всем закрыть глаза и внимательнопослушать окружающий мир. Ребята слушают и слышат то, на что раньше не обращаливнимания. Учитель говорит: «Тот ученик, до плеча которого я дотронусь, откроетглаза и сядет на свободное место как можно тише». После этого остальныеученики, не открывая глаз, показывают рукой туда, где образовалось свободноеместо. Учитель просит всех открыть глаза, но пока не убирать руку, указывающуюнаправление.
Первый тренинг часто применяюв качестве физкультминуток. Данные тренинги хорошо снимают усталость ипереключают внимание ребят, рекомендую их применение для коллег – учителей.