Братьянаши меньшие или как подружить ребёнка с животным миром.
Животные — это лучшиедрузья человека, поэтому важно, чтобы ребёнок заботился о своём домашнемлюбимце, показывал ему свою любовь, нежность, привязанность. Как правило, дети,даже вырастая, помнят о своём первом животном, вспоминают о нём в моментыгрусти.
Общение с братьяминашими меньшими приносит нам море положительных эмоций. Детские психологиуверены, что дети, часто контактирующие с домашними животными, гораздо быстрееразвиваются, легче адаптируются в новом коллективе и находят новых друзей.Уровень интеллекта таких детей выше, чем у сверстников, не имеющих животных.Домашний питомец поможет малышу стать более внимательным, отзывчивым иответственным. Научит его слушать и понимать других, быть более терпеливым изаботливым.
Знакомство с животнымиможно начинать и с помощью книг. Надо начинать с простых книжек с крупными ичеткими изображениями домашних животных, а затем перейти к экзотическим видам.Малышам особенно нравятся книжки о маленьких зверушках и о животных, с которымиони уже знакомы (о кошках и собаках). Можно завести дома какое-нибудь животное.Ребенок будет больше любить животных, если дома станет жить какой-нибудьлюбимец семьи. Пара золотых рыбок, морская свинка, хомячок требуют гораздоменьше ухода, чем кошка или собака (это важно, пока ребенок маленький), номенее забавны. Если нет возможности содержать животное, можно повесить на окноили на дерево перед домом кормушку для птиц, а потом постоянно насыпать тудаизлишки хлеба или крупы. Малышу понравится наблюдать за пернатыми друзьями.
Зоопарки остаютсяотличным способом знакомства детей с животными. Если вы будете рассказыватьребёнку о том, как разнообразен мир и какие в нём водятся звери, будетепоказывать их особенности и говорить, что у каждого животного есть своипривычки и повадки, ребёнок это запомнит. И будет стараться найти подход ккаждому животному.
Надо объяснятьребёнку, что животные чувствуют отношение людей к ним. К доброму человеку, всепридут сами, а заметив агрессию, все животные разбегаются или же нападают.Рассказывать о пользе, которую приносят животные, и о том, что мы не имеемправа причинять им боль. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно,уважать все живое: цветок, птицу, щенка и лягушку, защищать их. Как же передатьвсе это детям? Прежде всего, мы сами должны научиться любить животных. Малышвнимательно следит за тем, как взрослые относятся к ним, и в дальнейшем будутпоступать так же. Всякая жизнь бесценна, и издеваться над братьями меньшимибессмысленно и недопустимо.
Можно с ребенкомпонаблюдать за жизнью в природе, например, как муравей взбирается намуравейник, как белка грызет орех, как бабочка перелетает с цветка на цветок.При этом говорить, что муравей идет домой, белочка ест, отметим красотубабочки. Иногда можно поймать насекомое и посадить его в чистую стекляннуюбанку, чтобы внимательно рассмотреть его, однако потом обязательно выпустить,объяснив малышу, что жуку пора домой. Во время прогулки обратим внимание наокружающих животных, расскажем подробнее о том или ином животном. Обязательнообратим внимание ребенка на то, что эти животные маленькие, беззащитные инуждаются в помощи человека.
Но есть ипредостережения, которые нужно соблюдать перед тем как заводить животное. И ещёучесть несколько факторов влияющих на физическое здоровье малыша. О них далее ипоговорим.
Специалистыпо кинологии и психологии полагают, что оптимальный возраст, когда ребенокбудет готов к четвероногому другу – от 6 лет. Конечно, все зависит от самогоребенка и от уровня его развития. Почему такая цифра? Именно в этом возрастеребенок начинает понимать, что животные так же способны чувствовать (боль идругие эмоции). Чем взрослее ребенок в своем развитии, тем меньше шанс того,что щенка он будет воспринимать как игрушку.
Какминимум, дети до 6 лет менее устойчивы, они могут упасть на животное и нанестиему травму, а это значит, что животное будет отвечать на случайное падениецарапинами, укусами. Чтобы с детства у ребенка не сложился страх или не возникбарьер по отношению к домашним животным, всегда лучше подождать. Такженеобходимо помнить, что маленькие дети склонны к крику и слезам, а это можеттравмировать психику, допустим, маленького щенка.
Проконсультируйтесь с педиатроми убедитесь в том, что у крохи нет противопоказаний: аллергии или другихпатологий иммунной системы. Порой аллергия на шерсть животных, корм для рыбок,перья птиц возникает непредсказуемо, даже у тех малышей, у которых раньше небыло подобных реакций.
Маленькие дети ещё непонимают, что рыжий Барсик или лохматый Джек — не игрушки и очень хорошо всёчувствуют. А ещё у малышей нет опыта правильного взаимодействия с животными.Следствие этого — расцарапанные руки и кот с перепуганными глазами. Идите нашаг впереди ребёнка и учите его правилам общения с четвероногими друзьями. Всёподкрепляйте собственным примером.
Начните показыватьмалышу животных во время прогулок или наведайтесь в гости к друзьям, у которыхдома живут зверята. Есть несколькоуниверсальных правил «знакомства» с кошками и собаками: присядьте вместе смалышом на корточки перед животным и протяните свой палец или ладонь. Есликошка потёрлась об него, а собака уткнулась мордой в ожидании «почесушек заухом», то это можно расценивать как согласие животного к дальнейшемувзаимодействию. Возьмите ладошку ребёнка в свою и нежно погладьте пушистогодруга.
Научите ребёнкаправилам гигиены при общении с животными: после прикосновения к ним надотщательно помыть ручки. Объясните, что нельзя целовать животных, спать с ними иесть из одной тарелки.
Давайте будемчестными: далеко не все домашние животные склонны играть с детьми. Научитемалыша правилам безопасности: например, что нельзя дразнить собак и гладить ихбез разрешения хозяина. Многие малыши с опаской относятся к животным, даже ксамым дружелюбным. И не желают знакомиться с ними, тем более — гладить иликормить. Это совершенно нормально. Не давите на ребёнка и не настаивайте наконтакте, а просто дайте ему время. Постепенно кроха «созреет» для игр иобщения с четвероногим приятелем.
Перед тем, какприобрести питомца, стоит решить важную проблему — какое домашнее животноеболее всего подходит ребенку. При принятии этого ответственного решения, стоитучитывать возраст ребенка, а также возможности по содержанию и уходу заживотным. Для малышей, которые еще не ходят в школу, прекрасно подойдёт зверек,которого можно потрогать и погладить, с которым можно поиграть, который будетотзываться на оказанное ему внимание. Для детей постарше выбор питомца болееразнообразный. Маленький ребенок вполне способен выполнять посильные емузадания по уходу за животным. Кроме того, обычно, он выполняет их судовольствием (например, кормит рыбок или насыпает корм котенку). Он также с удовольствиембудет гулять со щенком, взявшись за руку с кем-то из родителей. Важно, чтобыпервоначально это была совместная деятельность со взрослым. Ему необходимпример. Поэтому логичнее было бы начинать с малого. Если у ребенка есть четкиеобязанности, с которыми он справляется, постепенное их возрастание будетнормально восприниматься ребенком и приучит малыша к ответственности. Ведь вовсем хороша мера. И эта мера должна соотноситься с возрастом ребенка. Тогдауспех будет обеспечен. Общение с питомцами дарит детям радость, развиваетребёнка, учит любить окружающий мир, учит заботится о других, дисциплинирует,но это далеко не единственный положительный результат. Дети, которые с малыхлет начинают помогать взрослым заботиться о животных, раньше учатся ответственностии умеют правильно рассчитывать свои силы. Кроме того, им знакомо понятие долга,а значит, им легче выполнять задания и поручения, даже если делать их вовсе нехочется. Срабатывают навыки, полученные при уходе за питомцами. Помимо того,домашнее животное и ребенок могут стать лучшими друзьями, где есть преданностьи понимание. Это особенно хорошо, если ребенок в семье один.
Для правильногоформирования характера и чувства долга у детей очень важно развивать тактильноевосприятие. Совместные игры с животными способствуют этому как нельзя лучше.Если говорить о собаках, то существует множество видов спорта с собаками, гдехозяева принимают непосредственное и очень активное участие в играх исоревнованиях. Например, если ребенку скучно одному ходить в какую-нибудьспортивную секцию, то четвероногий друг всегда с восторгом составит емукомпанию. Тем более прогулки с четвероногим другом всегда пойдут на пользу нетолько ребенку, но и взрослому. Активный отдых и возня с животными улучшаюткоординацию движений, ловкость и реакцию.
Все знают о том, чтоживотные хорошо ладят с детьми. К тому же они помогают формированию ихсоциальных связей, что очень важно для детского развития. А всё потому, чтопитомец привлекает к себе внимание, и велика вероятность, что если ребёнокбудет гуляет со своим псом, то к нему с наибольшей вероятностью подойдут егосверстники и захотят познакомиться или погладить собаку. Именно поэтому общениес животными очень важно для интровертов и необщительным детей. Наличиеживотного также гарантирует человеку улучшение отношений с соседями и егознакомыми.
Те люди, которые в своёмдетстве часто контактировали с домашними животными, обладают более высокойсамооценкой и уверенностью в себе. Если же изначально у человека былазаниженная самооценка, то ему будет легче начать разговор со своим домашнимлюбимцем, нежели с каким-либо человеком. Гуляя с животными, дети приобретаютуверенность в себе и чувствуют себя в безопасности, что очень важно для них влюбом возрасте. Малыши чаще доверяют животным, нежели людям, в этом нет ничегоплохого, ведь домашние любимцы действительно заслуживают этого.
Животные помогаютсвоим маленьким хозяевам преодолевать застенчивость, робость и проблемы собщением, они становятся чем-то вроде связующего звена между самим ребёнком иего сверстниками.
И в конце можноподвести итоги и подсчитать плюсы и минусы общения вашего малыша с питомцем ввашем доме
Итак плюсы — животные:
– развивают в ребенкенаблюдательность,
– учат ребенка распознаватьэмоции,
– снижают стресс,
– учат ребенка ответственности,
– повышают физическуюактивность,
– учат бережному отношению кприроде,
– улучшает коммуникативныенавыки,
– учится состраданию.
И минусы:
– противопоказанияпо здоровью,
– нежеланиеодного из членов семьи,
– нестабильныйпериод жизни,
– отсутствиевремени,
– отсутствиеопыта или желания родителей научить ребенка основам безопасного и гуманногообращения с животным.
Интерес детей кживотным вполне естественен, более того, ребенок многому учится благодаря общениюс животными, становится более внимательным, лучше понимает других. Далеко невсе семьи могут позволить себе завести животное, в таких случаях можноудовлетворить интерес ребенка с помощью зоопарков, заповедников, кружков идругих мест, где можно пообщаться с животными. Если же вы приняли решениезавести животное дома, подойдите к этому ответственно и подготовьте всех членовсемьи к его появлению.
