X-PDF

Статья Антирелигиозный пафос комедии Ж.Б. Мольера «Тартюф»

Поделиться статьей

АНТИРЕЛИГИОЗНЫЙ ПАФОС КОМЕДИИЖ.Б. МОЛЬЕРА «ТАРТЮФ»

 

ОрищакД.И., учитель русского языка и литературы

МБОУСОШ №16 им. В.К. Рыжова

г.Кропоткин МО Кавказский район

 

 

Одним из самыхзначительных писателей, творивших в эпоху классицизма, но смелее другихвышедшим за его пределы, был Мольер, создатель французской «высокой» комедии,один из основоположников французского национального театра. Жан Батист Поклен(1622-1673), в своей театральной деятельности принявший имя Мольер, был сыном«придворного обойщика». Получил образование в Клермонтской коллегии. Проходякурс в лицее, познакомился с профессором Гассенди, новатором по природе,уважающим простоту мышления, опыт и эксперимент. «Вот кто отшлифовал Мольера.От него Жан Батист получил… философию Эпикура и множество серьёзных знаний поестественным наукам… Гассенди привил ему любовь к ясному и точномурассуждению, ненависть к схоластике, уважение к опыту, презрение к фальши ивычурности.» — так пишет М. Булгаков в монографии «Жизнь господина де Мольера»[3. С.253]. Но следует понимать, что учение Гассенди созвучно языческой идее«следования природе» и непримиримо с христианством.

Известно,развитие искусства не протекает обособленно, вне исторической обстановки. Всередине XVII века, когда творчествоМольера достигло своей полной зрелости, в стране наступило оживлениекатолицизма, поддерживаемое королевской властью. Центром католиков-иезуитовявлялась тайная организация «Общество святых даров». Под покровом«благотворительности» зачастую общество выполняло функции тайной полиции: это инегласный надзор за населением, и накопление компрометирующих документов, иборьба со светской музыкой, театром, и пропаганда аскетизма. Кроме того,иезуиты присвоили право судить о том, что является греховным в жизни человека,истязали тех, кого считали грешниками, они решали, что было угодно Богу, а чтонет. Представители этого религиозного общества создали двойную мораль.Противниками иезуитов в то время были янсенисты. Они же считали, что без Божьейблагодати человек не может выполнять церковные предписания, а служить с рвениемБогу могут только особые (избранные) люди, которых на это благословил Бог.

ТворчествоМольера пришлось на царствование короля Людовика XIV, при котором государство — образец абсолютной монархии.«Счастливые» подданные «короля -солнца» забыли даже о существовании таких слов«свобода» и «право». В литературе ведущим художественным стилем был классицизм.Поэтика классицизма разделяла все жанры на «высокие» и «низкие». Трагедияотносилась к высокому, а комедия к низкому жанру. Мольер, придав «низкой»комедии ряд черт «высокой» трагедии, создал новую жанровую разновидностькомедии — «высокую» комедию. «Высокая» комедия, как и трагедия, ставитсерьёзные нравственные, религиозные, социальные, философские проблемы». Мольерне растворялся полностью в доктрине классицизма. В «Версальском экспромте»драматург заявил, что хорошую комедию создать труднее, чем трагедию. «Этонелегкое предприятие — заставить смеяться порядочных людей». По словам Мольера,в комедии изображаются не придуманные автором герои, а люди, взятые из жизни,его принцип: «величайшее из правил — нравиться публике. Как представительпередовых идей своего времени Мольер очень тонко чувствовал реакционнуюсущность монархического государства, основанного на абсолютной власти одногочеловека.

Думается, чтодраматизм его комедий состоит в том, что в них раскрывается острота пороковдворянско-буржуазного общества. О созданной Мольером «высокой» комедии А.С.Пушкин писал следующее: «…высокая комедия не основана единственно на смехе,но на развитии характеров, — и что нередко [она] близко подходит к трагедии».[8. С.146]

Поскольку Мольерследовал аристотелевскому принципу мимесиса, его творчество основывалось наидее подражания природе и осмеяния того, что противоречило здравому смыслу:«комедия стремится изображать худших» [1.С.25], — скажет Аристотель, имея ввиду принципиальный характер комического. Творчество Мольера предвосхитилопрограмму просветителей XVIII века, основное положениекоторой состояло, по словам М. Дунаева, в «отвержении Бога Вседержителя, заменатеоцентричного типа мировидения на антропоцентричный. Идеология и культураПросвещения следует за ренессансными принципами, демонстрируя переход «отсотериологического к эвдемоническому типу культуры» [5.С.19].

