Бинарный урок –как взаимодействие двух педагогов
Васильева ЛюдмилаГеоргиевна,
старший методист ФКП
образовательноеучреждение № 305
В январе 2023 года преподавательФКП образовательное учреждение Лопатин Н.П. и мастер производственногообучения ГБПОУ ИО «Иркутский техникум архитектуры и строительства» КоролевА.А. провели бинарный урок по теме «Причины возникновения и способыпредупреждения/ устранения дефектов» по дисциплине «Контроль качества сварныхсоединений» со студентами ГБПОУ ИО ИТАС.
Методологической основойсовременного преподавания является интеграция (от лат. integratio –восстановление восполнение), которая дает возможность показать обучающимся “мирв целом”, преодолев разграниченность научного знания по дисциплинам. Интегрированныйурок — это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно понескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Или же —интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для егопроведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемогоматериала методами других наук, других учебных дисциплин.
Интегрированныеуроки могут проводиться на нескольких уровнях: бинарном (одновременноеобучение), понятийно-информационном (согласование преподавателями разныхдисциплин информации и проведение уроков по отдельности) и дистантном(сетевом).
Бинарное занятие позволяет решать целый ряд задач,которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.
Вотнекоторые из таких задач:
· повышение мотивацииучебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значитинтересно);
· рассмотрение понятий,которые используются в разных предметных областях;
· организацияцеленаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение,классификация, анализ, синтез и т.д.;
· показ междисциплинарныхсвязей и их применение при решении разнообразных задач.
Прежде всего, бинарное занятие, этоесть организационная форма образовательной деятельности. Занятие можетпроводиться в традиционной и нетрадиционнойформе. При традиционной форме обучающийся, как правило, является пассивнымобъектом обучения.
Бинарное занятие является нетрадиционным и предполагаетиспользование сплава из различных педагогических технологий.Нетрадиционные занятия— это занятия, которые аккумулируют методы и приёмыразличных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности преподавателяи обучающихся, на общем поиске, на эксперименте по отработке новых приёмов сцелью повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.
Нетрадиционные занятия компенсируютнедостатки традиционной формы обучения. На них всегда присутствуют элементынового, происходит изменение внешних рамок, используется и внепрограммныйматериал, организуется коллективная деятельность обучающихся в сочетании синдивидуальной, занятие может проводиться в нетрадиционном месте или сиспользованием оригинального оформления, используется музыка, видео,информационные компьютерные технологии, мультимедийное оборудование.
Слово «бинарный»происходит от латинского слова «bis», означающего «двойной».
На первый взгляд,бинарное занятие — это сдвоенное занятие, но двойственность может трактоватьсянеоднозначно:
— два предмета,преподавание которых осуществляется двумя педагогами;
— объединение двухгрупп с целью проведения бинарного занятия (дискуссии);
— составная тема,требующая комплексного и системного подхода в изучении. Увеличение времени напроведение спаренного занятия;
— сочетание назанятии двух тем
Каждый изпредложенных видов бинарных уроков имеет право на существование, но, какправило, предполагает проведение «спаренного» урока по смежным темам из двухдисциплин при участии двух учителей или одного учителя, который преподаётнесколько дисциплин
С какой же целью проводится бинарноезанятие? Какие задачи решаются при его проведении?
Цель бинарного занятия–создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков иумений, дать обучающимся возможность увидеть результаты своего труда и получитьот него радость и удовлетворение, дать обучающимся всестороннее(углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его целостную картину.
Набинарном занятии решаются достаточно сложные задачи:
— расширение кругозора у обучающихсяи педагогов;
— интеграция знаний из разныхобластей;
— формирование у обучающихся убежденияв связности предметов, в целостности мира;
— повышение мотивации к изучениюпредметов, т. к. создание условий для практического применения знаний;
— развитие у обучающихся навыковсамообразования, потому что подготовку к уроку учащиеся частично могутосуществлять самостоятельно и во внеурочное время;
— развитие аналитическихспособностей и изобретательности;
— реализация воспитательногопотенциала;
— развитие у обучающихся навыковпринятия решений в творческих ситуациях.
Практика показывает, что при проведении бинарных занятий изменяется характер учебного процесса: сокращается доля готовойинформации, получаемой обучающимися от преподавателя, и возрастает удельный весих самостоятельной работы, причем для приобретения новых знаний, а не толькодля закрепления имеющихся. Меняются и критерии оценки знаний обучающихся.
Так, на бинарном занятии в ГБПОУ ИО ИТАС ,тестирование проводилось в электронной форме. Обучающиеся получили ссылку всвоей группе в Контакте и стали отвечать на вопросы, используя сотовыетелефоны. Результат работы с тестом тут же приходил обучающимся. К сожалению,при работе с обучающимися ФКП образовательное учреждение № 305, у нас нет и неможет быть такой технической и информационной поддержки. Но было приятно увидеть,как это удобно при работе со студентами.
Преподаватели из двух разных образовательныхорганизаций должны в полной мере владеть содержанием своей дисциплины, чтобытщательно и целенаправленно отобрать то, что необходимо изучить по определённойтеме. Они должны хорошо знать материал учебной дисциплины. Работа творческихпедагогов невозможна без широкого кругозора, культуры, без развитияспособностей и устремлённости преподавателей к поиску более совершенных приемовобучения.
