Алгоритм организациикоррекционно — логопедической работы на логопункте дошкольного образовательногоучреждения.
Миронова ОльгаГригорьевна
Учитель-логопед
МБ ДОУ детский сад №5«Хрусталик», общеразвивающего вида.
670004, г.Улан-Улэ, ул.Новгородская 8.
Аннотация.
Даннаястатья посвящена организации логопедического пункта в дошкольномобразовательном учреждении. В статье описываются цели организациилогопедического пункта, правовые основания формирования состава логопунктадошкольного образовательного учреждения. Перечисляются категории детейподлежащих зачислению на логопедический пункт ДОУ. Основная часть статьивыстроена в форме алгоритма, которая содержит следующие блоки: диагностический, организационный, анализа и планирования, комплексного взаимодействия всехучастников образовательного процесса, профилактической и консультативнойработы, методического обеспечения, оптимизациикоррекционно-педагогического процесса и контроля.
Даннаястатья предназначена для учителей-логопедов работающих в ДОУ, имеющих вструктурном подразделении логопункт.
Ключевыеслова: логопункт, алгоритм, блок,диагностика, организация, анализ, планирование. коррекция, взаимодействие.
Настоящий алгоритм определяетпорядок деятельности логопедического пункта — структурного подразделениядошкольного образовательного учреждения для детей, имеющих нарушения речи.
Логопедический пункт при дошкольномобразовательном учреждении создается в целях оказания помощи детям, имеющимнарушения речевого развития и удовлетворения специальных образовательных услугдля населения. Основными задачами логопедического пункта являются:
— профилактика и коррекция речевыхнарушений у детей дошкольного возраста;
— интегрированное воспитание иобучение детей в обычной группе cполучением специализированной помощи в развитии речи на логопедическом пункте;
Пропаганда логопедических знанийсреди участников воспитательно-образовательного процесса (педагогов, родителей(законных представителей).
На основании решенияпсихолого-педагогического консилиума МБДОУ на логопедический пункт зачисляютсядети дошкольного возраста (4,5-5 лет) имеющие нарушения речевого развития:
— фонетическое недоразвитие речи:
— фонетико-фонематическоенедоразвитие речи;
— общее недоразвитие речи – приусловии, если родители не дают согласие на перевод в коррекционные группы ДОУкомпенсирующего вида.
1.Диагностичекий блок. |
|||||||
1.1.Раннее выявление детей с проблемами развития в ДОУ |
1.2.Первичное обследование речи детей дошкольного возраста. |
1.3.Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии. |
1.4.Психолого-педагогическое и медицинское наблюдение за детьми раннего возраста, имеющими тяжелые нарушения речи. |
||||
1.5.Направление детей после первичного обследования речевого развития с проблемами на обследование к узким специалистам детской поликлиники для уточнения речевого заключения. |
1.6.Направление детей с тяжелыми речевыми нарушениями на консультацию в условиях РПМПК. |
1.7.Динамитическое наблюдение в процессе обучения; промежуточные срезы. |
1.8.Диагностика результативности коррекционно-логопедичекого процесса. |
||||
2. Организационный блок. |
|||||||
2.1 Комплектование логопункта. |
2.2.Зачисление на логопункт по решению ППк ДОУ. |
2.3.Утверждение списка состава логопункта на начало года у заведующего ДОУ |
|||||
3.Блок анализа и планирования. |
|||||||
3.1.Выработка стратегии и коррекционно-логопедического процесса в ДОУ- планирование работы логопеда на год. |
3.2.Общий статистический учет в ДОУ на начало года по речевым заключениям. Составление аналитической справки и заполнение журнала учета речевого развития . |
3.3 Заполнение документации, составление индивидуального образовательного маршрута ребенка , зачисленного на логопункт. |
|||||
4.Организация комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса. |
|||||||
4.1 Работа учителя-логопеда по коррекции речи детей, зачисленных на логопункт. |