Мольера можноотнести к типу писателей-либертенов, постольку он выражал идеи просвещённогоразума и здравого народного смысла, именно он и нанес первый сокрушительныйудар по дворянско-буржуазному обществу своей комедией «Тартюф». Безграничнаявера в разумное начало заслоняла от Мольера онтологический смысл христианскихоснов, отсюда безверие драматурга и его обращение к приемам комического осмеяния,нацеленных на внешнюю критику поведения аристократии без глубинногопроникновения в жизнь человека, стремление не наставить его на путь духовногоочищения, а унизить насмешкой. Не случайно в эпоху Просвещения господствуетнеодухотворенный разум, вытеснив один из основных христианских догматов:«Царствие Божие внутрь вас есть [Лк 17:21].

С самого началасвоей работы над комедией Мольер целился в «Общество святых даров».Осведомлённый об этом Людовик XIV невозражал, поскольку отрицательно относился к корпорации святош. 12 мая 1664года мольеровская труппа исполнила комедию «Тартюф», причем король нашел её«очень занимательной». Однако фанатично настроенная королева-мать и еёпридворные и клерикалы сразу же заметили крамольный характер «Тартюфа». С этогомомента Мольеру запретили постановку комедии. Довольно долго автор протестовалпротив запрещения и неоднократно обращался с прошением к королю. И толькозаключение Людовиком XIV «церковного мира» в 1668году с папой Климентом IX положило начало известнойтерпимости в религиозной политике. Лишь 9 февраля 1669 года постановка«Тартюфа» была разрешена.

С. Мокульский«сверхзадачей» комедии определяет «разоблачение христианской этики, раскрытиелживости церковников, претендующих на духовное руководство и в то же времялишённых всякой ответственности за свои поступки» [6.C.34]. На наш взгляд, Мольер в«Тартюфе» пытается разрешить следующе проблемы: религиозное лицемерие иханжество, пустота и лживость аристократии, раболепство и мракобесие.

Главным героемявляется Тартюф — мирянин, бессовестный лицемер и мошенник. Он не лишён внешнейпривлекательности, его манеры обходительны и вкрадчивы. Но за его ложнойнабожностью скрывается жажда властвовать, расчетливость, способность мстить.Своей фальшивой набожностью и смирением, разговорами о презрении к земныминтересам Тартюф пленяет недалёкого буржуа Оргона и его глупую старуху-матьгоспожу Пернель. Возникает вопрос: «Почему Тартюф проникает в семействоОргона?» Думается, что причины были следующие: после брака хозяина с молодойЭльмирой царят вольные нравы и веселье, кроме того, политический изгнанникАргас оставил своему другу компрометирующие документы, хранящиеся в шкатулке, -все эти факторы вполне могли показаться подо-зрительными. В то время именно заподобными семьями и устанавливалась слежка агентами из «Общества святых даров».Так почему же Оргон позволяет себя обмануть? Причиной является распространённаямода на благочестие. Оргон с увлечением отдался этому возвышенному чувству, егопленил суровый религиозный энтузиазм Тартюфа:

Молился он-токротко умиленный,

То преисполненныйсвященного огня:

Вздыхал, стонал ик небу очи

Благоговейноподнимал…

Поклоны бил, иземлю целовал,

И кулаками вгрудь стучал что было мочи [7. С.33].

Наконец, Тартюф переселяетсяв дом Оргона, который почитает его за своего наставника. Почувствовав себяизбранным, Оргон стал считать земной шар «навозной кучей». Ослепленный, онбольше ничего не видел, кроме своего учителя. Сам Тартюф заявляет, что Оргонповерит скорее ему, «чем собственным глазам». Одержимость любовью к ТартюфуМольер раскрывает в реплике: «Ну, а Тартюф?» На взаимоотношения в семье такжевлияет Тартюф. Оргон говорит:

Я стал совсемдругой!

Для нежных чувствдуша моя закрыта.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

Вот умирай сейчасу ног моих

Хоть вся семья -я не взгляну на них [7. С.32].

Открыто боротьсяпротив религии не позволяли условия времени и характерный для классиче-скойкомедии положительный персонаж Клеант в форме логических рассужденийвысказывает идеи автора. Пытаясь раскрыть Оргону глаза на Тартюфа, ондоказывает, что истинная религиозная вера не имеет ничего общего с ханжеством:

Мы странносозданы: с диковинным упорством

Не отличаем мы отнабожных людей

Заведомыхобменщиков, ханжей

И до костейпроникнуты притворством [7. С.34].

Кроме Клеанта вобразе служанки Дорины ярко выразились демократизм и народность комедии.Остроумная, смелая, проницательная женщина из народа сразу раскусила Тартюфа иактивнее всех борется за счастье семьи:

Пришёлоборванный, босой.теперь, поди-ка,

Все у него -рабы, а он — владыка [7. С.24].

Религиозноеханжество Тартюфа, на наш взгляд, маска для хищнического корыстолюбия. Оказывается,лицемерие не единственный его порок, мы узнаем, что он любит обильно поесть зачужим столом, не гнушается никакими средствами, стремясь захватить чужоеимущество, даже пытается соблазнить жену своего благодетеля. И тут лицемерокончательно разоблачает себя, заявляя, что «кто грешит в тиши — греха несовершает» [7. С.31].

Лицемернорелигиозными в комедии являются Тартюф, Оргон и его мать мадам Пернель.Остальные герои комедии, хотя и являются порядочными людьми, опираются толькона здравый смысл, в котором и видят основу практической жизни. Обличительныйдух пьесы ослаблен концовкой. Происки Тартюфа приводят в тюрьму не Оргона, аего самого, и все это благодаря мудрости короля. Сатира в комедии направленапротив сил феодальной реакции, но она ещё не затрагивает самого абсолютизма.

Либеральнаякритика высоко оценила комедийное мастерство Мольера, например, просветительВольтер сказал: «Комедия «Тартюф», этот шедевр, равного которому не создал ниодин народ, принесла много добра, показав лицемерие во всей егоотвратительности» [6.С.37]. В этом же духе выскажется в XIX веке В.Г. Белинский,считая, что осмеяние — лучшее средство борьбы с общественными пороками: «Человек,который мог страшно поразить перед лицом лицемерного общества ядовитую гидруханжества, — великий человек! Творец «Тартюфа» не может быть забыт!» [2.С.17].Считая себя последователем Мольера, Михаил Булгаков в романе «Жизнь господинаде Мольера» пишет следующее: «Разоблачая определенный современный драматургусоциально-психологический тип человека, конкретный вид религиозного ханжества,пьеса Мольера метит одновременно и в лицемерие как порок. Именно это создалоусловия для превращения имени главного героя в нарицательное обозначениелицемерного человека» [3.C.44]. Ещё одинисследователь-мольерист И. Гликман, говоря о комедии, подчеркивает: « Тартюф -пьеса большой сатирической ёмкости и актуальности… Лицемерие не просто одиниз человеческих пороков, но порок, который в XVII веке стал знаменем эпохи, сущностью абсолютистской монархии»[4.С.12].

Разоблачаяаристократическое лицемерие, Мольер при этом и сам старался угодить королю,желая занять место придворного комедиографа. Обличительная направленность егокомедий не что иное, как проявление собственной гордыни, видение себя меройвсех вещей, вознесение собственного разума как единственно способного пониматьсмысл происходящего. Мольер берет на себя функции судьи и наставника, видя врациональном сознании панацею от всех общественных бед. Однако Моль-ер не смогпонять, что без духовной составляющей разум оказался ограничен в своемвоздействии на изменение человеческой природы. Таким образом, мольеровскоевольнодумство привело его к борьбе не только с лицемерием, но и с религией, вкоторой писатель усматривал истоки ханжества. Будучи последовательноантицерковным, Мольер фактически выступил антагонистом католической церкви,проложив дорогу представителям антирелигиозной литературы Просвещения.

 

Список литературы

1.  Аристотель,Поэтика. М.: ООО АСТ, 2010.

2.  БелинскийВ.Г. Собр. соч. В 3 т. Т. 1. М.: Гослитиздат, 1948.

3.  Булгаков М.А.Собр. соч. В 8 т. Т. 4. М.: Художественная литература, 1999.

4.  Гликман И.Д.Мольер: Критико-биографический очерк / М.: Госполитиздат, 1966.

5.  Дунаев М.Православие и русская литература. М.: Христианская литература. 2004. — 512 с. — URL: http://www.ereading.club/chapter.php/146236/249/Dunaev_Vera_v_gornile_Somneniii._Pravoslavie_i_russkaya_literatura_v_XVII-XX_vv. html

6.  МокульскийС.С. Комедии / Ж.Б.Мольер. М.: Искусство, 1953.

7.  Мольер.Тартюф, или обманщик: комедии / пер. с фр. В.С. Лихачева. Спб, 2016.

8.  Пушкин А.С.Собр. соч. В 10 т. Т. Х. М.-Л.Изд-во. Академии наук СССР, 1949.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет