X-PDF

Статья Активные методы обучения. Перевёрнутый класс.

Поделиться статьей

Корельская Галина Николаевна

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 1 г. Онеги»

 

 

 

 

 

Активные методы обучения.

Технология

«Перевернутый класс»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активные методы обучения.

Технология

«Перевернутый класс»

 

С каждым годом появляются все новые подходы к организацииучебного процесса, большинство из которых тесно связаны с развитиеминновационных технологий. Учителю постоянно приходится искать новые методы и формыпроведения урока, совмещать различные педагогические технологии, чтобы сделатьпроцесс обучения интересным, увлекательным, доступным,  понятным  ирезультативным.

Современный учебный процесс учитывает как тенденции развитиянауки и техники, так и требования общества к качеству образовательных услуг. Поэтомусегодня особое внимание учителя обращается на метапредметные результаты своейобразовательной деятельности, предусматривающие формирование универсальныхучебных действий, развитие личностных качеств и общей культуры учащегося,понимание ценности образования, внутренней мотивации и ответственности за своеобучение.

В связи с этим, возникают задачи: каксоздать  на уроке ситуацию открытого общения, позволитькаждому    ученику    проявлять   инициативу,    самостоятельность, избирательность в способахдеятельности?

Одним из наиболее эффективных путей для решения этой задачиможно считать целенаправленное использование в школе новых методов обучения сприменением информационно-коммуникационных технологий и электронных средств.Учитывая темпы развития облачных технологий, неограниченные возможностиоблачно-ориентированных учебных сред, ИКТ позволяют не только разнообразитьучебно-воспитательный процесс, но и внедрять новые методы обучения.

В практике педагогических технологий всебольшую популярность приобретают  активные методы обучения, обеспечивающиеактивное и осмысленное участие каждого ученика в учебном процессе. В отличие оттрадиционных методов педагогики, которые в большей степени фокусируется напередаче знаний, активные методы сосредоточены, в основном, на умении решатьпроблемы и на навыках совместной работы. Одним из таких методов «новой»педагогической технологии является «Перевернутый класс».

Педагогическаятехнология  «Перевернутый класс» как активный метод обучения

Перевернутый класс — это инновационныйметод обучения. Его отличие от традиционного заключается в том, что теоретическийматериал изучается учащимися самостоятельно до начала урока  спомощью ИКТ (видео-лекций, интерактивных материалов, презентаций), авысвобожденное время на уроке направлено на решение проблем,сотрудничество, взаимодействие, применение знаний и умений в новой ситуации, ина создание учениками нового учебного продукта.

Основная цельприменения технологии «Перевернутый класс» заключается в такой организацииучебной работы, при которой происходит:

1.     Формирование универсальныхучебных действий.

2.     Развитие личностных качеств иобщей культуры учащегося.

3.     Понимание ценностиобразования, внутренней мотивации и ответственности за свое обучение.

4.    Обеспечивается возможность для поддержки развития каждого учащегося, развития важных качеств и умений 21века, таких как:

·       активность, инициативность исамостоятельность;

·       грамотность в области ИКТ;

·       творческий подход иноваторство;

·       критическое мышление испособность решать проблемы;

·       коммуникабельность исотрудничество;

·       информационная грамотность;

·       гибкость и способность кадаптации;

·       продуктивность ивовлеченность;

·       лидерство и ответственность.

Однако, если выстраивать урокпо традиционным, устоявшимся правилам, то у обучающихся далеко не все этикомпетенции могут быть сформированы. Почему? Потому что учителя выступают вроли основного источника знаний и информации, а пассивное присутствие в классеи механическое переписывание не способствуют учению. И наверняка, всесталкивались с проблемой, что по окончанию урока всегда найдутся учащиеся,которые не усвоили тему. Также учителя старших классов отмечают отсутствиеактивности своих учеников на уроках, потерю интереса к учебной деятельности. Квыпускным классам большинство из них, самых активных и инициативных, становятсяпассивными и безучастными, или превращаются в «троечников». Так возникла необходимостьвовлеченияучащихся в активную учебную деятельность с помощью «Перевернутого класса».

Несколько лет назадамериканские педагоги-новаторы Аарон Самс и Джонатан Бергманн, исследуяпроблему активности учащихся, предложили свое решение и провели занятие«наоборот». Что они сделали? «Перевернули» урок:  учащиеся с лекционнымматериалом ознакомились дома, просматривая тематические ролики в интернете, атрадиционное домашнее задание выполнили на следующий день в классе, общаясь содноклассниками и учителями. Иными словами, основные учебные действия поменялисьместами: то, что раньше было классной работой, ребята освоили в домашнихусловиях, а то, что было домашним заданием, стало предметом рассмотрения вклассе. Главной целью урока было «перевернуть» не работу в классе и работудома, а пассивное и активное получение знаний учащимися. Цель была достигнута,урок прошел очень активно.

Вскоре педагогами былавыпущена книга под названием «Перевернуть занятие, или как достучаться докаждого ученика на уроке». Исследуя концепцию технологии «переворота», онипришли к выводу, что на уроке необходимо применять индивидуальную и групповуюдеятельность и учитывать особенности детей: ведь кто-то больше любит писать,кто-то читать, а кто-то слушать. На основе подобных особенностей учитель долженгруппировать учеников по интересам для выполнения тех или иных заданий, а потомсмешивать их для того, чтобы они могли поделиться опытом и помочь освоить своимодноклассникам новый вид восприятия информации.

Материалы исследований Самсаи Бергманна стали чрезвычайно популярны во всем мире. Действительно, технология«Перевернутый класс» замечательно способствует созданию на уроке ситуацииоткрытого общения, организации индивидуального подхода, позволяет преподавателюкачественно увеличить количество информации,  а ученику проявить инициативу, самостоятельность,избирательность в способах деятельности, и как следствие, – лучшеподготовиться к уроку. Каковы же отличительные особенности перевернутогообучения?

Отличительные особенностиперевернутого обучения

Перевёрнутое обучение (перевёрнутый класс или «переворот») – этосовременная технология осуществления процесса обучения, при котором учащиеся спомощью цифровых средств и интернет-ресурсов прослушивают и просматриваютвидео-уроки, изучают дополнительные источники информации во внеурочное время,затем  совместно обсуждают новые понятия и различные идеи, а учитель помогаетприменять полученные знания на практике.

Такая организация обучения побуждает учащихся учиться друг удруга. Использование технологии направлено на их вовлечение в активнуюучебную деятельность.

Новизна и значимость перевёрнутого класса заключается в содействии повышениюответственности учащихся за собственное обучение.

В ходе  реализации «переворота» происходит стремительное развитиеличностных качеств учащихся (самостоятельности, ответственности, активности),метапредметных  результатов (планирования своей деятельности, её контроля,корректировки) и  коммуникативных навыков (взаимодействия содноклассниками в ходе работы над совместным продуктом). При этом меняется ироль учителя – он выступает в качестве консультанта, конструктивиста, поощряяребят на самостоятельные исследования и совместную работу.

 Как следствие, меняетсяатмосфера на уроке: никто ничего не боится, ни учитель не успеть объяснитьтему, ни ученик что-то не понять. Все спокойны и уверены в своих силах ивозможностях. А соответственно, меняется и отношение ученика к предмету вцелом. Он уверен в своих силах, создается постоянная ситуация успеха

Среди популярных форм проведенияперевернутого урока — выполнение упражнений, дискуссии, презентация проектов.Таким образом, «переворот» смещает акцент от обзорного знакомства с новой темойв сторону ее совместного изучения и исследования. Вопросы, возникающие у ребятво время просмотра подготовленных учителем видео-уроков, становятся хорошимстимулом развития познавательной деятельности. При этом время урока уходит нена запоминание материала,  а на более глубокое понимание и анализ. Отсутствие необходимости донести информацию всему классу позволяет учителю больше времении внимания уделять отдельным ученикам и небольшим группам в том случае, если уних возникли проблемы с пониманием. Работая совместно, учащиеся могут свободнопомогать друг другу, не завися от темпа работы других учащихся или инструкцийучителя.

К отличительным особенностямперевернутого обучения можно отнести:

·       изменение роли учителя, которыйпревращается в наставника. Роль учителя все же остается ведущей, нодеятельность его направлена на координацию обучения учащихся, осуществлениеконсультирования, оказание помощи и создание учебно-проблемной ситуации для познавательно-исследовательскойдеятельности;

·       учебные материалы представлены в видеэлектронных образовательных ресурсов. Благодаря современным технологиям,учителями накоплена большая база различных материалов, таких как видео,интерактивные задания, электронные учебные материалы, электронные тесты длясамопроверки. Книги уже не являются единственным источником информации, аучителя единственными источниками знаний. Каждый, кто имеет выход в интернет, вудобное для него время может получить качественный электронный образовательныйресурс;

·       повышаются требования к учебнойдеятельности учащихся; теоретическое изложение учебного материала должноподдерживать обучение, а не занимать центральное место. Содержание обучения ужене является самоцелью, а становится отправной точкой углубления знаний.Осуществляется смещение акцента на процесс познавательной деятельностиучащихся, в ходе которого, они открывают для себя новые знания;

·       обучение базируется на решении проблем,обсуждениях, дискуссиях. Технология «Перевернутый класс» дает возможностьучителю на уроке освободить время для общения с учащимися, больше вниманияможно уделить тем ученикам, которым трудно дается учебный предмет или у которыхвозникают проблемы с выполнением домашних заданий, а одаренные ученики будутиметь больше свободы для того, чтобы учиться независимо от общего темпаодноклассников.