4.2. Работа педагога-психолога по развитию психологической базы речи ( восприятия, ,внимания , памяти, мышления.) |
4.3.Работа воспитателя: выполнение задач образовательной программы ДОУ по развитию речи детей; — формирование и закрепление навыков Произносительной стороны речи. |
|||||
4.4.Работа музыкального руководителя с включением задач по развитию речи в соответствии с возрастным уровнем детей .Использование элементов логоритмики на занятиях. |
4.5.Работа инструктора по физо с включением задач по развитию речи в соответствии с возрастным уровнем детей. |
4.6.Системное медицинское сопровождение для детей с ограниченными возможностями здоровья. |
|||||
5.Блок профилактической и консультативной работы. |
|||||||
5.1.Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии речи. Представленная информация была полезной? ДА 60.14% НЕТ 39.86% Проголосовало: 1252 |
5.2.Профилактика нарушений речи у детей. |
5.3.Профилактика нарушений письменной речи у детей, начиная с раннего возраста. |
|||||
6. Блок методического обеспечения. |
|||||||
6.1.Научно-методическая помощь сотрудникам ДОУ по вопросам коррекции. |
6.2. Изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи. |
||||||
6.3.Создание библиотеки коррекционной литературы и периодических изданий в кабинете логопеда. Составление картотеки и лекотеки. |
6.4. КПК |
6.5. Самообразование.
|
|||||
6.6. Участие в работе ассоциации учителей- логопедов города, района. |
6.7. Участие в семинарах и конференциях разного уровня. |
6.8.Обобщение педагогического опыта.
|
|||||
7. Оптимизация коррекционно-педагогического процесса. |
|||||||
7.1. Оснащение логопедического кабинета методическими пособиями, дидактическим и наглядным материалом. |
7.2. Использование технических средств обучения, создание аудио и видеотеки логопедического кабинета. |
7.3.Адаптирование и разработка авторских программ, пособий, рекомендаций, планов для логопеда, воспитателей и родителей.
|
|||||
8. Блок контроля. |
|||||||
8.1 Информация о работе логопеда на педагогических и методических советах. |
8.2. Информация для родителей на сайте ДОУ, в соц.сети. |
8.3. Тематический и оперативный контроль.
|
|||||
8.4 Итоговый ППК ДОУ по результатам коррекционно-развивающей работы. |
8.5. Подведение итогов работы за учебный год. Составление отчета- анализа о коррекционно- образовательной работе. |
||||||
Литература
1. Баряева Л.Б.,.Волосовец Т.В. и др.,под ред.проф. Лопатиной Л.В.. Примерная адаптированная основная образовательнаяпрограмма для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.- СПб,2014.- 386 с.
2. Соколова С.М, Булычева А.И.Образовательная программа дошкольного образования « Развитие».-МНОУ УЦ им ЛАВенгера «Развитие», 2016. — 173 с.
3. Верещагина Н.А. Диагностикапедагогического процесса. ФГОС.-СПб.:Детство-Пресс,2015.
4. Волкова Л.С, Шаховская С.Н.Логопедия-2002.
5. Ельцова О.М. Реализация содержанияобразовательной области « Речевое развитие в форме игровых обучающих ситуаций.- СПб.: Детство — Пресс.,2016
6. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт.Документация, планирование и организация работы .Гном, 2010.- 160 с.
7. Поваляева М.А. Справочник логопеда Феникс,2007.- 445 с.
8. Распоряжение от 6 августа2020г №Р-75 « Обутверждении примерного положения о логопедической помощи в организациях,осуществляющих образовательную деятельность.
9. Соколова И.О. Изд-во ГОУВПО « Иркутскийгос.пед.ун-т,2011.- 71 с.
10. Солнцева О.В., Сомкова О.Н. ,Вербенец А.М.Планирование образовательного процесса дошкольной организации .Современныеподходы и технологии ФГОС.-СПб.: Детство- Пресс.2015.
11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В,Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детейс нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. Просвещение.2008.
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)