Очень важным моментом является психологическаясовместимость преподавателей, которые вместе готовят, а затем проводят бинарноезанятие. Без взаимной поддержки, взаимопонимания и дополнения друг другабинарное занятие не получится.Прежде чем решиться на такое занятие, надо обратить в союзника преподавателяили мастера производственного обучения другого предмета, с которым затеваетсяинтеграция. Обоим педагогам предстоит определить совместный интерес винтегрировании своих дисциплин. Оба педагога должны давать себе отчет, что ихждет большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем приподготовке и проведении раздельных занятий.
Важно четко определить систему взаимодействия двухпедагогов, последовательность и порядок их действий, содержание и методыпреподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие ихпри этом может строиться по-разному. Оно может быть паритетным, с равнымдолевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой- ассистентом или консультантом; весь урок может вести один преподаватель вприсутствии другого как активного наблюдателя и гостя. При проведении данногобинарного занятия ведущим преподавателем выступил Королев А.А. как педагогпринимающей стороны, Н.П. Лопатин выступил в роли консультанта.
Обучающиеся задавали послезанятия вопросы Николаю Павловичу Лопатину, отметили, что им было интереснопослушать случаи из личного опыта сварщика.
ПЛАН занятия
Группа СР-21-322 Профессия: 15.01.05Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (сварки))
Дисциплина: Контроль качества сварных соединений
Тема урока: Причины возникновения и способы предупреждения /устранения дефектов.
Цели урока:
Обучающая: Изучение дефектов сварных швов, методов контроля сварныхсоединений, и технологии ручной дуговой сварки для получения качественныхсварных соединений
Развивающая: Развиваем навык выполнения визуального контролясварных соединений
Воспитывающая: Организовывать собственную деятельность, исходя из цели испособов ее достижения, определенных руководителем. Работать в команде,эффективно общаться с коллегами и руководством.
Метод ведения: теоретическо-практический, бинарное занятие ( ЛопатинН.П., Королев А.А.)
Межпредметные связи: УП-ПМ-01, УП-ПМ-02, Допуски и техническиеизмерения, Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки, резки)покрытым электродом, Подготовительные и сборочные операции перед сваркой,Охрана труда и промышленная безопасность.
Материальное и дидактическое обеспечение занятия: рабочие места учащихся,преподавателей и мастеров производственного обучения, образцы сварныхсоединений с дефектами, комплект учебников для изучения видов дефектов иконтроля качества сварных соединений (в электронном виде), раздаточныйматериал.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этап |
Время |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
1. Организационный |
3 мин |
Знакомство студентов и преподавателей и объяснение хода урока. |
Внимательно слушать. |
2. Актуализация |
5 мин. |
Повторение пройденного материала. Объяснение, как заполнять бланки для проведения визуального контроля и утверждения способов предупреждения/ устранения дефектов. |
Внимательно слушать. Ознакомиться с бланком для проведения визуального контроля и утверждения способов предупреждения/ устранения дефектов. |
3. Основная часть |
2 мин |
Проведение визуального контроля и указание в бланке виды выявленных дефектов сварных соединений.
|
Записать все виды дефектов. Обнаруженных на сварном соединении во время визуального контроля. |
20 мин |
Обсуждение причин возникновения и методов предупреждения/ устранения дефектов сварных соединений с занесением краткой информации в бланки |
Внимательно слушать. Записать в бланк возможные причины появления дефектов, а также способов предупреждения/ устранения дефектов. |
|
8 мин |
Проведение тестирования на оценку (в электронном виде). Оценивание ведения записей в бланках. |
Пройти тест в электронном виде. |
|
4. Заключительная часть |
7 мин |
Повторение пройденного материала. Подведение итогов урока. Объявление оценок. |
Внимательно слушать. |
20-минутный пункт «обсуждение причин возникновения и методовпредупреждения/ устранения дефектов сварных соединений с занесением краткойинформации в бланки» распределить между преподавателями следующим образом:
- Трещина – Королев А.А. (1 мин)
- Газовая пора – Лопатин Н.П. (1 мин)
- Свищ – Королев А.А. (1 мин)
- Усадочная раковина – Лопатин Н.П. (1 мин)
- Шлаковое включение – Королев А.А. (1 мин)
- Дефекты сборки сварных соединений и их влияние на появление других дефектов (несколько случаев из личного опыта) – Лопатин Н.П. (5 мин)
- Несплавление – Королев А.А. (1 мин)
- Непровар – Лопатин Н.П. (1 мин)
- Подрез – Королев А.А. (1 мин)
- Превышение выпуклости шва – Лопатин Н.П. (1 мин)
- Брызги металла/вольфрамовые брызги – Королев А.А. (1 мин)
- Наплыв – Лопатин Н.П. (1 мин)
- Прожог – Королев А.А. (1 мин)
- Неполное заполнение разделки кромок – Лопатин Н.П. (1 мин)
- Неравномерная ширина шва – Королев А.А. (1 мин)
- Следы случайной дуги – Лопатин Н.П. (1 мин)
Мастер производственного обучения Королев А.А., преподавательЛопатин Н. П.
ФКП образовательноеучреждение № 305 благодарит лично мастера производственного обучения КоролеваАлександра Александровича, заместителя директора по УМР Кузнецову ЕленуНиколаевну за помощь и поддержку в организации и проведении бинарного занятияна базе ГБПОУ ИО «Иркутского техникума архитектуры и строительства».