Перевернутое обучение способствует:

·       развитию индивидуального подхода вобучении;

·       служит основой для реализациидифференцированного подхода;

·       создаются условия активного обучения;

·       используются новейшие технологии иразличные цифровые ресурсы;

·       образовательный процесс организуется сучетом потребностей каждого учащегося;

·       создаются условия для групповой работы;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

·       развиваются лидерские качества;

·       происходит активное взаимодействия учителяи ученика;

·       создаются условия доступности к учебнымматериалам;

·       родители имеют возможность участвовать вучебном процессе ребенка.

Трудности «переворота».Пути решения

Подобным образом организованная работаменяет привычные роли и учащихся, и учителей, и такие изменения всем даютсянелегко. Поэтому, трудностей,связанных с “переворотом”, не избежать. Почему? Потому что учащиеся привыклиза школьные годы получать знания в готовом виде, то есть к пассивной роли вучебном процессе. А учителя  не принимаютинновационные инструменты или другие способы работы, поскольку в «фундаменте»лежит теория, идущая в противоречие с какими-то инновациями.

Какие же трудности, связанные спереворотом, возникают у участников учебного процесса?

·       Требуется больше времени для планированияи подготовки учителя.

·       Трудности привлечения в учебный процессотдельных категорий учащихся.

·       Предполагается постоянный доступ учащихсяк компьютерам и интернету.

·       Неравные возможности доступа учащихся ксети интернет.

·       Домашнее задание является обязательнойчастью урока.

·       Критическая оценка учебной деятельности.

·       Трудно привыкнуть к новой технологииобучения.

·       Большая первичная нагрузка.

·       Осуществление учителем дальнейшегосовершенствования учебных материалов.

·       Осуществление индивидуального подхода.

·       Владение ИКТ.

·       Владение технологиями групповой работы.

·       Поддержка в своем учебном заведении.

·       Поддержка родителей.

Мотивирующим фактором решения проблем итрудностей, связанных с «переворотом», и с которыми учитель сталкивается всвоей ежедневной работе, является изменение роли всехучастников образовательного процесса. Происходитпонимание того, что для осмысленного обучения необходимаактивная позиция обучаемого, самостоятельно-познавательная деятельность, в ходекоторой  приобретаются знания из собственного пережитого опыта, не являющиесязаученными из учебника. При этом, учителю важно понять, чтоего роль заключается не в том, чтобы провести урок, передать знания, а затемпроверить домашнее задание. Его роль заключается в создании учебной ситуациидля самостоятельной, свободной, творческой познавательно-исследовательскойдеятельности учащихся. Такой ситуации, работая в которой они будутответственными за свое обучение.

 Поэтому, перед тем как учителю приступатьк «перевороту», важно определить свою точку старта, то есть тот педагогическиймомент (понимание процесса обучения, стиль работы, убеждения, отношения сучениками и к ученикам), в котором он находится, чтобы изменить ту ситуацию,которая есть сейчас. Нужно прислушаться к себе, представить реальную ситуациюурока и честно определить для себя готовность к внедрению инновационныхметодов, форм и инструментов обучения. Тогда и «переворот» совершить будет легче.

Какие преимущества для учащихся и учителяиз данного сравнения очевидны?

Преимуществаперевернутого обучения

Преимущества для учащихся: осуществляетсясоциализация и понимание учениками важности командной работы; возможностьобучения во внеурочное время; более высокая ответственность за свое обучение;учащиеся получают доступные и качественные электронные образовательные ресурсыдля изучения нового материала; повышается интерес к учебным предметам, кгрупповой работе на уроке; учащиеся помогают друг другу в учебе; учатсякритически оценивать учебные достижения; создаются условия для развития ИКТ -компетентности.

 Преимущества для учителя: он выступает вроли наставника познавательной деятельности; осуществляет индивидуальный подходза счет высвобождения времени на уроке; обеспечивает учащихся качественнымиэлектронными образовательными ресурсами; обеспечивает активизацию учебнойдеятельности во внеурочное время; имеет возможность проводить больше времениодин на один с теми учениками, которые нуждаются в дополнительной поддержке ипомощи; привлекает к разным видам работ всех учеников класса; иначе организовываетучебную деятельность; имеет возможность компьютерной диагностики качествазнаний; повышает свой уровень ИКТ — компетентности.

Как мы видим, «переворот» позволяетдостичь всем участникам образовательного процесса основной цели применениятехнологии «Перевернутый класс». Организация учебной работы на перевернутомуроке действительно позволяет формировать у ребят универсальные учебные действия, развивать личностные качества, внутреннююмотивацию и ответственности за свое обучение, обеспечиваетвозможность развития важных качеств и умений таких как, активности,самостоятельности,   творческого подхода, критического мышления,коммуникабельности, сотрудничества, лидерства и ответственности. Очевидноразвитие общей культуры учащихся, гибкостии способности к адаптации, инициативности, коммуникабельности. Кроме этого мывидим, что эта технология тесно связана с информационно-коммуникационнымитехнологиями, поэтому происходит формирование информационной грамотности играмотности в области ИКТ и медиаобразования.

ПовышениеИКТ-грамотности и развитие медиаобразования

в перевернутом обучении

С учетом того, что ЮНЕСКО определило«повышение уровня ИКТ-грамотности  как приоритетную областькультурно-педагогического развития XXI века»,  развитие медиаобразованиясегодня имеет большие перспективы.  Применение компьютеров, элементовэлектронно-цифровых ресурсов позволяет построить такую систему обучения, вкоторой разумное сочетание традиционных и инновационных форм и методоворганизации учебно-воспитательного процесса дает новое качество в передаче иусвоении системы знаний. Ученики, которые учатся по технологии «Перевернутыйкласс», постоянно используют интернет-ресурсы  и различные техническиесредства: компьютеры, мобильные устройства, телевидение. Ребята становятсяболее открытыми к совместному обучению и новым формам проведения уроков. Онисчитают именно видео-средства (обучающие видеофильмы, видеоролики), полезными,легкодоступными и эффективными средствами, помогающими им понять новый учебныйматериал. Тем более что на сегодняшний день интернет предоставляет широкиевозможности по созданию и использованию готового учебного видеоматериала. Формат видео неслучаен. Увидео по сравнению с презентацией ряд преимуществ:

·       видео обладает лучшей запоминаемостью(50% материала остается в памяти), так как при просмотре задействованы сразудва канала восприятия (зрение, слух);

·       видео доступно не только на обычныхкомпьютерах, но и на мобильных устройствах, чего нельзя сказать о презентациях.Учащиеся могут просматривать лекции не только дома, сидя за компьютером, а влюбое удобное время с мобильного устройства;

·       любой видеоматериал учащийся можетостановить и просмотреть необходимое для его понимания количество раз, азначит, может двигаться в своем собственном темпе.

Вкачестве учебного видео используются научно-популярные и документальные фильмы,различные видео-инструкции и видео-лекции,  видеосъемки учебных занятий итренингов, озвученные презентации и другие медиасредства.

Главное,чтобы использование этих учебных средств достигало своих задач, давало бынеобходимую информацию в нужном объеме, было бы нескучным, качественным идоступным на любых технических устройствах.

Важное требование к учебному видео – его продолжительность(5-12 минут). Еслипоявляется необходимость прикрепить к видео учебные задания, организовать опросили обсуждение увиденного, снабдить видео дополнительной информацией илиссылками на web-ресурсы, то видео становитсяинтерактивным. 

Интерактивноевидео решает сразу три задачи:

·       облегчаетпросмотр учебного материала: дает подсказки, комментарии по ходу просмотра,дает возможность узнать больше (с помощью ссылок на другие web-ресурсы);

·       даетвозможность активизировать и проконтролировать усвоение нового материала(опросы, задания, тесты, викторины, обсуждения);

·       вноситэлемент игры (возможность выбора сюжета при просмотре видеоролика).

Помимо подготовки или подбора учебного видеоматериала,  учителюобязательно необходимы инструменты для самоконтроля. В качестве такихинструментов можно использовать интерактивные дидактические задачи и игры(например, созданные в сервисах Learningapps.org, Kahoot.it, Kuizizz.com), интерактивные тесты (сервис длясоздания тестов Master-test.net). Эти интерактивные сервисы являются такжеинновационными средствами формирующего оценивания. Процесс подготовки к урокуможно сопровождать специальными заданиями-шаблонами, которые помогут ученикамосмыслить новую информацию. Также можно использовать специально подготовленныешаблоны в табличной форме, которые содержат конкретные вопросы и задания поучебному материалу (текстовые документы в Google-форме). 

 Кроме того, рекомендуется подготовить инструменты для контроляпродвижения учащихся в процессе подготовки к уроку. Например, таблицапродвижения позволяет  делать пометки по ходу своей работы, что вноситсоревновательный характер. Дневники позволяют выявить затруднения,зафиксировать размышления ученика, возникающие вопросы. Таблицы, типа «знаю -хочу знать – узнал», позволяют ученикам и учителю оценить  приращениезнаний в процессе обучения темы. Если на уроке планируется групповая работа, тораспределение по группам можно выполнить  как на уроке, так и  за пределамиурока. Помогут в этом сервисы Triventy.com. и Tricider.com. Самое главное, учитель долженувидеть, кому из учащихся продуктивнее поработать индивидуально, а кому – вгруппе.

Работа на уроке предполагает анализ вопросов и проблем, возникшиху учеников в процессе подготовки к уроку; формулировку вопросов по теме,подготовку заданий направленных на анализ, синтез и оценивание полученныхзнаний, а также на определение направлений применения полученных знаний вдальнейшем; подготовку заданий для групповой или индивидуальной работы;подготовку материалов для формирующего оценивания: алгоритм работы на уроке,критерии оценивания, способы фиксирования продвижение в работе, обратную связь;подготовку материалов для итогового оценивания; подготовку к рефлексии. 

Заключение

Именно благодаря разнообразию web-ресурсов,учитель имеет возможность повысить качество образовательных услуг. Внедрениеновых методов обучения с применением информационно-коммуникационных технологийи электронных средств в учебный процесс создает условия повсеместного доступа кучебным источникам информации, отобранным или созданным видеоматериалам, чтоявляется важным компонентом для развития ИКТ — грамотности.

Таким образом, проведение уроков в перевернутом классе помогаетразнообразить учебно-воспитательный процесс, сформировать современные ключевыекомпетенции, такие как:

·       компетенцииучебно-познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач;

·       компетенциидеятельности как таковой: умение играть, соблюдая правила, трудиться,заниматься элементами исследовательской деятельности;

·       компетенцииинформационных технологий: прием, переработка и выдача информации;

·       компетенциисоциального взаимодействия в команде, навыков работы в группе уменияраспределять обязанности, приходить на выручку партнерам по команде.

Как отметил М. Горман,  «для любогошкольника создаются условия для учебной деятельности, основанной насотрудничестве, инновационных методах, проектной деятельности с применениемразличных медиасредств и сервисов».

Учитывая тенденции развития науки итехники,  требования общества к качеству образовательных услуг,технология «Перевернутый класс» действительно решает задачу создания  науроке ситуации открытого общения, позволяет каждому   ученику    проявить    инициативу иактивность,    самостоятельность, избирательность в способахдеятельности; обеспечивает  условия  для самостоятельногоосмысленного изучения темы; помогает при анализе и оценивании новых знаний. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.    Басалгина, Т. Ю. Технология «Перевернутыйкласс» при изучении специаль- ных дисциплин / Т. Ю. Басалгина //Профессиональное образование: проблемы и пер- спективы развития : материалы Vкраевой заочной научно-практической конферен- ции, Пермь, 17 окт. 2014 г. /Пермский гос. проф.-пед. колледж ; сост.: Е. М. Ка- лашникова, Н. В. Бочкарева,М. И. Макаренко. – С. 173–175.

2.    Бондаренко, Е. А. Медиаобразование всовременной школе с точки зрения образовательных стандартов // Медиаобразованиеи медиакомпетентность: слово экс- пертам : сб. статей / под ред. А. В.Федорова. – Таганрог : Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2009. – С. 10.

3.     Глазунова, О. Г. Теоретико-методичнізасади проектування та застосування системи електронного навчання майбутніхфахівців з інформаційних технологій в університетах аграрного профілю : дис. …д-ра пед. наук : 13.00.10 / О. Г. Глазуно- ва. – Київ, 2015. – 545 с.

4.    Курвитс, М. Модель «Перевернутый класс».Что переворачиваем? / М. Курвитс, Ю. Курвитс // Управление школой. – 2014. – №7/8. – С. 38–40.

Интернет-ресурсы

1.    https://learningapps.org/createApp.php

2.   https://sites.google.com/site/scenarioforflippedclassroom/home

3.   https://perevernytuiklass.jimdo.com/

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет